На Святой горе Афон в монастыре Пантократор издана брошюра, которая рассказывает об украинской автокефалии.
Некоторые отрывки из брошюры обнародовал в Фейсбук пресс-секретарь Винницко-Барской епархии ПЦУ, клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора архимандрит Софроний (Чуприна).
«В 1991 году Украина стала независимым государством и, как следствие этого, Церковь Украины обратилась к Московскому Патриархату с просьбой осуществить необходимые шаги для предоставления ей автокефалии. В 1992 году украинские иерархи единогласно подписали обращение. Однако Русской Церкви было очень сложно предоставить Украине автокефалию, потому что это означало бы, что она потеряет территорию и святыни, которые имеют прямое отношение к ее истории, и в то же время потеряет на них влияние. Поэтому она выбрала лучше создать раскол в середине Украины, чем согласиться предоставить автокефалию».
«Раскол был сделан Русской Церковью, а не Вселенским Патриархатом. Все Поместные Церкви имеют общение с Вселенским Патриархатом. Русская Церковь прекратила общение с теми, кто признал новую автокефальную Церковь Украины».
«Автокефалия Украины – это церковный акт, что состоялся».
«Вселенский Патриархат действует, осознавая свою ответственность, являясь первой Церковью среди равных. Вселенский Патриарх знает, что он будет отвечать перед Богом, если позволит миллионам людей остаться в расколе... Можно сравнить Украинскую Церковь с чудесами Господа. Фарисеи, видя чудеса, все равно обвиняли Господа в отмене субботы. Они цеплялись за положения Закона. Они не могли постичь величие Бога».
«Мы все должны радоваться тому, что украинский народ в целом теперь нашел спасение. Церковь Христова насчитывает миллионы новых верующих».
«В Украине больше нет раскольников».
«Автокефальная Церковь Украины находится под благословением Матери-Церкви, которая предоставляла автокефалию другим Церквам, и это радует украинскую православную братию».
«Случай с Украиной гораздо легче, чем случаи, с которыми Церковь имела дело раньше... здесь различия административные, а не догматические».
Что касается роли Вселенского Патриарха в Православии: «Мы видим, что в Божественной Литургии всегда есть тот, кто предстоит и совершает Таинство. Все они могут быть равны по рангу, но один должен быть первым, в прообраз Христа. Даже на первом Апостольском соборе был лидер, святой Иаков, брат Господень. Все они были апостолами, но кто-то главенствовал и вел дискуссию».
«Прекращение поминовения и причастия – это меры, которые Церковь использует в педагогических целях. Однако в случае с Русской Церковью мы видим, что она использует это как средство мести тем, кто не согласен с ее корыстными целями. В ответ на признание Греческой Церкви пришло беспрецедентное решение прекратить общение с греческими епархиями, выступившими за признание новой автокефальной Церкви Украины, сохраняя при этом общение с несколькими епархиями, митрополиты которых выступили против признания. Очевидно, что Русская Церковь пытается разделить Греческую Церковь, а также опосредованно предупредить другие Поместные Церкви, которые хорошо осведомлены о проблемах, что могут быть вызваны политическими и финансовыми проблемами».
«Кое-кто думает, что критикуя и оскорбляя Вселенского Патриарха, они тем самым являются исповедниками веры. Но истинное исповедание – это поддержка истины, продиктованной правилами и Священным Преданием Церкви».
«В Церкви всегда были такие волнения, потому что там, где люди, там есть проблемы».