Created with Sketch.

Настало время педагогам-христианам объединить усилия

06.07.2011, 01:04

Сегодня в Украине все новые и новые сферы общественной жизни получают христианское прочтение. Активно действуют ассоциации христиан-медиков, юристов, журналистов, спортсменов и многие другие, активно трудятся христиане-депутаты и христиане-госслужащие. Настало время и педагогам-христианам объединить усилия в продвижении христианского видения в образовании и лоббирования интересов всех христиан — участников образовательного процесса.

К сожалению, в настоящее время духовно-мироззренческая составляющая образовательного процесса выпущена из виду и государством, и христианским сообществом. Мировоззрение миллионов украинских школьников строится на обрывках дарвиновской теории, языческих верований и оккультных представлений, едва прикрытых легким налетом христианства. Христианская страна, в которой 90 % жителей признают себя христианами, растит поколение, отстоящее весьма далеко от христианских принципов.

По данным госстатистики 2000 года количество детей школьного возраста в Украине сократилось на 2,5 млн. и сегодня составляет 4,3 млн школьников. Этот показатель — самый низкий за последние 20 лет! Количество общеобразовательных учебных заведений за годы независимости уменьшилось на 1 500 единиц и в текущем учебном году составляет 20 300 школ. В 2008-2009 году было закрыто 394 школы, а в 2010 количество школ сократилось на 115 единиц. Вряд ли это можно назвать «достижением» независимого государства, готовящегося отмечать свой юбилей. Сегодня работники сферы образования с ностальгией вспоминают 1995 год, когда количество учеников составляло 7 миллионов 143 тысячи, учителей почти 600 тысяч, а количество школ было самым высоким за последние годы — 22 300 учреждений. Но мало кто пытается произвести глубокий анализ ситуации и предложить конкретные меры к ее оздоровлению.

Аналитики утверждают, что всему виной сложная демографическая ситуация, вызванная тяжелым материальным положением украинцев. Однако все та же статистика свидетельствует, что среднедушевой доход наших сограждан значительно возрос по сравнению с теми же 90-ми, когда действительно ситуация была катастрофической. Но — тогда дети рождались, и шли в школу, и их намного реже бросали в роддомах... Возможно, причина в том, что 90-е были ознаменованы не только невиданным кризисом, но и невиданным духовным пробуждением во всех странах бывшего Советского Союза? Может быть, мы просто не в стостоянии предложить родителям качественную помощь в воспитании их детей — а сами они давно разучились это делать, да и необходимость зарабатывать деньги не оставляет им времени на качественное воспитание собственных детей?

Может быть, нам сейчас нужно обратить внимание не столько на материальное положение наших сограждан, сколько на общее состояние духовности, причем не только взрослых, но и детей? Не секрет ведь, что церкви оказывают духовное попечительство, в основном, взрослым людям. Уже то хорошо, что последние 3-4 года церкви стали уделять больше внимания молодежи, проводить для молодых людей не только лагеря и общения, но и обучающие мероприятия. Дети же по-прежнему видят христианство два часа раз в неделю на занятии Воскресной школы и раз в год — в 10-20-дневном христианском лагере. Хорошо, если ребенок растет в христианской семье, но ведь большинство детей воспитывается в семьях, где во главу угла ставятся деньги, слава, власть — если не бутылка водки, а то и шприц с наркотиком. Педагоги-христиане могли бы показать украинским детям другие горизонты, привить другие ценности — вечные ценности. Им это сделать легче всего, поскольку они и так находятся на этом миссионерком поле. Учителя светских и христиансих общеобразовательных школ постоянно, 5 дней в неделю общаются с детьми, имеют заслуженный авторитет у школьников и их родителей. Учитель в нашем народе всегда являлся носителем высокой нравственности, едва ли не пророком в своем «отечестве» - классе, школе, городе или селе... Сегодня, когда светские учителя один за другим сползают с этого пьедестала в погоне за всевозможными «благами» мира сего — кто, как не педагоги-христиане должны стать светочами, разгоняющими для своих воспитанников кромешнюю тьму царства зла, мира наживы, коррупции и преступности? Кто, как не они должны подавать детям пример правильного поведения и мудрого отношения к жизни?

Впрочем, они и так это делают, по силам и сверх сил. Делают, как могут, и как получается. Но им так необходимо понимание церквей, помощь братьев и сестер! Им так необходима поддержка государства!

Поддержка необходима также и детям, и их родителям. Конституция гарантирует каждому гражданину право на получение образования в соответствии со своими религиозными убеждениями — но кто об этом знает? Кто об этом вспоминает, когда детей заставляют в школе изучать «Гарри Поттера» или принуждают принимать участие в языческих обрядах, именуемых «народными традициями»? Кто сообщает родителям, что организовать в их школе уроки христианской этики очень просто: достаточно лишь написать заявление на имя директора школы и собрать достаточное количество подписей?

Мало кто из верующих христиан осмеливается возвысить свой голос и отказаться от изучения их детьми валеологии и присутствия на мероприятиях, в ходе которых происходит неприкрытое развращение детей. Школьников с 5-6 класса учат пользоватьса презервативом — и это называется профилактикой СПИДа; учителей обязывают подробно рассказывать детям о наркотиках — и называют это профилактикой наркомании. Осталось только научить детей пользоваться огнестрельным оружием для «профилактики вооруженной преступности» или веревочной петлей для «профилактики самоубийств»! Пришло время противопоставить этой практике грамотно преподнесенные паттерны христианского поведения; необходимо вырабатывать христианское отношение к различным событиям и обстоятельствам окружающей действительности.

Каким образом это сделать? Наилучший выход — это, конечно, расширение сети христианских школ и развитие уже существующих. Христианские школы должны иметь равные права со светскими учебными заведениями; их выпускники должны иметь возможность получать документ об образовании государственного образца, дающий право продолжать обучение в любом вузе Украины или за рубежом. Второй путь — поддержка христиан, работающих в светских учебных заведениях. Необходимо обеспечить защиту педагогов-христиан из разных конфессий, входящих в различные ассоциации или другие профессиональные объединения от незаконного давления или даже увольнения, обеспечить им право преподавать в соответствии с личными убеждениями, в контексте христианского мировоззрения — то есть, предоставить им те же права, что и учителям-атеистам.

Следующая задача — предоставить педагогам-христианам, директорам христианских школ и верующим родителям качественную правовую помощь, систематически знакомить их с законодательными актами, регулирующими их взаимоотношения со светскими преподавателями и государственными учреждениями. Родители должны знать, что они имеют право требовать для своих детей изучения в школе христианской этики; что они могут отказаться от изучения предметов, наносящих вред морали и верованиям их детей. Педагоги должны знать, что никто не может им запретить привносить христианские этические принципы в изучение различных школьных предметов и организацию внеклассных мероприятий. Более того: педагоги, как и все другие граждане свободного государства, коим является Украина, имеют полное право на открытое провозглашение своего вероисповедания. Разумеется, нет нужды превращать урок в проповедь, но признавать себя христианином и вести себя по-христиански имеет право каждый христианин. Очень ярко об этом сказал Блаженнейший Любомир Гузар на пресс-конференции по случаю выхода в свет его аудиокниги «Общество и власть»: «Ми маємо відстоювати своє право поводитися, як християни будь-де, в тому числі, і на робочому місці».

Не менее важно оказание духовной и консультационной помощи учителям, школьникам и их родителям. Сегодня в каждой школе имеется должность психолога, но практика показывает, что психологи-христиане на этом ответственном посту оказываются более эффективными, чем их светские коллеги. Часто проблема состоит не только нарушениях чувственно-эмоциональной сферы, кроется не столько в подсознании, но, скорее, затрагивает душу человека, а то и является следствием запущенных родовых проблем: оккультных практик, непрощения, неспособности относиться к каждому человеку, как к образу Божьему, искаженному грехом. Светская психология видит проблему, может даже дать советы по исправлению ситуации — но она неспособна менять сердца, как это делает Господь, и не дает ясного понимания смысла жизни, как это делает вера в Иисуса Христа. Даже взрослый порой не в состоянии осмыслить и объяснить, что именно его беспокоит — что говорить о детях! Христианский взгляд на проблему способен переломить ситуацию; христианская любовь способна залечить раны души и вернуть человека (как взрослого, так и ребенка) к полноценной жизни.

Часто христианские школы обвиняются в создании тепличных условий для их воспитанников, вследствие чего, дескать, в них взращиваются «духовные инвалиды», не способные противостоять натиску мира сего. И, надо признать, в чем-то это обвинение справедливо. В некоторых христианских школах дети действительно имеют мало возможностей общаться со сверстниками из светских школ. Но — с другой стороны: как школе строить нормальные взаимоотношения с другими учебными заведениями, как участвовать в различных мероприятиях для школьников, если они в нашей стране существуют на полулегальном положении? Если боятся рассказать о себе, опасаясь штрафных санкций от всевозможных контролирующих служб, а то и вовсе закрытия? Школы живут на благотворительные взносы, что усложняет финансовую отчетность и добавляет директорам головной боли. Необходимо на законодательном уровне уделить самое пристальное внимание легализации деятельности христианских школ, осуществлению программы финансирования учебных заведений по принипу «деньги ходят за ребенком» и других программ.

Еще одна проблема современной образовательной системы, с которой невозможно смириться — секуляризация учебников. Уже 20 лет мы живем в Независимом государстве, но в учебниках по-прежнему главенствует позиция воинствующего атеизма образца тридцатых годов прошлого века. Причем эта позиция издателей школьных учебников с годами, похоже, только укрепляется. Христианские издательства сегодня готовы предложить школе учебники, в основу которых положено христианское мировоззрение, а не пресловутая «обезьянья теория», давно доказавшая свою несостоятельность и отвергнутая многими здравомыслящими учеными и мыслителями (Энштейн, Ньютон и др.). Качественные учебники, основанные на христианском мировоззрении, предлагает издательство христианского научно-апологетического центра (г. Симферополь, Крым); хорошие пособия для учителей и родителей учащихся предоставляет ЦП МАХШ. Интересные наработки имеет ОГХЭУ (Одесса, Виктор и Светлана Санниковы) и многие другие. Необходимо либо предоставить право школам и отдельным педагогам пользоваться авторскими учебниками на свое усмотрение (разумеется, учебники должны пройти сертификацию в МОН и соответствовать общей программе образования) — либо проверить предлагаемые учебники и изыскать средства для того, чтобы лучшие из них были опубликованы и применялись в учебном процессе всех украинских школ. Необходимо также поддерживать педагогов-новаторов христианского образования и популяризировать их опыт при помощи СМИ, конференций и семинаров.

Вообще СМИ должны уделить самое пристальное внимание образованию, построенному на христианских принципах. Разумеется, первыми должны повернуться лицом к школе христианские сайты, радио, газеты и журналы. Их задача — представить христианский подход к образованию широкой общественности, а в перспективе — привлечь внимание своих светских коллег к освещению этой тематики. Выступления педагогов-новаторов и директоров христианских школ; интервью с родителями, чьи дети обучаются в христианских школах или у педагогов-христиан; репортажи о различных мероприятиях, проводимых в христианском контексте; информация о социальном служении школьников под руководством педагогов-христиан и многое другое может стать захватывающим сюжетом теле-радиопередач или публикаций в различных СМИ — в противовес «Битвам экстрасенсов», бесконечным «ужастикам», «страшилкам», сериалам и пошлым псевдо-комедиям, заполонившим интернет и телеэфир.

В круг интересов создаваемого нами Альянса, безусловно, должны также входить вопросы профессиональной подготовки и переподготовки христиан-педагогов на различных курсах и семинарах; организация и проведение Круглых столов по ключевым актуальным вопросам; взаимодействие с Ассоциациями юристов-христиан, медиков-христиан, с организаторами спортивного и лагерного служения, с церковными и парацерковными клубами, миссиями и организациями, предоставляющими просветительские христианские материалы об алкоголизме, наркомании, гомосексуализме и других нездоровых явлениях в современном обществе. Необходимо создать рабочую группу, которая занималась бы решением порученных ей практических вопросов и организацией различных мероприятий Альянса — в частности, подготовкой к Всеукраинской конференции педагогов-христиан осенью 2011 года. Нужно осуществлять систематическое информирование как членов Альянса, так и общественности, о деятельности Альянса через сайт и группы в социальных сетях, организовывать и осуществлять информационное сопровождение различных мероприятий Альянса и входящих в него ассоциаций, школ.

Таким образом, поле деятельности Альянса — поистине огромно! К тому же, еще и непахано. Есть где приложить силы, знания и умения каждому христианину, любой конфессии, ради того, чтоб наши дети имели возможность расти в христианской культуре и смогли стать активными христианами, несущими христианские ценности в мир.

(Доклад для Круглого стола "Педагог-христианин в современной школе")

Читайте также