Created with Sketch.

Не трогайте за имущество

16.02.2012, 00:01

Можно сказать, что министерство культуры в очередной раз – просто на сей раз до рези в глазах ярко – продемонстрировало непрофессионализм «команды профессионалов». В колоссальной степени и даже не слишком чем-то прикрытый – ведь министр почти не скрывал, что сам он в этом вопросе ни ухо ни рыло, разобраться даже не пытался.

У тех, кто следил за маневрами Министерства культуры на музейном направлении, наверное, до сих пор в голове так и не прояснилось. Ситуация по-прежнему не располагает ни к облегченному вздоху, ни хотя бы к понимающему кивку. То, что поначалу выглядело каким-то абсурдным блиц-кригом неизвестно против кого направленным, забуксовало – министр что-то пообещал, дал задний ход, интонации его речи ушли в диапазон от оправдательных до почти истерических.

Однако вопрос мучает: что это было? Зачем? Для чего или хотя бы кого?

Скорее всего, он так и останется без ответа.

Потому что не было во всем этом ни логики, ни глубоких продуманных решений. Атака на музеи была, в сущности, рывком со многими неизвестными и со многими же целями, которые даже по ранжиру распределить не представлялось возможным.

Деморализованные музейщики в полной растерянности лепечут что-то про «покушение на фонды» а то и вовсе о том, что все это затеяно, чтобы кого-то от чего-то отвлечь. Что ж, патер Браун неоднократно напоминал читателю, что умный человек прячет лист в лесу. Но то умный. А как назвать человека, который валит лес так, что только треск стоит, и все только для того, чтобы никто не догадался, то никакого листа у него нет. Нет листа, понимаете? Нетути!

Да и что можно «спрятать» в этаком лесоповале? Передачу Лавры – одной и второй - церкви? Смену руководства Софии? НХМУ? Только наоборот внимание привлечь – всех, в том числе тех, кто слово «музей» вообще впервые в жизни услышал в связи с этим скандалом. Говорили даже о том, что для того мол и делалось – чтобы отвлечь народ от социалки, экономики, девальвации, таможенного союза, Тимошенко и, по возможности, от мороза, к которому оказались готовы только спичрайтеры премьер-министра. Да, есть от чего отвлекать избирателя, который снова скоро понадобится. Но, помилуйте, - музеями?!

Правдоподобнее выглядит версия о том, что все собирались «провернуть» в аппаратном порядке не привлекая внимания публики – сумели же как-то перераспределить некоторые промышленные объекты, остатки киевской и крымской земли, много чего сумели заново поделить, и назначить кого надо кем надо – тоже, в общем, почти везде сумели. Вот и до музеев добрались. Даже некоторую осторожность, видите, проявили – львовские музеи, то есть Возницкого, трогать не решились. И некоторую политкорректность продемонстрировали – дали ответственный пост Дмитрию Стусу. Но все равно не рассчитали. Слишком привыкли полагаться на простые решения.

Так может, он выкатывает пробные шары? - вопрошают музейщики. Ну, такие себе шарики размером с Говерлу - Лавра, София, НХМУ. Ах, не получилось? Общественность  сопротивляется? Ну так мы сразу два шага назад – и общественность к себе на чай.  Пригласим ее к сотрудничеству, совета попросим. Вопрос о том, почему совета не попросили до того, как принять решение, разумеется, праздный.

Или вот предположение о том, что министерство культуры так или иначе пытается поучаствовать в наполнении бюджета. Музеи подвернулись под руку как то самое «ненужное», которое можно продать, когда денег решительно нет. С тем, что это «ненужное», надеюсь, спорить никто не будет. Если есть иллюзии – поинтересуйтесь зарплатами музейных работников. Не удивляйтесь. Не хватайтесь за сердце. Вас предупреждали.

Но с продажей «ненужного» не получилось. И не потому, что восстала культурная общественность и изобличила коварных Тимонькиных, которые подвернулись как раз вовремя, чтобы послужить громоотводом. То есть вполне возможно, что министерство идею перевести музейные фонды в активы отрабатывало - ведь в госбюджете дырка размером с сам госбюджет. Но проблема в том, что ничего такого, из-за чего имело бы смысл мараться во имя процветания госбюджета, в наших фондах просто нет. Во всяком случае, в количестве достаточном для поддержания экономики хотя бы на аппарате искусственного дыхания. И, видимо, кто-то сведущий таки донес эту мысль до ушей официальных наших культуртрегеров.

Из той же оперы - предположение, что была надежда поправить дела (в том числе частные) на музеях и прочих туристических объектах в период Евро-2012. То есть я знаю, что наше руководство, мягко говоря, склонно оценивать это событие неадекватно. Но предположение о том, что наши музеи станут объектом массового интереса футбольных болельщиков – фантастичнее, чем «Гарри Поттер». Во-первых, хоть на себя бы посмотрели, право слово. Когда господа Суркис или Колесников последний раз посещали НХМУ хотя бы – этот музей ближе прочих к их месту работы?

А во-вторых, Европа так насыщена, а местами буквально нашпигована и культурой, и наследием, что ее коренному населению совсем не надо ехать за ней к не слишком давно и не особо глубоко цивилизированным варварам. Не надо кидать в меня камни, завернутые в страницы нашей славной историей – она и для большинства из нас, давайте честно, не то чтобы слишком славная, чтимая и даже просто почитываемая. Но дело тут не только в нас, но в первую очередь в них, в гостях наших дорогих – в их самодостаточности и, в общем, некоторой культурной пресыщенности. Чем может поразить любой украинский художественный музей – или даже все они вместе взятые – человека, видевшего хотя бы одну из мюнхенских пинакотек? Остается разве что пригламуренный гопак на Хортице и экстремальные экскурсии в Чернобыль. Наши «святыни» им чужды. Но о «святынях»  - ниже.

Можно сказать, что министерство культуры в очередной раз – просто на сей раз до рези в глазах ярко – продемонстрировало непрофессионализм «команды профессионалов». В колоссальной степени и даже не слишком чем-то прикрытый – ведь министр почти не скрывал, что сам он в этом вопросе ни ухо ни рыло, разобраться даже не пытался. По Софийскому собору - просто подмахнул выводы комиссии и не глядя согласился с рекомендацией уволить гендиректора заповедника. По Киево-Печерскому заповеднику – назначить замминистра. Врач по образованию? Так она же еще и юрист! И успешно работала на посту замминистра – это по-вашему ничего не значит? С точки зрения хоть немного профессиональной – таки нет, ничего не значит. Даже смешно рассказывать министру культуры, что юрист должен работать с законами, а не с музеями.

Министр культуры не был готов и к той реакции, которая последовала за сенсационными увольнениями. На брифинге – даже когда уже все знали, что народу туда придет много и с совершенно определенными вопросами – он мямлил и уклонялся. А в интервью «Зеркалу недели» выглядел, по меньшей мере, неубедительно, чтобы не сказать нервно. Например, его аргументы по Софийскому заповеднику оказались просто смехотворными – и такие работы они не проводили, и сякие. Интересно, заповедник не согласовывает планы своих работ с вышестоящими инстанциями, т.е. с министерством? Не выполнил план? И самый пикантный вопрос – работы, которыми возмутительно манкировало руководство заповедника, были профинансированы? Но ведь финансовая проверка прошла, говорят, безупречно. А что касается государственного финансирования – оно идет, как известно, главным образом на зарплаты да на заплаты – это известно не только сотрудникам заповедников и прочим работникам бюджетной сферы, но и абсолютному большинству читателей, которым министр в своем интервью так незатейливо пытается втереть очки.

Судя по всему, проверки и кадровые решения в области от него далекой и не слишком ему интересной министр переложил на плечи чиновников министерства. Которые использовали эту возможность как для собственных карьерных рывков, так и просто для сведения личных счетов. Вот такие теперь основания государственной политики в области культуры в исполнении «команды профессионалов».

Собственно, министр получил по заслугам – за действия своей «команды» должен был отвечать он. И ни один из его ответов не выглядел солидно – слишком уж ситуация сложилась такая, несолидная. В результате, как бы размашисто все не выглядело, гора родила мышь. И Куковальская уже не до конца уволена, и Мельник из «уволенных» переместился куда-то между «выговором» и «строгим выговором». И на все прочие «конфликтные» посты будут теперь объявлены конкурсы, и общественности пришлось пообещать «до новых встреч».

Все, что осталось министру – сетовать на то, что музеи наши погрязли во вчерашнем дне и выудить их оттуда должны... да-да, не хватайтесь за сердце – «профессионалы»,  «менеджеры» и «молодые». Такая вот троица, упоминание которой по волшебству должно отмести все претензии и придать инициатору балагана вид благолепный.

Но вместо этого министр снова всей тушей садится в галошу. Среди тех, кого он самолично назначил на ответственные посты, собственно менеджеров-музейщиков нет. Что неудивительно – у нас их не делают. Музейщиками и менеджерами в этой области особо одаренные становятся «по опыту», а не по образованию (как правило, впрочем, этого не случается). Соответствующие факультеты в вузах стыдливо прикрываются. И это правильно – для них нет ни программ, ни преподавателей. И быть не может, потому что нет государственной программы организации и развития музеев. А ее нет, потому что нет специалистов, готовых изучать, составлять, внедрять, пробивать. А их нет, потому что их не делают. Ну что, круг замкнулся, наконец? Вот и ладушки. Значит, можно начинать откуда угодно – а хоть с массовых увольнений сотрудников с последующей передачей их кресел другим сотрудникам. Все равно на ситуацию это никак не повлияет. А людям приятно. Некоторым.

Скандал нанес чувствительный удар по репутации Министерства культуры и министра лично. Но его отголоски распределяются весьма занимательно. Вот вам контрапункт к этому музейному разъезду: регистрация законопроекта о передаче ряда культовых сооружений церкви, причем явно дается понять, что это только аванс и на этом дело не остановится. И подголоском – регистрация проекта закона «О паломничестве», предполагающего учет и контроль деятельности паломнических отделов и агентств с целью совершенно прозрачной и естественной для государства – поддержать казну налогом.

На самом деле посыл прозрачный до чрезвычайности: мы отдаем вам то, с чего мы сами сделать деньги не можем. А вы можете. Мы знаем, что можете. Так делайте. Только делитесь.

Можно предположить, что поскольку речь идет о передаче собственности в первую очередь УПЦ, с нее и первый спрос. И УПЦ отреагировала оперативно: была собрана конференция, на которой законопроект обсудили, внесли правки, составили список предложений и попросили митрополита Владимира приложить все свои силы к тому, чтобы этот закон принят не был. Несмотря на болезнь. И приписанную ему московским начальником недееспособность. Кстати, людям, которые изо всех сил стараются повалить титана, стоит задуматься. Ведь ситуации, которые потребуют титанических усилий, будут возникать и дальше, а среди возможных преемников нынешнего главы УПЦ – титанов не видно. 

Один профсоюзный функционер как-то сказал золотую фразу: «Надо поддержать? Мы поддержим. Только не трогайте нас за имущество». Так вот, обещанное о «святынях». То, чего действительно не в состоянии сделать государство – конвертировать хотя бы часть нашего прекрасного наследия в звонкую монету – может сделать церковь. Но только попробуйте тронуть ее за имущество! Тут она забывает о «симфонии» и становится нормальным институтом гражданского общества – оказывает сопротивление, модилизует СМИ, задействует лоббистский потенциал, в критической ситуации – может организовать мирную акцию протеста в виде пикета или шествия.

Что до имущества – пардон, святынь - УПЦ действительно на особом положении. Не потому даже, что к ним благоволит власть, а потому, что их «святыни» в ряду «святынь» других конфессий Украины - едва ли не наиболее доходные. Если УПЦ и есть смысл поддерживать миф про «Русский мир», «общую колыбель» и т.п., то вовсе не потому, что там собрались москвофилы и/или украинофобы, а потому, что это имеет чисто коммерческий смысл. Это делает украинскую землю «Землей обетованной», Киев – «нашим Иерусалимом», скромную копию константинопольской Софии – Нашим Храмом и т.д. В общем, «Святая Земля» для паломников и «религиозных туристов» со всех концов постсоветской Евразии.

Поэтому вопрос «единства», имущества и напрямую связанный с ним вопрос организации паломнических туров так важен для церкви – это одна из весомых статей ее доходов. И она может их получать на тех объектах, на которые государство только тратит. То, что получает Киево-Печерский заповедник на продаже билетов, страшно возмущающей наместника монастыря – смешные копейки по сравнению с тем, что может получать монастырь, если он поставит паломничество на нормальную ногу. А поставить нетрудно – такая святыня как Киево-Печерская Лавра в рекламе не нуждается. Митрополит Павел в своем стремлении освободить помещение инфекционной больницы может взывать к призраку Евро-2012 – он просто знает, что это любимая мозоль товарищей, принимающих решения. Евро-2012 по своим финансовым возможностям – ерунда по сравнению с нескончаемой вереницей людей, желающих посетить, приложиться, поучаствовать в богослужении, заказать молитву или требу, купить несколько безделиц для родных и близких.

Поэтому я бы не стала усматривать за каждым имущественным решением в пользу УПЦ преступное желание Москвы завладеть «нашими святынями». С Москвой, скорее всего, если и поделятся, то не слишком щедро. Пускай удовлетворяется символическим капиталом «единства», воплощенного в «общих святынях». То, что патриарх Кирилл добивается у украинского руководства решений, благоприятных для казны УПЦ, несомненно, придает ему популярности у архиереев УПЦ. Вот пускай и трудится – их благосклонность ему очень нужна.  

Но если наши государственные мужи надеются, что церковь в ответ на помощь с решениями имущественных вопросов поможет им с разрешением бюджетных проблем, боюсь, их ждет разочарование. Не меньшее, чем постигло Министерство культуры, погоревшее на таких простых с виду кадровых вопросах.

Екатерина ЩЕТКИНА

Читайте также