Ценность свободы остается малораскрытой для постсоветских людей, даже для воцерковленных верующих. Идеи свободы принято даже ругать; поскольку они не соответствуют православию византийско-московского типа, тем хуже для них. Так, о правах и достоинстве человека судят не по «естественному закону», не по Конституции, не по Библии, а по документам РПЦ или особенностям русского характера.
Двадцать лет назад распался СССР – богоборческая империя зла и тюрьма народов. Но еще до распада многие народы этой империи сделали свой выбор в пользу независимости. Для Украины такой выбор не был случайным или одномоментным, процесс растянулся во времени, был связан с канвой политических событий и внутриобщественными дискуссиями. Еще 16 июля 1990 года Верховный совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года утвердил ее основные пункты Актом провозглашения независимости Украины. Окончательное решение было ускорено августовским путчем ГКЧП, но учитывало не столько конъюнктуру момента, сколько «волю украинского народа и его извечное стремление к независимости»
Привыкшие держаться за «старшего брата» до сих пор переживают накаты ностальгии. Для них распад СССР и парад суверенитетов – «геополитическая катастрофа». Можно понять российских политиков, чьи имперские планы связаны с возрождением наднациональной государственности, но трудно понять христиан, чающих «всеобщего братства» с тунгусом и другом степей калмыком под сенью златоглавого орла или красной звезды.
Ценность свободы остается малораскрытой для постсоветских людей, даже для воцерковленных верующих. Идеи свободы принято даже ругать; поскольку они не соответствуют православию византийско-московского типа, тем хуже для них. Так, о правах и достоинстве человека судят не по «естественному закону», не по Конституции, не по Библии, а по документам РПЦ или особенностям русского характера.
С правом народа на свободу дело обстоит подобным образом. Особенность, уникальность каждого народа, его право на религиозную, культурную и политическую независимость, так же малоценны в глазах (пост)советского человека, как и человеческая индивидуальность.
Между тем право человека на судьбоносный выбор, как и право народа на независимый путь, оправдывается богословско-библейски. Бог слишком уважает каждого человека и каждый народ, чтобы лишить их свободы, даже если она граничит с опасностью и роковыми последствиями.
Очевидно, есть народы, способные жить в чужой тени, даже не мечтающие о собственной государственности и особой роли в истории. Очевидно и то, что украинский народ предопределен к самостоятельности и вечной борьбе за нее. Вместо того, чтобы искать легкие пути, легкость которых связана с отказом от себя, стоит однажды решиться на благо и бремя свободы, учиться ответственно распоряжаться своей свободой, идти своим путем последовательно и терпеливо.
Церковь может пройти этот путь с народом. Для нее это уникальная возможность участвовать в закладке фундамента национальной идентичности и стать его частью.
Бог слишком любит украинский народ, чтобы лишить его права выбирать свой образ жизни и свой образ будущего. Независимость – Божий дар, который нельзя назвать легким, но без него нельзя достигнуть зрелости.