Пока в РПЦ спекулируют на тему хиротонии епископата бывшей УАПЦ, мы опровергаем спекуляции и доказываем каноничность
После получения Томоса об автокефалии Православная Церковь Украина ожидает признания и налаживания евхаристического общения со всеми другими Автокефальными Православными Церквями. Некоторые церкви, такие как Кипрская и Албанская, высказали ряд сомнений относительно хиротоний (рукоположений) представителей ПЦУ и правильности того, что Вселенский патриархат 11 октября 2019 г. принял клириков бывших УПЦ КП и УАПЦ без повторных хиротоний или хиротесий (чин дополнения хиротонии), признав их духовные саны. Вселенский патриарх Варфоломей в ответ направил предстоятелям этих церквей историко-каноническое исследование, которое доказывает действительность осуществляемых хиротоний в расколе при условии наличия апостольского преемства.
Полный текст этого исследования на русском языке доступен на сайте Cerkvarium (греческий оригинал есть на официальном сайте Вселенского патриархата), так же как и сокращенная версия с основными положениями. Суть этого историко-канонического исследования сводится к тому, что хиротонии, даже совершенные в расколе, но законным епископом, который в свою очередь получил законную хиротонию и имеет апостольское преемство ‒ действительные, и таких клириков следует принимать в церковное общение в их сущем сане. Важно, чтобы у них была апостольская преемственность.
Не возникает сомнений в наличии апостольской преемственности у епископата бывшего Киевского патриархата, ведь большинство из них рукополагал бывший патриарх Филарет, который вышел из РПЦ вместе с каноническим епископом Почаевским Яковом (Панчуком). Более того, согласно 1 Правила Святых Апостолов, епископская хиротония считается действительной, если она совершена минимум двумя епископами. То есть митрополита Филарета и епископа Якова в 90-х гг. было достаточно, для того чтобы осуществить хиротонии и передать апостольское преемство.
Однако все чаще можно услышать сомнения относительно хиротоний представителей УАПЦ и конкретно ее последнего главы митрополита Макария (Малетича).
Мы проследили все цепочки хиротоний епископов, рукоположения которых сходятся к владыке Макарию. Их очень условно можно разделить на три группы: линия от митрополита Иоанна (Боднарчука), линия от патриарха Мстислава (Скрыпника) и линия от бывшего патриарха Филарета (Денисенко). Условно потому, что преобладающей линией является первая, ведь две другие были дополнительными к стержневой первой линии. Ее и рассмотрим подробно.
Макарий (Малетич) был рукоположен во епископа 3 ноября 1996 г. владыками Димитрием (Яремой), Игорем (Исиченко) и Мефодием (Кудряковым). Патриарх Димитрий (Ярема) был хиротонисан во епископа 5 сентября 1993 г. владыками Игорем (Исиченко), Феоктистом (Пересадой), Михаилом (Дуткевичем) и Петром (Петрусем). Владыка Петр (Петрусь) был рукоположен 7 апреля 1992 г. архиереями Антонием (Масендичем) и Романом (Балащуком). Митрополит Антоний (Масендич) был рукоположен во епископа 16 сентября 1990 г. владыками Иоанном (Боднарчуком), Даниилом (Ковальчуком) и Владимиром (Романюком). Патриарх Владимир (Романюк) был хиротонисан во епископа 29 апреля 1990 г. владыками Даниилом (Ковальчуком), Андреем (Абрамчуком), Василием (Боднарчуком) и Иоанном (Боднарчуком).
И вот здесь мы приходим к самому интересному ‒ хиротонии Василия (Боднарчука). Фактически это был первый епископ, рукоположенный в УАПЦ. От него идут хиротонии многих владык ‒ Андрея (Абрамчука), Данила (Ковальчука), Владимира (Романюка) и так далее вплоть до последних руководителей УАПЦ ‒ Мефодия (Кудрякова) и Макария (Малетича).
Именно вокруг хиротонии Василия (Боднарчука) и существует больше всего вопросов и спекуляций. Василий (Бондарчук) по общеизвестной версии был рукоположен 31 марта 1990 г. Иоанном (Боднарчуком) и Викентием (Чекалиным). Иоанн (Боднарчук) в то время был епископом РПЦ, и в его хиротонии сомнений нет. Камнем преткновения является Викентий (Чекалин). Он в то время представлялся епископом Русской Православной Катакомбной Церкви. Согласно данным Открытой Православной Энциклопедии «Древо» он был рукоположен во епископа в августе 1986 г. митрополитом Калининским и Кашинским РПЦ Алексием (Коноплевым), епископом Иоанном (Боднарчуком) и епископом Катакомбной церкви Владимиром (Абрамовым). Даже, если не считать Абрамова законным епископом, то в хиротонии Чекалина участвовали двое архиереев РПЦ, которые имели апостольскую преемственность. Этого достаточно, чтобы сам Чекалин тоже унаследовал эту апостольскую преемственность.
О том, кем стал Чекалин позже, существует немало слухов (от протестанта до буддиста), но нас это мало интересует. Ведь в 1990г. при хиротонии он был именно православным епископом с апостольским преемством.
Кстати, тот факт, что Иоанн (Бондарчук) позже вместе с тем же Чекалиным рукополагал своего брата Василия (Боднарчука), свидетельствует о том, что Иоанн был уверен в хиротонии Чекалина, иначе бы не подставлял себя и своего брата. Вероятно, эта уверенность основывалась на собственном участии в этой хиротонии.
Однако сам Чекалин был лишь третьим епископом в хиротонии Василия (Боднарчука). Еще одним архиереем, кроме Иоанна (Боднарчука), был епископ Варлаам (Ильющенко), в то время управляющий Симферопольской и Крымской епархией РПЦ. Он боялся наказания со стороны РПЦ, а потому во времена своей жизни взял обещание с участников и очевидцев этой хиротонии в том, что его имя при жизни не будет раскрыто.
Однако уже после его кончины была опубликована Грамота про хиротонию епископа Василия (Боднарчука), где была подпись епископа (Варлаама).
Также существует удостоверенное личной подписью свидетельство очевидца той хиротонии Игоря Сас-Жураковского. Как утверждает архиепископ Игорь (Исиченко), свидетельство очевидца было передано Вселенской патриархии еще в 2000 году (Исиченко И., архиеп. История Христовой Церкви в Украине. Харьков: Акта, 2008. С. 367. ‒ цит. По Цап М. Первоиерарх УАПЦ митрополит Иоанн (Бондарчук) и провозглашения патриархата в Украине // Украинское православие в контексте истории и общественных трансформаций. Тернополь, 2014. С. 213.).
Таким образом, в хиротониях епископата УАПЦ участвовали архиереи, которые получили рукоположение в РПЦ, а также дополнительная линия от патриарха Мстислава (Скрыпника). Следовательно, если кто-то не признает апостольского преемства епископов бывшей УАПЦ, то надо признать отсутствие апостольского преемства и в самой РПЦ.
Для наглядности публикуем специальную графику с линиями хиротоний в УАПЦ.