Да простят мою дерзость представители УПЦ (МП), но в последнее время стало модно укреплять православие и развивать духовность народа только одним нехитрым способом – деньгами.
Если вы не перестанете так щедро дарить награды
и так бездумно жаловать венки,
то ни от награждаемых не ждите благодарности,
ни для государства – поправления дел;
потому что подлецов вы не переделаете к лучшему,
а хороших людей только вгоните в крайнюю тоску.
Эсхин,
древнегреческий государственный деятель
(389–314 гг. до н.э.)
Об отношениях Церкви и власти можно писать трактаты. Они колеблются от открытого противостояния до полного слияния с конкордатами в промежутке. Какие-то совместные акции приносят пользу Церкви, какие-то – государству, какие-то – им обоим. Но факт остается фактом: Церковь не может надолго находиться в полной гармонии с государством без потери своей репутации или самоидентификации. Государство, в лице его официальных лиц, может выступать как помощник Церкви, как ее же растлитель или гонитель. Оттенков между белым и черным очень много, и часто между двумя соседними тонами разницы почти не видно, поэтому легко переходить из крайности в крайность. Причем практика показывает, что государство редко когда бывает в проигрыше от союза с религией. Чего не скажешь о религии. В этом вопросе, как всегда, очень важно чувство меры.
Ну, о том, что наш народ оценил труды премьер-министра на ниве социально-экономического развития несколько иначе, чем УПЦ (МП), можно даже не говорить. Тут с народом не посоветовались, сразу видно. А каким образом господин Азаров укрепил православие и развил духовность народа? Ведь это слова, за которыми должны быть конкретные дела, абстрактного смысла они для верующих людей иметь не могут. Да простят мою дерзость представители УПЦ (МП), но в последнее время стало модно укреплять православие и развивать духовность народа только одним нехитрым способом – деньгами. Некогда очень популярный харизматический лидер Алексей Ледяев стал автором одного смыслового парадокса: «Деньги – колеса Евангелия». На этом постулате зиждилась вся стратегия развития его общины. Похоже, актуальность этого утверждения не утрачена и для православия.
Не секрет, что «штаб-квартира» канонического православия в Украине – Киево-Печерская Лавра – регулярно получает немалое «вспомоществование» от государства. От государства – то есть, из бюджета, который, как известно, наполняют не только представители канонического православия. И, увы, наполнение это происходит – особенно в последние пару лет! – не самым порядочным путем. Налоговые законы, принятые в нарушение регламента при отсутствии фактического парламентского консенсуса (то есть, с помощью кнопкодавства); вступающие в силу «задним числом», а не с момента опубликования; изменения в элементы налогов и поборов, вступающие в силу без выдержки 6 месяцев до начала нового бюджетного периода (пп.4.1.9 ст.4 Налогового кодекса) — это только часть той системы, которая сегодня призвана собирать налоги. Уже не говоря о способах их выбивания и коррупционной составляющей многих отношений налогоплательщиков с бюджетом. С бюджетными деньгами власть предержащие прокручивают много всяких сомнительных схем.
Но разве стоит обращать какое-то пастырское внимание на законодательный беспредел «верных чад Церкви», если в конечном итоге власть с барского плеча подарит шубу? Церкви гораздо удобнее зависеть финансово от государства и крупных спонсоров, чем от пожертвований верующих. С одной стороны, финансовое внимание государства к Церкви можно оправдать, поскольку значительное число культовых сооружений – памятники архитектуры, которые с большим трудом «приспосабливаются» к современной экологической обстановке и градостроительному беспределу. А если учесть, что часто церкви строились на возвышенностях, которым сегодня грозят оползни и разрушения склонов, то есть смысл в том, что государство принимает посильное участие в сохранении этих памятников – по сути, наших общих памятников. Но тогда разве заслуживают чиновники наград от Церкви за исполнение своих прямых обязанностей, тем более за счет всех нас? Неужели некому им объяснить, что сохранение памятников архитектуры и укрепление православия – это вообще явления разного порядка, хотя и пересекаются иногда в пространстве и времени? Или так теперь представители канонической Церкви понимают православие? Ну, а как финансирование Лавры укрепляет духовность народа – вообще непонятно. «Ну, как же непонятно? Есть Лавра – есть и духовность!» Ну, да, если б так было все просто.
Не углубляясь в эту тему этического характера, отмечу только, что Церковь, в лице ее отдельных иерархов, на данный момент демонстрирует наличие такого имущества (движимого, недвижимого и носимого на себе), которое, с одной стороны, не вяжется с образом христианского священника и его реальными профессиональными потребностями, а с другой – позволяет предположить, что на самом деле деньги у Церкви на сохранность своих храмов имеются. Достаточно просто хорошо поскрести по этим «сиротским» сусекам. А уж последние скандалы, связанные с расследованием прозрачности и направления расходования средств, выделенных на Кафедральный собор УПЦ МП, дают повод сомневаться, что в Церкви есть люди, для которых общественный интерес выше личного. И тень этих сомнений падает на все православные юрисдикции!
Поэтому частенько финансовая помощь Церкви из бюджета воспринимается так же негативно, как и льготы для народных депутатов. Нельзя выглядеть одновременно и роскошно, и нищим с протянутой рукой. Противоречие между внешним и внутренним порождает сильнейший когнитивный диссонанс, который не преодолевается уговариванием церковных спикеров не заглядывать в чужой карман. Да кто ж виноват, что содержимое кармана все время тянет всем показать? Статусные предметы обихода именно для того и существуют, чтобы призводить внешний эффект, они предназначены для демонстрации! Спрятанные в подпол (гараж, коробочку), они сразу же теряют половину ценности. И почему-то благочестиво считать, что грешат не демонстраторы незаработанной роскоши, а те, кто возмущается этой показухой.
В то же время совершенно понятно, что действительно нуждающиеся в финансовой помощи – настоятели небольших сельских приходов – никогда в жизни никаких щедрот сверху не дождутся. Наоборот, они обязаны собирать епархиальные взносы и отправлять, опять-таки, туда же, на «сиротский» верх. В общем, в Церкви, как и везде: неимущие из последних сил платят налоги или взносы, от которых персонально освобождены имущие. И никаких наград по этому поводу трудяги никогда не получают.
Последнее награждение Азарова выглядело как плевок в лицо миллионов налогоплательщиков, над которыми в самом прямом смысле издевается власть
А вот Азаров получает. Вернемся опять к нему. Поскольку этот человек слышит только себя, он никогда не признает, что своими «профессиональными» действиями и неуемными «трудами на ниве» он и его команда фактически разоряют страну. Как человек, постоянно работающий с Налоговым кодексом, отмечу, что этот документ является теперь пожизненным памятником непрофессионализма и безграмотности лично Николая Яновича. И очень жаль, что стоны отечественных предпринимателей не слышны в стенах Киево-Печерской Лавры. Там, как всегда, только тишь, гладь да Божья благодать. Там любят кататься на саночках, которые другим толкать под горку. Деньги – они ж не пахнут, как говаривал император Домициан. В этом контексте последнее награждение Азарова выглядело как плевок в лицо миллионов налогоплательщиков, над которыми в самом прямом смысле издевается власть.
И можно даже не говорить, какой скверный педагогический эффект на наш в высшей степени духовный народ производит награждение господина Азарова. «От Церкви можно откупиться» — вот что должен думать рядовой верующий, когда ему приходится делать какой-то моральный выбор. А глядя на праздничные свечкостояния на камеру Президента и его окружения рядом с Митрополитом Киевским, народ должен в порядке повышения своей духовности сделать вывод: каким бы ты ни был беспредельщиком, Церковь все тебе простит – в обмен, опять-таки, на посильную финансовую помощь. И все потихоньку втягиваются в эту новообразованную систему индульгенций, закладывая на будущее серьезный внутрицерковный конфликт между «иосифлянами» и «нестяжателями».
И, как бы это ни было неприятно говорить, все чаще и чаще звучит мысль, что именно Митрополит Владимир должен нести персональную ответственность за раздачу своих благословений на проведение самых одиозных акций и за негативный резонанс, который возникает в результате.
Благодарственные акции со стороны Церкви не имеют никакого ценностного значения в глазах чинуш, кроме одного: легитимизации их беспредела
«Так все же Церкви награждают чиновников, и все Предстоятели с ними охотно позируют перед камерой!» Да, увы, эта традиция не могла не соблазнить всех нас. Однако сегодня складывается как раз такая обстановка, которая сама собой подталкивает к смене тренда. К осознанию того, что на самом деле подобные благодарственные акции со стороны Церкви не имеют никакого ценностного значения в глазах чинуш, кроме одного: легитимизации их беспредела. Эти люди искренне верят, что одно рукопожатие Митрополита Владимира, показанное по всем центральным телеканалам, способно их защитить от народного недовольства. «Церковь за нас, Церковь с нами, а значит, те, кто против нас, – против Церкви и Бога!» Людям предлагают совершенно аморальный выбор: быть с Церковью – и значит, одобрять творимое ее «благодетелями» зло, называемое упорно добром, или по совести своей протестовать против зла, одновременно вступая в нравственный конфликт с Церковью. Да, люди выберут что-то одно. Ценой предательства другого. Но если первых будет больше, то тактическое приспособление обернется стратегическим провалом в виде утраты Церковью своего главного «капитала» — права называться нравственным авторитетом и доверия мыслящих людей. Утраты до такой степени, что для возвращения доверия придется радикально менять вывеску.