Пресс-служба Совета епископских конференций Европы и Секретариат Главы УГКЦ в Риме обнародовали итоговый коммуникат 22-й Встречи восточных католических епископов Европы, проходившей с 12 по 14 сентября в Украинской папской коллегии святого Иосафата в Риме.
Пресс-служба Совета епископских конференций Европы и Секретариат Главы УГКЦ в Риме обнародовали итоговый коммуникат 22-й Встречи восточных католических епископов Европы, проходившей с 12 по 14 сентября в Украинской папской коллегии святого Иосафата в Риме.
Документ распространил 17 сентября Департамент информации УГКЦ.
На встрече, организованной Советом епископских конференций Европы (CCEE) и Украинской Греко-Католической Церковью на тему «Вселенская миссия Восточных Католических Церквей Европы сегодня», приняли участие около семидесяти делегатов – представителей Восточных Католических Церквей в Европе. Работу конференции открыл кардинал Анжело Баньяско, президент Совета епископских конференций Европы. В приветственном слове он выразил надежду, что «эта Встреча сможет ускорить путь к единству всех христиан, в котором так нуждается Европа! Пусть наш взаимный обмен мнениями и наши размышления будут скромным содействием в наполнении молитвы Иисуса Христа, чтобы все были одно». Блаженнейший Святослав, Глава и Отец Украинской Греко-Католической Церкви, подчеркнул важную экуменическую миссию Восточных Католических Церквей и «необходимость для восточных католиков быть катализаторами экуменизма».
На конференцию были приглашены многочисленные докладчики, среди которых кардинал Леонардо Сандри, префект Конгрегации Восточных Церквей. В своем докладе кардинал Сандри подчеркнул: «Восточные Католические Церкви родились не только в результате определенной исторической ситуации, а существуют по Божьему промыслу. Это подтверждение того, что разнообразие в лоне Церкви является проявлением Божьего плана». Кардинал Курт Кох, президент Папского совета содействия единству христиан, в своем слове вспомнил о том, что «настоящая цель экуменического движения, то есть восстановление видимого единства Церкви, полное церковное сопричастия, еще не достигнута и для ее достижения, вероятно, понадобится гораздо больше времени, чем казалось». Он также говорил о необходимости установления общей экуменической цели, чтобы «не продолжать отдаляться друг от друга». Государственный секретарь Святого Престола кардинал Пьетро Паролин рассказал о связи между дипломатией и экуменической деятельностью и о том, как эти два измерения тесно связаны между собой, учитывая стиль и цели, и очертил их совместную цель: «Работать над восстановлением мира там, где царит раздор, считать прощение единственным эффективным лекарством после столетий недоразумений, не забывая, однако, о том, что у христиан нет любви без истины».
Отец Иван Дацко, президент Института экуменических студий Украинского католического университета, осветил тему «Работа Смешанной богословской комиссии католическо-православного диалога и актуальное состояние диалога между Католической Церковью и Православными Церквами». «Баламандский документ и концепция униатства» – тема, которую представил о. Франс Боуэн, член Смешанной международной комиссии богословского диалога между Католической Церковью и Православными Церквами. Отец Томас Потт, монах из шевтонского монастыря и советник Папского совета содействия единству христиан, осветил тему «Прозелитизм и религиозная свобода в контексте католическо-православных отношений». Отец Маркус Граулич, подсекретарь Папского совета законодательных текстов, подготовил доклад на тему «Богословие Святой Тайны Евхаристии в историческом контексте межсопричастия между Католической и Восточными некатолическими Церквами». Последняя тема, которая была оговорена во время встречи, – «Гаванская декларация и перспективы ее пасторальной реализации в Европе». Автором доклада был о. Гиацинт Дестивелле, работник Папского совета содействия единству христиан.
Конференция завершилась в субботу, 14 сентября, аудиенцией у Святейшего отца Франциска. Папа Франциск вдохновил участников Встречи «продолжать идти вперед в духе сопричастия». «Истина не только не вредит церковному единству, но, наоборот, обнаруживает ее (Orientalium Ecclesiorum , 2). Христианское единство не является однородностью. Однородность – это разрушение единства; христианская правда не монотонна, а симфонична, иначе не походила бы от Святого Духа, – подчеркнул Святейший Отец и добавил: – Католическое единство является частью вашей особой идентичности и ничего от нее не забирает, наоборот, делает свой вклад в ее полную реализацию».
Восточные Церкви, напомнил Папа, являются носителями особой миссии на дороге экуменического диалога. «Сегодня, когда слишком много неровностей и разделений являются угрозой для мира, мы чувствуем себя призванными быть работниками диалога, промоторами примирения, терпеливыми строителями цивилизации встречи, которая спасает наши времена от антицивилизации противостояния. Тогда как многие черпают из спирали насилия, претензий и постоянных взаимных обвинений, Господь хочет, чтобы мы были мягкими сеятелями Евангелия любви. В христианской семье будьте теми, кто смотрит на Господа утешителя, трудится для исцеления ран прошлого, преодолевает предубеждения и разделения и внушает надежду для всех, шагая вместе с нашими братьями и сестрами некатоликами».
Два дня размышлений на тему экуменической миссии Восточных Католических Церквей были подытожены участниками Встречи такими тезисами:
Восточные Католические Церкви осуществляют свой богословский вклад в традицию самой Католической Церкви, помогая ей полнее выразить свое вселенское измерение.
Католичество Церкви не может быть ограничено только ее латинской традицией.
В экуменическом диалоге с Православными Церквами Восточные Католические Церкви предлагают новые элементы в осмыслении Примата Епископа Рима и Синодальности.
Участники Встречи также выразили пожелание создать рабочую группу для разработки совместной экуменической концепции Восточных Католических Церквей Европы и предлагать создание смешанной богословской комиссии между Православными Церквами и Восточными Католическими Церквами, чтобы дать новый толчок в экуменическом диалоге.