Двадцать лет религиозной свободы стали настоящим подарком для христианского сообщества постсоветских стран. За это время христианские Церкви смогли обрасти большой и богатой инфраструктурой, но в содержательном плане изменилось не так много. Построены целые городки для сотен учебных заведений, но до сих пор нет ясности, для кого все это и с какой целью.
В протестантских учебных заведениях разница позиций ожидаемо велика – от скромных проектов «библейских школ» до утопий «христианского университета», но в целом «воз и ныне там». Это связано с тем, что сами Церкви застряли в постсоветском транзите, они вышли из СССР, но так и никуда не пришли. Поэтому резкие движения не одобряются, «как бы чего не вышло», главное – сохранить то, что есть. С таким настроением развивать образование не возможно, не только университет, но и «простой» колледж требует долгосрочных планов, решительных и последовательных шагов, постоянных инвестиций, профессионального подхода к управлению и кадровой политике.
До тех пор, пока протестантские Церкви не определятся, нужно ли им «богословие», а тем более, «liberal arts» (уже такие слова пугают многих!), они не только не будут инвестировать в образование, но станут отговаривать свою молодежь от учебы и дисциплинировать тех, кто каким-то образом, на свой страх и риск, все же выучился.
Почему нельзя было определиться с таким простым вопросом целых двадцать лет? За эти двадцать лет были получены в виде международной помощи и потрачены сотни миллионов долларов. За эти двадцать лет получили образование на Западе сотни талантливых молодых людей.
Но за эти же двадцать лет в руководстве Церкви смена не произошла. До тех пор, пока руководить Церквами будут люди, не образованные и образование не ценящие, университеты и колледжи будут бороться за выживание, вынуждено снижая уровень, а перспективная молодежь будет уходить в коррумпированные светские вузы, отдавая лучшие годы, а затем и всю жизнь банальным ценностям карьеризма и коммерции.
За двадцать лет нужно выучить простой, даже не школьный, а жизненный урок: если не выучился сам, помоги это сделать детям. Наши потомки нас оправдают и простят вынужденную недообразованность лишь в том случае, если мы поможем им подняться выше, получить по-настоящему высшее образование. И напротив, если мы продолжим воспроизводить невежество, оправдываясь тем, что и нас «никто не учил, а мы как-то проповедовали и работали», то период 1991-2011 годов рискует стать для христианского образования большим архивом компромата.