24 декабря 2009 г. в Укринформе состоялась пресс-конференция на тему: «Религия, государство, свобода: европейские уроки для Украины»
Тон обсуждению заявленной проблематики был задан выступлением Президента Украинской ассоциации религиозной свободы проф. Виктором Еленским. Книга, представляемая сегодня, чрезвычайно актуальна для Украины. В нашей стране не прекращаются дискуссии в которых постоянными стали ссылки на европейский опыт как на образец для Украины. Важнейшая тематика в этих дискуссиях, как отметил Виктор Еленский, задается понятием традиционных церквей. Согласно наблюдению Виктора Еленского большинство украинских аналитиков отмечают, что традиционные церкви в Европе имеют отношения с государствами, отличные от тех, которые имеют все остальные религиозные организации. Книга «Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-церковных отношений» позволяет более ясно представлять всем заинтересованным в подобной дискуссии какими конкретно являются привилегии, предоставляемые в различных странах Европы. Однако, обращаясь за примерами особых отношений к традиционным церквям в этой книге, читатель должен помнить о принципиальном отличии европейской ситуации. Несмотря на неравенство религиозных организаций перед законом, деление на традиционные и прочие, в странах Евросоюза надежно защищены права всех религиозных организаций. Положения о традиционных церквях в законодательстве европейских стран – это больше дань истории культуры страны. Такие положения не ведут к ограничению религиозной свободы.
Виктор Еленский отметил важные тенденции в изменении законодательства европейских стран. В странах, где секуляризация (которая сегодня в Европе является скорее отказом от церковности, но не от религиозности) происходит значительными темпами, светские власти стремятся ограничить публичные проявления религиозности, а традиционные церкви не прочь ограничить права других религиозных организаций. Но всем попыткам ограничить религиозную свободу в Европе эффективно противостоит Европейский суд по правам человека. Поэтому книгу «Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-церковных отношений» бесполезно изучать для того, чтобы найти пути к ограничению религиозной свободы. Европейские модели взаимодействия государств и церквей формировались в сложных исторических условиях, и в каждом государстве своя история этих отношений. Но сегодня религиозная свобода – это святыня для Европейского союза, надежно защищенная 9 статьей Европейской конвенции по правам человека.
Роман Лункин в начале своего выступления отметил, что в России никто не знает сегодня какие конкретно будут государственно-церковные отношения завтра. Но сегодня очевидно важнейшие отличие ситуации в России от ситуации в Украине. Во-первых, это более активная религиозная жизнь в Украине, чем в России. В РФ население значительно превышает население Украины. Но религиозных организаций в Украине больше, чем в России. Во-вторых, в Украине существует больший интерес к изучению религиозной жизни страны. В-третьих, - и эту особенность Роман Лункин выделил особенно, в Украине власти и церкви признали религиозное разнообразие.
В РФ религиозное разнообразие фактически отрицается. Федеральный центр насаждает «православность» как некоторую общегосударственную идеологему. Во время участия в проекте «Энциклопедии религиозной жизни России» Роман Лункин объездил все основные регионы страны. Насаждение «православности» по разному сказывается в различных регионах. Особенно заметно влияние этой идеологемы в тех регионах, которые считаются традиционно православными. Но реальная жизнь противоречит этой официальной идеологии и характеризуется разнообразием. Это разнообразие уже устанавливается реально. Протестантизм уже сегодня становится второй религиозной силой после православия в России, если смотреть по реальному влиянию и по числу активных верующих. Нужно учитывать, что многие протестантские общины в РФ не регистрируются, стремясь избежать дискриминации. Тяжело и зарегистрироваться. Но более важным является то, что местные власти препятствуют свободе собраний: часто невозможно получить землю для строительства, построить молитвенный дом, арендовать помещение для проведения служения). Есть препятствия для деятельности в социальных учреждениях. Но перейти к полной унификации по сталинскому рецепту власть РФ не имеет возможности. И потому в будущем реальность восторжествует, и религиозное разнообразие будет признано. Неизбежно России придется отказаться от идеи «Третьего Рима», как Украине отказаться от мечты о единой православной церкви. Сегодняшний путь к признанию реальности и отказу от идеологем можно облегчить изучением опыта Европы. И книга «Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-церковных отношений» помогает понять какой путь прошли другие страны, чтобы восторжествовала религиозная свобода.
Отвечая на вопрос Юрия Черноморца о структуре книги, Юрий Лунин отметил, что презентуемое издание - это не сборник статей, а энциклопедическое издание и готовый учебник для студентов, религиоведов, юристов. Двадцать пять статей сборника рассматривают отношения государства и церквей в странах Евросоюза по единой схеме. Вначале приводятся статистические данные, потом излагается краткая история отношений государства и церквей, история законодательства по проблематике государственно-церковных отношений. В следующих параграфах каждой главы дается конкретная информация о конституционных гарантиях религиозной свободы, о правовом статусе религиозных общин, о правовых нормах, касающихся деятельности религиозных общин в политической системе, культурной и образовательной сферах. Далее в каждой статье дается исчерпывающий систематический обзор норм налогового, брачного и прочего законодательства, касающихся государственно-церковных отношений. Завершает книгу статья составителя Герхарда Робберса «Государство и церковь в Европейском Союзе». По словам Робберса, религиозное право опирается на фундаментальную и неотъемлемую идею религиозной свободы, как она выражена в национальных конституциях и международных соглашениях. Религиозная свобода в конечном счете является основной религиозной идеей, которая подкреплена правом: только свободная вера может быть истинной. Насаждаемая вера не является настоящей верой, это только повиновение; принуждение в вопросах веры – это святотатство. Роман Лункин подчеркнул, что издание книги «Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-церковных отношений» является актуальным с точки зрения не только потребностей религиоведов. Роль религиозного фактора в мире возрастает. Даже небольшие религиозные организации играют сегодня важную роль в построении гражданского общества. Последнее очень важно для России и Украины.
Книга «Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-церковных отношений» предоставляет конкретную информацию и служит убедительным доказательством того, что европейские страны обеспечивают право религиозных организаций на самоопределение, защищают религиозную свободу личности. При этом в каждой стране есть свои преференции традиционным церквам. А это значит, что возможно особое сотрудничество государства и традиционных церквей без нарушения прав прочих религиозных организаций, без ущемления религиозной свободы, без идеологического диктата.
Отвечая на вопрос доктора философских наук Михаила Черенкова о степени заинтересованности религиозных организаций России в отстаивании собственных прав, Роман Лункин отметил, что верующие РФ имеют различных настрой. По его наблюдениям наиболее активно настроены защищать свои права протестантские церкви РФ. Но и их участие в гражданской жизни разнится в регионах страны. В центре особенно ощущается идеологическое давление идеи «православности» России. На Северо-Западе сильны традиции толерантности. У протестантов Сибири и Дальнего Востока есть собственное сознание необходимости активной гражданской позиции, схожее с обычным для протестантов Европы. У церквей этих регионов есть собственное видения и собственная политика, большой опыт сотрудничества с местной властью. Но это явление неизвестно многим даже в России, потому что федеральные СМИ закрыты для такой информации. Такого рода явления необходимо специально анализировать, в частности в рамках возможного сравнительного исследования со сравнительным анализом государственно-церковных отношений в России и Украине.
Исполнительный директор гражданской организации «Институт религиозной свободы» Максим Васин рассказал о том, как в Украине уже сегодня учитывается европейский опыт государственно-церковных отношений. Этот опыт особенно актуален при переходе в Украине к партнерской модели отношений государства и церквей.
Отвечая на многочисленные вопросы религиоведов и журналистов, Роман Лункин отметил, что ограничения религиозной свободы в Евросоюзе ожидать не следует. За последние годы заметен прогресс в утверждении религиозной свободы в Греции, в новых странах ЕС. При этой законодательство ЕС учитывает особенности национальных традиций, но исходит из верховенства прав человека. А вот в России готовятся Министерством юстиции предложения по ограничению религиозной свободы. Евросоюз старается унифицировать многие сферы жизни, но религиозная жизнь является такой, что ее унифицировать фактически невозможно.
Виктор Еленский отметил, что в ЕС наметилась тенденция к более чуткому отношению к религиозным традициям различных стран. В Совете Европы состоятся слушания о культурных и религиозных традициях Европы. Эти слушания являются результатом обращения католических и православных епископов с призывом учитывать культурно-религиозные особенности и традиции различных стран, а также учитывать при формировании законодательства требования канонического права церквей. При всей открытости навстречу традиционному разнообразию, Евросоюз никогда не откажется от базовых принципов, среди которых фундаментальное значение имеет право человека иметь убеждения, право менять их, а также право распространять свои убеждения.
В целом состоявшаяся дискуссия ярко засвидетельствовала актуальность для Украины и России европейского опыта законодательного регулирования государственно-церковных отношений.