Пять ложных взглядов на миссионерское служение, а также мои размышлениями на эту тему.
Не так давно, изучая тему, почему евангельское христианство начала третьего тысячелетия уделяет так мало внимания миссионерскому служению, обратил внимание на заметку Шена Беннетта «Десять наибольших мифов о миссионерском служении».* Большинство из них были сформулированы в отношении американского христианства, которое никак нельзя назвать "миссионерски-пассивным". Внимательно ознакомившись с этими мифами и оценивая ситуацию в наших поместных церквах, очевидно, что некоторые из них относятся непосредственно и к нам. Поэтому хочу поделиться с вами пятью ложными взглядами на миссию и миссионерское служение, а также своими размышлениями на эту тему.
1. Для миссионерского служения Бог использует людей только с чрезвычайными способностями. Поэтому если я «нормальный христианин», то могу с облегчением вздохнуть: миссионерское служение -- это не для меня. • Внимательно исследовав Ветхий и Новый Завет и историю Церкви мы увидим, что Бог использовал людей из совершенно разных социальных сфер общества (от царей до пастухов, от книжников до таможенников), верных Ему, готовых исполнять Его волю, которых Он наделял и продолжает наделять Своею силою, чтобы эти люди свидетельствовали о Нем. • Некоторые также утверждают: чтобы быть миссионером, нужно особое призвание от Бога, или специальное духовное образование. Тем не менее, среди миссионеров в разных странах и в разные века было и есть очень много обычных христиан: инженеров, учителей и воспитателей, врачей и медсестер, водителей, бухгалтеров, поваров, парикмахеров, работников сельского хозяйства и т.д.. Большинство из них не имело чрезвычайных способностей, специального духовного образования (отнюдь не умаляя его необходимость!), не видели видений и им не являлся ангел с призывом на миссионерское служение. Они просто приняли всерьез повеление Иисуса Христа: «идите, научите все народы». • «Бог призывает не столько способных людей, сколько делает способными призванных». Это особенно касается миссионерства.
2. Миссионерское служение - это обязательно выезд в другую страну или культуру. Поскольку я не знаю ни иностранного языка, ни другой культуры, миссионерское служение -- это не для меня. • Пророки Ветхого Завета и апостолы Нового Завета несли весть о Боге не только другим народам (например, как Пророк Иона или Апостол Павел). Бог часто посылал их к своему же народу, через них призывая людей к покаянию и верности Ему. Они, идя по городам и селам, рассказывали своему же народу, как и язычникам, о Божьей любви, милости, верности Богу и Его Слову. • В нашей стране увеличивается количество людей, приезжающих на учебу или на постоянное жительство, из стран Центральной Азии, Ближнего Востока, Китая, Индии; это буддисты, мусульмане, индуисты, представители других религий. Они также нуждаются в Божьей вести о спасении в Иисусе Христе. И кто им ее расскажет, как не мы, обычные христиане?
3. Миссионерское служение -- это еще один отдел в нашей поместной церкви, возможно, 6-ой или 7-ой по важности. • Сегодня опасность заключается в том, что проведение собраний (богослужений) в воскресенье и в будние дни в поместных церквях считается, а в некоторых церквях уже стало центром жизнедеятельности общины... К большому сожалению, главным мотивом нашей церковной жизни все чаще становится не совсем правильное понимание текста из Послания Евреям: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга» (Евр 10:25). • Сущность жизнедеятельности Церкви, главная цель ее существования на Земле была сформулирована Иисусом Христом перед Его вознесением: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19-20). Этому повелению Христа -- идти, учить, крестить и снова учить -- должно быть подчинено непосредственно собрание (богослужение) и деятельность всех церковных отделов. • Миссионерский призыв Иисуса Христа касается всей Церкви, и если я -- последователь Иисуса Христа и член поместной церкви, то этот призыв касается и меня лично.
4. Наибольшая нужда в миссионерском служении -- финансы. Будет денежная поддержка -- миссионеры будут ехать в другие страны, города и села для миссионерского служения. • К сожалению, на сегодняшний день легче найти финансовую поддержку для миссионерского служения, чем человека или семью, готовых стать миссионерами. • Многие миссионеры (как в нашей стране, так и за рубежом) испытывают потребность в молитвенной поддержке, в элементарном человеческом внимании: чтобы им написали письмо, позвонили, поинтересовались их жизнью, служением и проблемами, приехали их навестить, заменили их на неделю или две, чтобы они могли поехать в отпуск хотя бы один раз в два-три года. • Поэтому если я просто даю некую сумму на миссионерское служение, это еще не значит, что я поддерживаю миссионерское служение.
5. Наша поместная церковь не столь большая или богатая, чтобы содержать миссионера в другом городе, или другой стране. • По большому счету, это неправда. Согласно Божьему принципу «десятины», десять или пятнадцать христиан могли бы полностью содержать одного миссионера в другом селе или городе, а пятнадцать или двадцать христиан -- даже в другой стране (например, Россия, Центральная Азия, Индия). Главный вопрос заключается в том, действительно ли мы верим, что миссионерское призвание -- это главное призвание Иисуса Христа для Его Церкви, для нашей поместной церкви? Готовы ли мы перераспределить церковный бюджет (а также бюджет областного объединения церквей или епархии), чтобы церковь из 50 человек полностью или частично содержала хотя бы 1-2 миссионеров, из 100 -- хотя бы 5, а из 500 человек -- хотя бы 10 миссионеров? • То материальное благословение, которое дает нам и нашим церквам Бог, является по сути не нашим, а Божьим, потому что Он дает нам время, здоровье, возможность заработать и т. д. Бог благословляет наши церкви материально через добровольные пожертвования не потому, что мы тяжело работаем, а по Своей любви, милости и благодати, с определенной целью... Учитывая миссионерский призыв к Церкви, который оставил Иисус Христос, возносясь с Земли, очевидно, на какие цели мы должны жертвовать хотя бы 5% нашего материального благословения. • Хадсон Тейлор однажды сказал: «Божья работа, которая осуществляется по воле Божьей никогда не останется без Божьей поддержки».
Хочу завершить свои размышления также словами Хадсона Тейлора (1832-1905), миссионера в Китае: «Бог не ищет себе людей с большой верой, но тех, кто хочет быть верным Ему... Великое Поручение Иисуса Христа -- это не то, на что нам "стоит обратить внимание"; это повеление, которое нужно выполнять...».
Итак, каким будет миссионерское служение евангельских христиан в первом веке третьего тысячелетия? На этот вопрос должна ответить не церковь в общем, не наш пастор (или священник), а каждый из нас, каждый, кто называет себя христианином, каждый, кто является членом поместной церкви. Наше призвание, как христиан -- быть свидетелем Иисуса Христа, быть миссионером Бога в любой сфере своей личной жизни и профессиональной деятельности.
---------------------------------------------------------------------
* Shane Bennett. "Top Ten Myths about Missions" in Missions Catalyst: World Mission News, Ideas and Resources. http://missionscatalyst.net .