Нашей Пасхой, нашим Агнцем, который взял на себя грехи мира, является Иисус Христос.
Заведующий кафедрой библейских наук УКУ о. Юрий ЩУРКО отмечает, что благословение пасхальных блюд олицетворяет новое творение, происходящее в Воскресении. И сами блюда являются символическим предвкушением тех благ, которые мы получим в обновленной жизни, после воскресения мертвых, в жизни будущего века.
«Христианская жизнь – многоуровневая, и ее важно рассматривать сквозь призму литургического года. Центральным, и это красноречивее всего выражено в восточной традиции, является Воскресение. Если нет Воскресения, то нет христианства, нет Нового Завета, нет освящения пищи. Воскресение – начало нового творения и очень выразительное подтверждение, что сотворенный мир и все материальное имеет уникальную цену в Божьем плане. Поэтому в Воскресении мы нивелируем определенные трудности восприятия и практики Средневековья, которые унаследовали платоновское разделение на духовное и телесное, и еще раз подчеркиваем то, о чем рассказывает Книга Бытия: сотворенный мир – хороший, а человек как венец творения – очень хороший».
Именно освящение пищи, как и любое другое благословение, показывает цену сотворенного мира и ценность того, что мы имеем, – отмечает о. Юрий.
Древнейшей традицией было освящение артоса – большой паски, стоящей на тетраподе с иконой Воскресения. «Этот артос – хлеб вечной жизни, которым является Христос», – говорит библеист.
«Другой древней традицией было святить яйца, потому что яйцо оказалось удачным образом Христова Воскресения, ведь из-под мертвой скорлупки рождается новая жизнь. На этот символ накладываются древние легенды о Марии Магдалине, которая проповедовала Тиберию, дав ему яйцо красное, что является символом того, что Воскресение не далось просто так, что этому предшествовала искупительная жертва Христа. Яйцо имеет более древнее, еще дохристианское символическое значение, которое христианство инкультурировало».
И паска, и мясные блюда определенным образом имеют отношение к еврейской традиции, однако о. Юрий Щурко предостерегает от постоянного проведения этих параллелей.
«Нашим Агнцем является Христос, и Его жертва, как пишет Павел в Послании к Евреям, заменила все ветхозаветные жертвы. Поэтому не правильно обращаться к образу агнца, кровью которого евреи вымазали свои косяки, и тем самым были спасены от ангела-мстителя. Нашей Пасхой, нашим Агнцем, который взял на себя грехи мира, является Иисус Христос».
Отец Юрий предлагает сосредоточиться не на символизме, а больше на радости Воскресения и нового творения.
«Освящение пасок, мясных и других блюд – образ обновления, которое дарит нам Воскресение и которое подтверждает, что наша пища – бесценный дар от Бога. Потребляя ее с благодарностью, мы познаем милость Божию, которую полностью осознаем во время возвращения Иисуса Христа, когда все будет преображено и мы сподобимся вечной жизни, которая прекрасна, сладка, вкусна. Эти наши проявления радости подчеркивают праздник жизни, а жизнь имеет различные проявления – и мы празднуем уникальность мира, который является Божьим даром для нас.
Воскресная трапеза подчеркивает предвкушение чего-то чудесного и является красноречивым свидетельством того, что весь материальный мир сам по себе прекрасен. Если в нем нет греха, то он является отражением славы Божьей, постоянным празднованием, пульсацией и динамикой жизни. И ценность жизни придает Воскресение Христово.
Человек не есть воплощенным духом, а одуховленным телом, и все то, что поддерживает это тело в празднике Воскресения, приобретает особое значение.
Почему, когда человек хотел установить связь с Богом, он приносил жертву? И эту жертву затем разделяли во время трапезы? Почему Христос передал свое Тело и Кровь, новую жизнь в контексте трапезы? Почему союз Бога с Моисеем на горе Синай вместе с танцами имел трапезу? Трапеза означает разделить жизнь, это то, что мы переживаем. Ничто другое не может символизировать такую общность. Трапеза является символом жизни, новых отношений, радости, общения. Сам Христос часто использует символы трапезы и вкуса, чтобы объяснить ученикам таинственную реальность.
О празднике не нужно говорить, праздник надо отмечать. Паску нужно есть, колбаску – резать и радоваться, что Христос воскрес и дарит нам новую жизнь, и все то, что нас окружает, является большим даром.
Человек – материя, в которую Бог вдохнул жизнь, и это определяет наш взгляд на все. Воскресение еще раз подчеркивает, что Бог, когда человек отошел от Него, не сказал: «Ай, этот проект не удался. Давайте начнем второй». Он взял на себя последствия наших грехов, то, что мы не могли сами решить, и заново все преобразил, дал нам еще одну возможность. Но четко показал, что все сотворенное есть благое, хорошее, стоящее, а человек, Его образ, – очень хороший, как сказано в Книге Бытия.
Потому что человек как венец творения подносит все создание к Богу, а всему сотворенному отражает Бога. Когда человек отдаляется от Бога, тогда не может отражать Его, и это приносит смерть. Чтобы человек жил, нужна пища. Однако для чего человек живет, показывает Воскресение.
Все, что мы делаем, нужно делать во славу Божию, во славу Божию можно не только перебирать четки, но и есть пасочку, заваривать чай и общаться с другими, потому что это наша жизнь в Боге, которая здесь и сейчас».
Записала Марьяна Карапинка