Интервью с Патриархом Киевским и всей Руси-Украины ФИЛАРЕТОМ о вере в жизни страны и человека.
– Крещение Руси-Украины было большим мировоззренческим переворотом. Оно изменило осознание древними украинцами своего места в мире. А теперь христианство, став элементом престижа на постсоветском пространстве, оказывает меньшее благотворное влияние на души людей и общество в целом. Многие верующие искренне считают, что достаточно посещать службы в храмах, придерживаться внешних ритуалов, отмечать большие праздники и ты уже христианин. Святейший, почему происходят такие досадные изменения в сознании людей? И как этому помочь?
– Очевидно, что после принятия христианства Русь-Украина кардинально изменилась. Когда Господь приходит, изменения к лучшему не могут не состояться. Во времена князей Владимира и Ярослава Мудрого Русь-Украина стала одной из самых влиятельных государств в Европе. То, что упомянутых князей в своих сватах (а значит – союзниках, партнерах) хотело видеть немало королей, – факт общеизвестный. Это что касается внешней политики. А относительно внутренней, то в тогдашнем обществе, например, было уничтожено многоженство. Вместо этого утвердился, говоря современным языком, институт семьи. И вообще народ начал жить по законам «Русской правды», оказавшей потом влияние на все правовые памятки литовско-русской эпохи в истории Украины. Перечень тех качественных изменений можно продолжить. Но, наверное, важнее будет сказать, что в основу практически всех тогдашних сфер жизни легли десять Божьих заповедей.
И сегодня христианство оказывает влияние. Благодаря тому, что добро еще существует, мы продолжаем историю. Но, как видим, страны Европы, а с ними и Украина, все больше отходят от Бога. Относительно европейских государств, в подавляющем большинстве которых доминирующей религией остается христианство, то в последнее время в них принимаются нехристианские законы. Например, об однополых браках. Еще и Украину к этому вынуждают, которая и так живет среди беззакония. Ибо как иначе назвать несправедливое обогащение власть имущих за счет миллионов простых граждан?!
Если Украина хочет стать процветающей европейской державой, она должна на первое место в иерархии своих ценностей вернуть Господа, как это было во времена святого Владимира. Ибо написано: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог…» (Псалом 32:12).
– Святейший, можно сказать, что часто выбор быть христианином обусловлен страхом смерти и вечных страданий?
– Если бы люди переживали страх, было бы лучше. Он является первым шагом к благочестивой жизни. Имеется в виду не какой-то животный страх, а страх перед Богом. Именно из-за него ты воздерживаешься от греха.
– Но можно воздерживаться от греха и через любовь. Человек, познавший Живого Бога, переживает Его любовь. А того, кого любишь, не хочешь огорчать.
– На эту ступеньку надо подняться. Вы не сможете прийти к любви, минуя страх. Поэтому Христос и говорил о страхе наказания, а в то же время – о любви, которая изгоняет из сердца страх. Христианин, живущий любовью к Всевышнему, взамен наполняется Его любовью. Но это характерно совершенным христианам. Мы же, в подавляющем большинстве, не можем похвастаться совершенством, поэтому и воздерживаемся от греха чаще из-за страха наказания.
– А Вы?
– И я воздерживаюсь от греха из-за страха вечных страданий. А вот апостолы проповедовали Евангелие, потому что их переполняла любовь Божия. Апостол Павел был уверен, что после смерти войдет в блаженную вечную жизнь и хотел с земной жизнью расстаться. В одном из своих посланий даже написал, что для него лучше умереть, тогда не будет терпеть страданий на земле, а будет в Царстве Небесном блаженствовать. Однако для людей (очевидно, имел в виду свое окружение и тех, кому проповедовал) лучше, чтобы он жил. То есть, это пример того, что апостолы жили любовью.
– Когда одного из глав Церквей спросили, не боится ли он смерти, тот ответил, что как человек – нет, только как Предстоятель немного боится ответственности за паству. А Вас какие мысли посещают, когда задумываетесь, что в определенное Богом время предстанете перед Ним?
– Я не беру на себя смелость полностью отвечать за состояние Церкви. Это бы свидетельствовало, что я больше Христа Спасителя. Спасение верующих Православной Церкви зависит не от Патриарха, а от благодати Святого Духа. Однако для того, чтобы эта благодать действовала в человеке, нужно, во-первых, ее не отвергать, а, во-вторых, много работать.
– Святейший, помните, когда впервые познали Живого Бога?
– Когда умер отец. Тогда я задал вопрос: Бог существует или нет? Если Он не существует, как учили в школе, то Кого люблю? Пустоту? Раз любовь есть (а я переживал ее), то должен быть и объект любви – Господь. А если Господь есть, тогда надо прежде служить Ему. Так и пришел к своему служению.
– Вы только что сказали о своей любви к Богу. Чувствуете, что Он Вас взаимно любит?
– Чувствую. Небесный Отец из любви привел меня к Себе. Тяжелым путем – через смерть отца. И все же привел.
Папа умер на фронте, когда ему было 40 лет. Мама пережила его на 55 лет, умерев в 95. Сколько не жила, но умерла. Мы должны осознавать, что нам отведена очень короткая, по сравнению с вечностью, земная жизнь. Поэтому стоит задумываться, куда попадем после смерти.
– Спрашивали у Бога, где Ваши родители?
– Не знаю. Хочу, чтобы они были в Царстве Небесном. И об этом каждый день молюсь.
– Я читала, что многие православные святые, старцы переживали моменты, когда их по-особому касался Господь. А Вы их переживаете?
– Чтобы эти моменты переживать, нужно очистить сердце. В Евангелии читаем: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Когда человек очистил сердце – не только от греховных дел, но и от мыслей и чувств, тогда он внутренне общается с Богом. Достичь такого состояния – наша цель. К большому сожалению, я не достиг его. Не могу сказать, что мое сердце – чистое. Оно наполнено греховностью. Речь идет о греховных мыслях и чувствах.
– Вам легко прощать?
– В разные периоды, конечно, было по-разному прощать. Когда-то было сложно. Теперь легче. С возрастом это всегда становится легче делать. Понимаешь, если не будешь прощать, не войдешь в Царство Небесное. Как Христос сказал: если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец не простит согрешений ваших.
– Вы неоднократно критически высказывались о РПЦ и УПЦ (МП), но ничего оскорбительного не говорили о Митрополите Владимире (Сабодане), Предстоятеле УПЦ (МП).
– Это осознанно. Давно из сердца выбросил обиду, которую держал на Блаженнейшего Владимира. (21 год назад на Харьковском соборе был отстранен тогдашний Предстоятель УПЦ Митрополит Филарет (Денисенко), вместо него был избран Митрополит Владимир (Сабодан). – Ред.) Когда встречаемся, то нормально чувствуем себя. Я, по крайней мере. Не выпадала возможность посидеть вместе за чаем, поскольку им запрещено встречаться с нами. Но я бы хотел.
Знаете, если бы УПЦ (МП) была права, то искала бы общения с УПЦ КП и убеждала в своей правоте.
У украинцев есть собственное государство. Раз есть государство, значит должна быть независимая Церковь. Это – апостольское учение. А УПЦ (МП) государство признает, а независимую Церковь – нет и подчиняется чужой.
– Если гипотетически представить, что возможно объединение между Православными Церквами в Украине, для Вас имело бы значение, кто бы возглавил Церковь?
– Нет. Имеет значение именно объединение.
– Известно, что Папа Иоанн Павел II попросил прощения у всех, кому РКЦ нанесла обиду. Это же совершил Блаженнейший Любомир (Гузар) от имени УГКЦ. Как считаете, УПЦ КП есть у кого и за что просить прощения?
– Пока я не вижу. Это не значит, что мы не грешны. Украинская Православная Церковь страдала много. Как и украинский народ больше страдал, чем мог причинить обиду. А если и воевал, то обороняясь.
– В советские времена, когда Церковь была гонима, кажется, больше искали Живого Бога, чем сейчас. По своему опыту знаю – выросла в подпольной семье. Получается, поговорка о запретном плоде, который всегда сладок, актуальна и для духовной жизни.
– Абсолютно. Для Церкви естественно быть в конфликте с миром. Поэтому Церковь Христова в первые три века была чище, чем потом. К примеру, когда в IV веке Константин Великий издал Миланский эдикт, христианство стало признанной государством религией в Римской империи. И в Церковь в угоду императору пошли случайные люди. Так продолжается до сих пор. Возьмем духовные семинарии – сейчас туда на обучение подаются разные люди. Они не обращают внимания, есть ли у них призвание, тверды ли в вере... Но это не значит, что в Украине мало искренних христиан. Как говорит сравнительная статистика, в этом году Пасхальные богослужения посетили 10 млн. украинцев (при 46 миллионах населения страны), тогда как в России – всего 4 млн. (при более 140 млн. населения РФ).
– Есть проблема: большинство христиан воспринимает Бога умом вместо сердца. Таким образом мы ограничиваем Его сверхъестественность. Отсюда – мало исцелений, освобождений, благословений.
– Мы воспринимаем Господа как Личность, которая существует. Однако часто не осознаем Его как Того, Кто действует в жизни украинского народа, моей личной. И это драма, потому что выходит, что Бог отдельно и я себе отдельно.
– Недавно Папа Франциск заявил, что Церкви нужно идти в мир. Очевидно, он осознает, что там она может пораниться. Подобно, как человек, выходящий из дома, не застрахован от несчастного случая. Однако Святейший Отец предпочитает раненую в мире Церковь, чем Церковь, зацикленную на собственном эгоизме и внутренних «разборках».
– Согласен. Церкви нужно идти в мир и проповедовать Слово Божие. Наша проповедь Евангелия будет только тогда сильной, когда мы будем исполнять то, что проповедуем.
По моему убеждению, люди сейчас больше нуждаются в нашем духовном служении, чем в социальном: любви, понимании, сочувствии, поддержке... Лучше социального служения, чем было в СССР, нельзя и представить: бесплатные медицина и образование, низкие цены на коммунальные услуги, низкий уровень разводов, не было пропаганды разврата и сексуальных извращений... Но почему это все так мало привлекало? Потому что в нем не было правды. И этой правдой является Бог.
– Помимо общих торжеств во дворце «Украина» по случаю 1025-летия Крещения Руси-Украины, у каждой Церкви будет своя программа. Что в вашей программе празднований будет главным?
– Праздничное богослужение во Владимирском соборе, крестный ход к памятнику Владимиру, Поместный собор, который проходит раз в пять лет. Как раз на нем говорим о значении Крещения Руси-Украины. О будущем объединении между Православными Церквами в Украине тоже говорим. Думаю, оно не произойдет при нашей с Блаженнейшим Владимиром (Сабоданом) жизни. Однако верю, что в будущем Господь сотворит благодатные условия для объединения.
– Кстати, как Вы относитесь к тому, что празднование 1025-летия Крещения Руси-Украины началось... с российского Владивостока?
– Это – искажение истории. Мы празднуем событие, которое произошло в 988 году в Киеве. Тогда Москвы как населенного пункта не было. Даже Российская империя 900-летие Крещения праздновала в Киеве!
Россия никак не может избавиться идеи о распространении «Русского мира». Но правда в том, что периоды территориальных империй остались в прошлом. На их место пришли другие империи – финансовые, промышленные, военные, информационные.
– Святейший, если бы пришлось жизнь прожить заново, Вы бы хотели в ней что-то изменить?
– Может, кое-что. Но в моей жизни есть моменты, за которые по-особому благодарен Господу. Во-первых, за то, что привел меня к вере, а, во-вторых – за создание УПЦ КП. Вообще я Его часто благодарю. Каждый день. За все благодеяния. За то, что живу. За то, что дает здоровье в таком возрасте и возможность активно работать.
Проект авторских интервью «Искренне о вере» выходит при содействии медийного служения сообщества Обновления в Святом Духе «Маранафа», РКЦ