Перспективы самостоятельности

23.08.2001, 17:11
Максим ШЕВЧЕНКО. — "Незавимая газета — религии", 23 августа 2000 року

"Я благословил совершать богослужение на украинском языке, если есть соответствующие богослужебные книги", - разъясняет митрополит Одесский и Измаильский Агафангел

- ВАШЕ Высокопреосвященство, насколько верны сведения о послании президента Украины Леонида Кучмы в адрес Архиерейского Собора?

- Телеграмма от президента Украины Леонида Кучмы была направлена на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с просьбой предоставить автономию Украинской Православной Церкви. Вопрос этот на соборе дискутировался, так как УПЦ - одна из самых авторитетных и больших по численности приходов и епископата. Но прежде всего следует отметить, что народ на Украине выступает против всякой автономии, не говоря уже об автокефалии. Единство дороже всего, и вопрос этот остался для разрешения будущего. На Соборе еще раз был подтвержден статус Украинской Православной Церкви - самостоятельность, независимость в управлении. Особо отмечены слова - "предоставлена широкая автономия". Но есть и определенные трудности, поскольку автономия и автокефалия, предоставленные Русской Православной Церковью, таким Церквам как Американская и Японская, до сих пор не признаны Константинопольским Патриархатом и другими - этот вопрос деликатный и сложный. Думаю, что он будет решен после нашего Архиерейского Собора путем общения с Восточными Поместными Православными Церквами, когда будет согласован механизм и право даровать автономию и автокефалию. То, что сегодня имеет Украинская Православная Церковь, это больше чем автономия. Среди епископата Украинской Православной Церкви, присутствовавшего на Юбилейном Архиерейском Соборе, не было разногласий, все согласились с решениями и деяниями Собора, и поэтому этот вопрос будет в дальнейшем стоять на повестке дня перед будущим Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, когда будут найдены пути для того, чтобы определить или автономию, или автокефалию, но для этого должно быть согласие православных Украины.

- Как вы оцениваете сегодняшнее положение Украинской Православной Церкви Московского Патриархата?

- Положение, связанное с Украинской Православной Церковью - канонической Церковью Московского Патриархата, осложнилось беспрецедентным вмешательством Вселенского Патриарха Варфоломея. Недавно в Цюрихе состоялись переговоры между представителями Константинопольской Православной Церкви и Русской Православной Церкви, в которых участвовали с нашей стороны митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и я. Мы говорили, что вмешательство Константинопольского Патриархата осложняет ситуацию на территории Украины. Мы имеем дело с беспрецедентным вмешательством государственных властных структур в дела Церкви и нарушением законных прав миллионов православных верующих Украины. Как известно, вице-премьер Украины Николай Жулинский недавно ездил в Константинополь с письмом, в котором от имени премьер-министра Украины просил даровать автокефалию Украине и объединить раскольников вместе с канонической Православной Церковью. Недавно на заседании Священного Синода в Стамбуле Вселенский Патриарх объявил территорию Украины своей канонической территорией и даже назначил Собор, который должен состояться в сентябре, а затем - в январе в Киевской Софии. Там все главы и раскольнической группировки, и митрополит Киевский и всея Украины блаженнейший Владимир, по их мнению, должны выставить свои кандидатуры, и они изберут единого Патриарха. 7-8 января 2001 года должна состояться интронизация в Киевской Софии. После этого Вселенский Патриарх должен даровать автокефалию. Принятое 28 июля на Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви обращение ко Вселенскому Патриарху, подписанное тридцатью пятью архиереями УПЦ, вместо того чтобы получить поддержку со стороны Вселенского Патриарха, получило неодобрительный отклик. Патриарх Варфоломей недоволен тем, что мы обратились непосредственно к нему, он и наш епископат признает не архиерейским совещанием, а всего-навсего собранием. В своем письме на имя Московского Патриарха он выражает огорчение тем, что Патриарх Алексий не вмешивается в дела УПЦ и что мы сами побудили его к тому, что он чуть ли не нас признает среди тех раскольников - якобы УПЦ является сама виновником этого раскола. Это побудило властные структуры Украины присоединиться к голосу Вселенского Патриарха, который оказывает им поддержку, и нарушить баланс среди тех конфессий, которые в настоящее время имеются на территории Украинского государства. Я думаю, что определение, которое принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви об Украинской Православной Церкви, будет ответом на то, что епископат УПЦ единогласно и единодушно поддерживает своего предстоятеля. Это говорит о том, что мы считаем необходимым через практику взаимодействий и консультаций с другими Поместными Церквами содействовать достижению общеправославного согласия по вопросу о провозглашении и признании автономии УПЦ. Это и будет ответом на письмо президента Украины Леонида Кучмы, направленное Патриарху Алексию. Это будет свидетельством того, что вопросы о даровании автономии УПЦ не стоит в повестке. Для этого нужно время, согласие других Поместных Церквей, этот вопрос должен решаться прежде всего Матерью-Церковью - Русской Православной Церковью, которая имеет право дарования автономии или автокефалии УПЦ.

- Как вы оцениваете позицию президента Леонида Кучмы в отношении проблем украинского православия?

- Могу сказать, что президент благожелательно относится к нашей Церкви. Он мой большой друг. Он действительно переживает из-за конфронтации, особенно со стороны филаретовской группировки. Когда мы ехали сюда, Филарет в своем пресс-релизе объявил, что Москва даст автономию, но она будет неполной и его церковь ее не признает, а будет ждать решения Вселенского Патриарха, который предоставит ей автокефалию. Архиерейский Собор в Москве, по его мнению, специально собрался, чтобы помешать этому. Таких провокаций много - в результате народ разделяется. Эта проблема приобретает государственное значение и вызывает естественную тревогу президента. Он думает, что автономия поможет преодолеть все эти разделения. Но апостольские правила и каноны, которые существуют две тысячи лет, никем не отменены. Сейчас обстановка резко обострилась из-за беспрецедентного вмешательства Константинопольского Патриархата в канонические дела Украинской Православной Церкви. В ответ на наше обращение Патриарх Варфоломей отправил озлобленное письмо.

- А если Филарет объявит о своем уходе на покой или о том, что он уклоняется от церковных дел, то повлияет ли это на решение общеправославных проблем на Украине?

- Зная характер Филарета, я могу сказать, что он этого никогда не сделает. Когда велись переговоры в Цюрихе, мы об этом говорили. Делегация Константинопольского Патриархата настаивала на том, чтобы на проведении переговоров, которые должны были состояться 15 июля в Швейцарии, присутствовали представители Филарета. Мы с митрополитом Кириллом говорили о том, что если это случится, то мы перечеркнем всю нашу десятилетнюю борьбу с Филаретом. Если бы мы его пригласили, он смог бы сказать, что его признали и Московский, и Константинопольский патриархаты. Тогда пропали бы все наши труды. Мы готовы были пригласить на первую встречу 15 июля представителей Автокефальной Украинской Православной Церкви, затем на каком-то периоде и представителей властей Украины. Мы готовы были пригласить представителей филаретовской церкви, если бы сам он согласился уйти. Однако он не ушел бы, и константинопольская сторона это понимала. На первой встрече в Шамбези они напомнили, что митрополит Кирилл дал свое согласие на участие представителей Филарета. Владыка Кирилл ответил, что это только принцип, а процедуры выработано не было и согласия как такового тоже. Поэтому мы не можем согласиться с их присутствием. Когда Патриарх Варфоломей узнал об этом, он созвал 27 июля свой Синод и, как свидетельствует пресса, объявил Украину своей канонической территорией. В связи с этим мы на своем Юбилейном Архиерейском Соборе 28 июля обратились к Вселенскому Патриарху с письмом, в котором просили его не вмешиваться в дела УПЦ, потому что это отрицательно скажется на его авторитете. Это письмо подписал весь Собор, все тридцать пять архиереев. Однако Вселенский Патриарх воспринял это болезненно, не признал нас как самостоятельную Украинскую Церковь. Сказал, что это не Архиерейский Собор, а просто собрание, и чуть ли не мы виновники раскола в украинском православии.

- Есть ли какая-то реакция на ситуацию в украинском православии со стороны глав Поместных Православных Церквей, кроме Патриарха Варфоломея?

- Официальной пока нет, но есть неофициальные сведения о том, что Греческие Церкви, в том числе Элладская, его не поддерживают, а также Канадская, Александрийская, а иерусалимский Патриарх Диодор всегда был с нами. Патриарх Варфоломей считает Украинскую Церковь Константинопольской митрополией, незаконно присвоенной Русской Церковью. Но прежде всего нужно определить, почему Вселенский Патриарх должен быть вершителем судеб всех Православных Церквей. Согласно 34-му Апостольскому правилу, одному из Патриархов принадлежит преимущество чести: он имеет право стоять первым среди равных за богослужением, тогда как в вопросах веро- и нравоучения все Патриархи равны. Если разбираться, то преимущество чести должно принадлежать Иерусалимскому Патриарху, поскольку на его канонической территории происходили евангельские события. Исторически сложилось так, что первенство стало принадлежать Константинопольскому Патриарху. Киевская митрополия, которая никогда не была патриархией, около 600 лет находится под константинопольским омофором и последние 400 лет - под омофором Русской Православной Церкви.

- Есть ли епископы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, готовые склониться к какому-то компромиссному решению по вопросу автономии?

- Есть несколько епископов, которые представляют западные регионы Украины. Но их тоже можно понять, так как на них оказывают давление деструктивные силы. У нас есть депутат Верховной Рады по фамилии Червоней. Он просто превратился в разбойника, совершает бандитские нападения на священников и захваты храмов.

- Владыка, хотя это официально и не признается, но есть сведения, что во многих храмах Московского Патриархата на Украине ведется богослужение на украинском языке. Это правда?

- Да. Такое решение принято нашим Священным Синодом для тех районов, где есть компактное проживание украинцев, и не только в Западной Украине. У нас в Одесской области, где есть переселенцы, я благословил совершать богослужение на украинском языке, если есть соответствующие богослужебные книги. Однако про меня написали, что я это запрещаю и даже лишил сана одного священника за то, что он совершал службу на украинском языке. Это ложь и клевета. Я разрешил этому приходу. Но там все были униатами. Они держали в храме иконы с сердцем, книги базилианского ордена. Под омофором Украинской Православной Церкви они насаждали униатство.

- Владыка, а какой из украинских переводов богослужения вы благословили использовать? Их ведь, кажется, четыре.

- На их усмотрение. Тот, который им нравится.
http://religion.ng.ru/facts/2000-08-23/1_ukraine.html