Последствия будут: профессор Александр Саган о письме Патриарха Филарета Вселенской Патриархии
Главной новостью этой недели стала публикация открытого письма Предстоятеля УПЦ КП Патриарха Филарета Вселенскому Патриарху Варфоломею. О последствиях такого решительного шага, о «неканоничности» УПЦ КП и возможных последствиях размышляет известный религиовед, профессор Института философии им. Г. Сковороды Александр САГАН.
– Чего ожидать после письма Патриарха Филарета Патриарху Варфоломею?
– Сперва стоит обратиться к тому, почему вообще стало возможным появление этого письма. Начнем с того, что Российская Федерация после вторжения в Украину нуждается в основаниях легитимизации своих действий. И появление письма Московского Патриарха Кирилла за 10 дней до вторжения именно российских войск на территорию материковой Украины служило определенной идеологической поддержкой и оправданием. Письмо Патриарха Филарета Вселенскому Патриарху, как по мне, это довольно-таки удачная попытка пояснения ситуации в стране за последние полгода. Там есть четкая расстановка акцентов, объяснено что и каким образом происходит, в т.ч. и с учетом религиозной ситуации. Само письмо делится на три смысловых блока.
Первый – с чего начиналась «Революция достоинства», как проходила и каким образом в ней был задействован религиозный фактор. Достаточно четко показано, что религиозного вопроса не было ни в первых, ни во вторых побудительных факторах этой революции, потому что речь шла, прежде всего, о социальных проблемах, о невыносимом для людей правлении Януковича и о том, что общество устало жить во лжи. Это стало поводом для социального взрыва. Напротив попытки Московской Патриархии на последних этапах перевести эти события в какую-то религиозную плоскость потерпели полную неудачу. На каком-то этапе была попытка провокаторов все же осуществить этот переход, когда прозвучал призыв к захвату Киево-Печерской Лавры, но тогда именно сотни Майдана встали на защиту религиозного мира.
Вторая часть – вторжение в Украину российских наемников под видом «зеленых человечков» или террористов, которые в Донецкой и Луганской областях начали реализовывать план создания народных республик. Фактически же это был план утверждения здесь «русского мира» в его институциализованном виде. Патриарх Филарет очень точно подметил, что подобная циничность встретилась Украине «впервые со времен правления Гитлера». Российская пропаганда приобретала религиозные формы – это и православная армия, религиозное оформление или религиозный контекст и подконтекст многих событий, проявившийся в борьбе с харизматическим движением, протестантами в целом, УГКЦ и другими Церквами. Патриарх Филарет пишет, что одним из первых пострадал также и Киевский Патриархат. Это было и в Крыму, и на землях Донбасса – сразу после прихода террористов, УПЦ КП стала гонимой Церковью, и ее преследование происходит именно по конфессиональному фактору.
На фоне этого логичен третий блок письма, где указывается, как циничны и абсурдны обвинения Патриарха Кирилла, касающиеся украинских вооруженных сил и добровольческих батальонов в том, что якобы они преследуют клириков УПЦ (МП). Так, Московский Патриарх считает, что конфликт на Донбассе – гражданский и религиозный. Патриарх Кирилл на примере судьбы 2–3 священников пытается обосновать наличие в Украине межцерковного противостояния, противодействие УПЦ (МП) со стороны «униатов» и так называемых «раскольников» – УПЦ КП и УАПЦ. При этом не учитывается факт, что на стороне украинских силовиков воюет значительная часть именно прихожан УПЦ (МП). Московский иерарх не хочет отмечать, что задокументированы десятки примеров того, как клирики Московского Патриархата пытаются оказывать идеологическую и физическую поддержку идее «Новороссии». Примеры, приведенные Патриархом Кириллом в письме главам Поместных Церквей, ООН и других международных организаций, являются фактической попыткой показать единичные случаи преследования за сепаратистскую и антигосударственную деятельность определенных священников как преследование за веру.
Письмо Патриарха Филарета, очевидно, было написано для того, чтобы Вселенская Патриархия имела разностороннюю информацию из разных источников, в том числе видения событий со стороны УПЦ КП. Ясно, что письмо будет иметь свой эффект и в Украине, поскольку оно широко представлено в украинских СМИ. Я уверен, что оно не менее важное для Вселенской Патриархии с точки зрения получения характеристики реальной ситуации в Украине и разоблачения попыток ее искривления со стороны Москвы. Письмо важно и для верующих УПЦ (МП) – они видят и могут понять позицию и Киевского Патриархата, и патриотических сил относительно оценки того, каким образом религиозный фактор заверстан в большое противостояние европейской и московско-азиатской идей на территории Украины.
– Какими могут быть последствия послания на практике?
– Последствия будут, поскольку Патриарх Филарет призывает все украинское общество не молчать. Это такое себе руководство к дальнейшим действиям для патриотических сил. Нужно понимать, что в силу тех или иных объективных обстоятельств, письменного ответа Патриарха Варфоломея на это письмо, скорее всего, не будет. Но ответ не обязательно должен быть в письменной форме, он может быть и в виде определенных действий Вселенской Патриархии относительно сотрудничества с Московской Патриархией или Православными Церквами в Украине. На сегодня тяжело сказать, какими будут эти действия или, наоборот, сдерживание действий – ведь мы не знаем всей палитры их отношений. Но на фоне отказа Европы от стратегического партнерства с Россией, я думаю, что Вселенская Патриархия не останется в стороне относительно того, чтобы поставить агрессора на место с одной стороны, а с другой – и относительно циничного искривления событий со стороны Московской Патриархии.
– Помешает ли восприятию письма «неканоничность» Патриарха Филарета?
– Так называемая «каноничность» и «неканоничность» – достаточно искусственная конструкция, которая была введена Москвой для создания определенного религиозно-идеологического барьера относительно непризнанных в мировом Православии Церквей. Отношение к этому понятию очень четко проявила сама Московская Патриархия, когда в 2007 году согласилась на объединение с Российской ПЦ Зарубежной. Для справки: они почти 80 лет обменивались анафемами и не признавали друг друга, обвиняя друг друга в ереси. А в 2007 году без единого снятия анафем они стали сослужить и сам факт сослужения, по трактовке Московского Патриарха Алексия II, и был фактом снятия анафем, обретения легитимности и каноничности.
Поэтому мы четко видим двойные стандарты со стороны Московской Патриархии относительно понятия «каноничность» – оно стало не столько церковным, сколько политическим термином. К сожалению, нынешний Киевский Митрополит Онуфрий тоже пользуется этим термином, а значит, продолжает линию непризнания украинских Православных Церквей и выказывает фактическое нежелание осуществления шагов к сотрудничеству.
– Можем ли мы сегодня говорить о религиозной войне в Украине?
– На самом деле религиозной войны в Украине не было и не будет. Думаю, для всех это уже понятно. Будет определенный процесс ухода приходов и верующих УПЦ (МП) и их перехода в УПЦ КП. Эти факты многие эксперты и клирики Московской Патриархии будут пытаться подать как проявления этой войны или же религиозного давления. Хотя на самом деле это будет естественная реакция людей на ситуацию в стране – агрессия Российского государства и нежелание Московской Патриархии осудить эту агрессию.
Кроме того, сегодня уже невозможно скрыть факты участия клириков УПЦ (МП) в потугах идеологического оформления т.н. «Новороссии», откровенного сотрудничества их с террористами – все это подается со стороны иерархии УПЦ (МП) как единичные случаи. Однако более глубокий анализ ситуации свидетельствует, что ситуация на Востоке – это результат многолетней деятельности церковных идеологов «русского мира» и бездеятельности Службы безопасности Украины.
Недавно я пересмотрел список т.н. околоцерковных организаций УПЦ (МП) – здесь присутствуют и общественные организации, которые уже давно используют в своих названиях термин «Новороссия». То есть, это все давно существовало в виде идеи, а сегодня террористы делают попытки эти идеи реализовать.
К сожалению, в своих синодальных решениях УПЦ (МП) так и не поднялась к четкому осуждению «русского мира» и тех конкретных клириков, которые принимают участие в создании «Новороссии». Ведь они не только на Донбассе. Существуют епархиальные издания в Одессе, Днепропетровске и других епархиях, где открыто пропагандируются антиукраинские тезисы. И пока Церковь это не осудит, пока идеологи и реализаторы «русского мира» не будут отлучены от Церкви – будет складываться впечатление, что идет негласная поддержка их действий от руководства УПЦ (МП).
Украинское общество ожидает четкой позиции УПЦ (МП) и четкого наказания (а не «отстранения до выяснения») для тех клириков, которые ведут антиукраинскую работу. Пока что мы видим очень четкую и быструю реакцию священноначалия УПЦ (МП) в противоположном – в осуждении тех священников, которые проявляют «слишком проукраинскую позицию» и открыто поддерживают идею Поместной Церкви. Синод УПЦ (МП) нашел время и основания для осуждения и отлучения о. Виктора Бедя и о. Виталия Эйсмонта. А относительно конкретных фактов откровенного сотрудничества клириков УПЦ (МП) с террористами – «проводится церковное расследование». Как оно продолжалось/продолжается и как закончилось – никто не знает. Следствием такой позиции будет «голосование ногами» верующих УПЦ (МП).