Праздник в честь св. Архангела Михаила и других бесплотных Сил установили в IV в. Этот праздник называется собором потому, что в этот день Церковь чтит собор – собрание всех бесплотных Сил вместе со св. Архангелом Михаилом, а также собор – собрание людей на земле для прославления небесных сил.
Почитание Ангелов в Восточной Церкви началось еще в III веке, а в IV уже получило общее распространение: на поместном Лаодикийском соборе, который осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира, утвердили их православное (правильное) почитание. О давней традиции чествования Церковью ангелов свидетельствует также храм в честь св. Архангела Михаила, который построил в пригороде Константинополя император Константин Великий (274-337). В этом храме, по свидетельству историка Созомена, было много чудесных оздоровлений.
Главная цель праздника, как отмечает о. Юлиан Катрий в книге "Познай свой обряд", – возвеличить и прославить святого архангела Михаила, а с ним и других ангелов. Архистратига Михаила Церковь ставит первым среди ангелов, поскольку он возглавил борьбу добрых ангелов против ангелов, выступивших против Бога, и победил. Поэтому и иконография представляет архангела как вооруженного полководца.
Восточная Церковь с IV в. празднует еще память святого архангела Михаила 6 сентября (19 сентября – по н.ст.) в память о том, что он сохранил свой храм от уничтожения в Колоссах.
Западная Церковь с V в. (до 1960 г.) праздновала 8 мая явление святого архангела Михаила на Гарганской горе в Апулии, а 29 сентября – его представление на замке святого ангела в Риме. Первое воскресенье сентября с XVII в. Католическая Церковь посвятила святым ангелам-хранителям.
Этот праздник также, кроме архистратига Михаила, превозносит все ангельские хоры. Еще от Псевдо-Дионисия Аеропагита (V век) в Церкви начат обычай делить всех ангелов на три чина, по три хора в каждом: серафимы, херувимы и престолы; господства власти и силы; начала, архангелы и ангелы.
Святой Архистратиг Михаил является покровителем Киева. Небесным покровителем украинской столицы архангела Михаила считают с давних времен: в архивах сохранились международные соглашения, подписанные князьями Владимиром Великим и Ярославом Мудрым и скреплены кольцами-печатями с изображением крылатого воина.
По легендам, верховный военачальник небесных сил помог войску князя Святополка победить половцев, появившись над Софией Киевской крылатой птицей в рыцарских латах. Недалеко от того места в 1108 году Святополк построил Михайловский Златоверхий собор.
Как свидетельствуют исторические летописи, архистратига изображали на гербах Мономаховичей, Киевского воеводства, Киевской губернии, Киева (появление первого официального герба нашей столицы с изображением крылатого воина связывают с предоставлением Киеву Магдебургского права). Символ архистратига есть и на главной хоругви времен Богдана Хмельницкого и на многочисленных казацких знаменах. Как и на современном гербе Киева и флаге города.
Скульптуры архистратига Михаила установлены на площади Независимости и на фронтоне Михайловского Златоверхого собора.