Редакция «Украины Православной» решила подвести итоги, выделив церковные события прошлого года, которые определяли и будут определять жизнь не только верующих, но всех украинцев.
«Ведь Бог влияет на людей, формирует обстоятельства и с прицелом на будущее нанизывает события ежесекундно, даже для тех, кто отрицает Его присутствие в истории», – пишет «Україна Православна».
Итак...
1. В Украине законодательно запрещена Русская Православная Церковь.
Процесс длился очень долго и на самом деле еще далек от завершения, но в этом году произошло действительно историческое событие – в Украине на законодательном уровне было признано, что российская церковная структура на самом деле является инструментом кремлевской гибридной агрессии, а ее деятельность в Украине системно угрожает безопасности нашего государства.
Официальное название закона – «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», он предусматривает прекращение деятельности на территории Украины религиозных организаций, связанных с Русской Православной Церковью.
Очень нужный закон, который после имплементации не только ограничит деятельность моспатриархийных комиссаров войны, заставит их задуматься о том, что настоящая церковная работа не может быть антиукраинской, и даст возможность государству через суд запрещать структуры, которые продвигают «русский мир».
2. Первый год после календарной реформы показал ее успешность и положительное восприятие и в Церкви, и в обществе.
Интересный факт – небольшой тираж церковного календаря ПЦУ на 2024 год по юлианскому стилю, издание которого Церковь демократично предусмотрела для людей, которые, возможно, не приняли новоюлианский календарь, остался практически невостребованным.
Это, вместе с социологическими исследованиями, и более камерными опросами, которые проводят журналисты нашего издания, еще одно подтверждение, что новоюлианский календарь, который в прошлом году в свое употребление полноценно ввела Церковь, был принят сообществом верующих и духовенством.
При этом люди покупают «новоюлианский» календарь не только за «временные рамки» и правильное «расписание праздников». Новый календарь ПЦУ содержит очень серьезные изменения. В течение года продолжалось очищение календаря от московской пелены последних веков (из перечня праздников вычистили, например, символ российского имперского милитаризма Александра Невского) и возвращение украинских имен.
Синод Православной Церкви Украины продолжил восстанавливать память о собственно украинских святых, что является также составляющей календарной реформы. Постепенные изменения, новые акценты и «ударения» на украинских духовных деятелях – и момент просвещения, и уважение настоящим нашим святым – строителям Церкви.
3. Ключевое судебное решение Большой палаты Верховного Суда, которое можно считать финалом судебного террора против приходов, перешедших из МП в ПЦУ.
2024 год, как и 5 предыдущих лет существования ПЦУ, был временем стабильных непрерывных переходов приходов МП в ПЦУ. А Моспатриархат, как и все 5 лет, с помощью своих спонсоров отвечал на это многочисленными исками. Иски и судебные дела касались общин, где голосование преимущественно было почти единодушным.
Тогда священник МП, который отказался принять решение общины, просто выступал с одним членом своей семьи или старым другом истцами, чтобы истощать верующих прихода и духовенство. Массированное судебное противодействие МП стало фактически способом консервации ситуации и запугивания других приходов МП.
Большинству из приходов ПЦУ приходилось доходить до Верховного Суда.
И вот Большая палата Верховного Суда вынесла решение по ситуации в общине села Калиновка в Житомирской области, с аргументацией, которая должна быть ориентиром для судов, где рассматриваются аналогичные дела. Поскольку решение принималось той палатой, куда попадают самые сложные дела, это позволит положить конец саботажу, который устраивает УПЦ МП тем приходам, которые меняют юрисдикцию и переходят в Украинскую Церковь. Потому что выводы Верховного Суда, который защитил права религиозной общины на свободное избрание своего юрисдикционного подчинения, являются обязательными для судей, которые будут рассматривать подобные дела.
4. Обращение 30 архиереев юрисдикции Моспатриархата к РПЦ после того, как руководители РПЦ отправили на пенсию Донецкого митрополита Илариона.
Впервые за десять лет войны, которые сопровождаются ползучей аннексией россиянами некогда подчиненных митрополиту Онуфрию епархий, прямым переводом монастырей и духовенства МП в Украине (на оккупированных территориях) под управление Гундяева, бомбардировкой храмов даже МП – впервые после всего этого появилось такое коллективное епископское письмо недовольства. Для которого причиной стало не все выше указанное, а исключительно стремительное отстранение от Донецкой кафедры верного на протяжении десятилетий штыка «русского мира» митрополита Илариона.
Просьба иерархов пересмотреть решение серьезного ответа не имела. Если не считать за него ответ блогера кровавого Патриарха, который пообещал, что так (выброс «на покой» или еще хуже) будет с каждым подписантом. Руководитель пресс-службы РПЦ Владимир Легойда похвалил засланного епископа, но сказал, что решение остается в силе.
В конце концов, это письмо хоть и не имело ответа, но оно дало увидеть лучше и то, как Москва смотрит на своих украинских иерархов, и то, что сами они готовы публично протестовать только тогда, когда затрагивают непосредственно их корпоративные интересы. Когда вдруг они стали осознавать, что для хозяев они уже лишние, ведь сделали свое дело и могут дальше «отдохнуть» в ссылке.
Также знаково то, что несмотря на активное распространение в течение года выдумок о скором выходе митрополита Онуфрия и его иерархов из-под власти МП и попытки когорты блогер-экспертов получить для них какую-то отдельную «альтернативную юрисдикцию» – никакой публичной поддержки от епископата МП в Украине эти движения не получили. Никто из этих епископов не требует не то что диалога с ПЦУ, а даже и диалога со Вселенским Патриархатом, нескрываемо надеясь, что в итоге возможных мирных переговоров все, что потеряла юрисдикция МПвУ за годы войны, ей само собой будет возвращено. И потому ничего не следует менять – лишь досидеть на своих кафедрах до этого желанного момента.
5. «Всемирный русский народный собор» во главе с главой РПЦ Гундяевым открыто назвал гибридную агрессию РФ против Украины «священной войной». Это привело к росту осуждения идеологии и практики «русского мира» среди религиозных деятелей мира.
Бесспорный лидер в этом деле – Патриарх Варфоломей и Вселенский Патриархат. В течение года они сделали ряд соответствующих заявлений в поддержку Украины, в частности в итоговом документе Синакса (собрание всех архиереев Патриархата, которое проходит раз в три года). Также были поддержаны инициативы президента В. Зеленского по укреплению духовной независимости Украины.
Медленно, но в правильном направлении развивалась позиция экуменических организаций, таких как Конференция европейских церквей и Всемирный Совет Церквей. Первая более активно, а второй более осторожно (в его составе до сих пор есть РПЦ и ее союзники) осуждают использование религии, как оружия российской агрессии и провозглашение «священной войны».
6. Принятие резолюции ПАСЕ, которой РПЦ признали инструментом разжигания войны.
Парламентская Ассамблея Совета Европы в апрельской резолюции призвала все государства рассматривать московского патриарха Гундяева и иерархию РПЦ соучастниками военных преступлений. В ПАСЕ были поражены решением «всемирного собора», связанного с МП, признать войну против Украины «священной».
К слову, как стало известно, тезис о «священной войне» РПЦ пыталась внести в документы Всеправославного Собора еще в 2016 году – но безуспешно.
Резолюция же ПАСЕ важна тем, что это оценка международного сообщества, которая способствует тому, что правда о РПЦ, как инструменте разжигания войны, становится не только более известной, но и получает юридические последствия. Потому что эта резолюция стала дополнительной основой для принятия закона о запрете в Украине деятельности РПЦ.
7. Молитва Предстоятеля Православной Церкви Украины митрополита Епифания в Бари и введение паломничеств на Афон для воинов Вооруженных Сил Украины.
Седьмым пунктом «Украина Православная» решила объединить два молитвенных события: в Греции и Италии. Собственно, этот пункт «подсказали» именно светские медиа, которые не обошли вниманием два паломничества и две молитвы за победу. Потому что обе они свидетельствуют как о духовном измерении нашей борьбы против империи зла «русского мира», так и о росте авторитета ПЦУ в христианском мире. Вспоминаем о них в хронологическом порядке.
Восстановление украинской монашеской кельи на Афоне вызывает живой интерес у верующих людей. Но заметной вехой стало то, что в этом году Церковь начала возить в паломничество военнослужащих.
Репортаж о том, как наши бойцы на костылях стоят в святогорских храмах или пьют чай у старцев-игуменов Афона, просмотрело огромное количество людей. Эти поездки показали, как хорошо это для восстановления наших воинов. Возможно, именно эти поездки – инвестиции в их мировоззрение и силу, которая так понадобится и им, и их собратьям, после того как те вернутся с войны.
И второе событие, кадры которого обошли не только отечественные медиа, но и европейские. Молитва главы Украинской Церкви святителю Николаю в итальянском городке Бари. За Украину, ее армию, народ и справедливый мир Предстоятель Украинской Церкви молился в храме, где уже более 9 веков хранятся мощи великого святителя Николая.
Молитвенные просьбы за победу правды и справедливый, благословенный Богом мир для Украины и всей Европы, за единение православных в Украине вокруг Поместной Церкви, за освобождение порабощенных, за защиту и оборону наших братьев и сестер, находящихся в российском плену, произносились на следующий день после годовщины Объединительного Собора, на котором была создана единая Церковь, – это казалось не только символическим совпадением, но и подарком от святого, чей образ есть на стене почти в каждом украинском доме.