Принятый Закон предусматривает внесение существенных изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», по поводу которых свои возражения выразил Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций.
Призываем Президента Украины применить право вето к законопроекту № 10221 и вернуть его на доработку в Верховную Раду для учета экспертного мнения и предложений Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций.
Об этом говорится в Открытом письме общественных организаций, правозащитников и ученых к Виктору Януковичу с призывом не допустить ограничения свободы вероисповедания в Украине, сообщает Институт религиозной свободы.
"Принятый Закон предусматривает внесение существенных изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», по поводу которых свои возражения выразил Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. ...Несмотря на это, при рассмотрении во втором чтении законопроект № 10221 был поспешно проголосован без какого-либо обсуждения и при отсутствии таблицы поправок ко второму чтению со стороны профильного комитета", – говорится в Открытом письме.
Представители общественности выразили убеждение, что к указанному Закону, принятому 16 октября 2012 года, Главе державе следует применить право вето и вернуть его на доработку в Верховную Раду Украины до его вступления в силу.
В обращении приводятся такие основные замечания к принятым изменениям:
1. Усложнение порядка получения религиозными организациями статуса юридического лица (статьи 13, 14 Закона о свободе совести) не соответствует целям административной реформы, направленной на внедрение принципа "единого окна" при предоставлении административных услуг, уменьшение коррупционных факторов и бюрократических преград в деятельности негосударственных учреждений.
2. Принятый Закон закрепляет дискриминационные положения в Законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях» касательно порядка организации мирных собраний по инициативе верующих или религиозных организаций (ч. 5 статьи 21), что ставит их в неравное положение с другими инициаторами мирных собраний и противоречит статье 39 Конституции Украины. В частности, сохраняется разрешительный порядок организации мирных собраний, включая требование о получении в местных органах власти разрешений не менее чем за 10 дней до желаемой даты их проведения.
3. Расширение перечня контролирующих органов не будет способствовать обеспечению права на свободу вероисповедания, ведь именно органы власти зачастую становятся нарушителями законодательства в этой сфере.
В связи с этим общественность призывает Президента В.Януковича применить право вето к принятому законопроекту № 10221 с целью обеспечения конституционного права граждан на свободу вероисповедания.
Среди подписантов Открытого письма:
и другие.
Письмо открыто к подписанию заинтересованными представителями общественных организаций и научных учреждений, экспертами и общественными деятелями. Отправьте сообщение о поддержке Открытого письма на электронный адрес: veto@irs.in.ua с указанием Вашего имени и должности в представляемой Вами организации.
Напомним, что во время встречи с Президентом В.Януковичем члены Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций подчеркнули необходимость ветировать изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», которые были приняты парламентом 16 октября без обсуждения и с нарушением ранее достигнутых договоренностей.
Полный текст письма:
Уважаемый господин Президент!
Мы, представители правозащитных и других общественных организаций и научных институций, выражаем Вам свою обеспокоенность в связи с принятием парламентом 16 октября 2012 года закона о внесении существенных изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (проект № 10221), который в случае вступления в силу создаст значительные препятствия в реализации конституционного права граждан на свободу вероисповедания.
Задекларированной целью Закона является необходимость приведения законодательства в соответствие с Конституцией Украины, в части перераспределения полномочий между Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины в связи с проведением административной реформы.
В то же время принятый Закон предусматривает внесение существенных изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», по поводу которых свои возражения выразил Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. В течение мая-июля 2012 года состоялась ряд консультационных совещаний с участием автора законопроекта – Ю.Р.Мирошниченка, представителей Министерства юстиции, Министерства культуры, Всеукраинского Совета Церквей и экспертов, по результатам которых были согласованы принципиальные изменения в текст законопроекта. Несмотря на это, при рассмотрении во втором чтении законопроект № 10221 был поспешно проголосован без какого-либо обсуждения и при отсутствии таблицы поправок ко второму чтению со стороны профильного комитета.
По нашему убеждению, к указанному Закону (проект № 10221), принятому 16 октября 2012 года, следует применить право вето и вернуть его на доработку в Верховную Раду Украины, учитывая следующие основные замечания:
1. Принятые изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» значительно усложняют порядок получения религиозными организациями статуса юридического лица (статьи 13, 14) в связи с введением двух не согласованных между собой регистрационных процедур – регистрации уставных документов и государственной регистрации (внесения в Единый реестр юридических лиц). Такой подход не отвечает целям административной реформы, направленной на внедрение принципа "единого окна" при предоставлении административных услуг, уменьшение коррупционных факторов и бюрократических преград в деятельности негосударственных учреждений.
2. Принятый Закон закрепляет дискриминационные положения в Законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях» относительно порядка организации мирных собраний по инициативе верующих или религиозных организаций (ч. 5 статьи 21), что ставит их в неравное положение с другими субъектами права на мирные собрания, гарантированного статьей 39 Конституции Украины. В частности, сохраняется разрешительный порядок организации мирных собраний, включая требование о получении соответствующих разрешений не менее чем за 10 дней до желаемой даты их проведения.
3. Подобно как во времена советского тоталитарного прошлого, законопроект № 10221 наделяет правом осуществлять контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и вероисповедания органам прокуратуры, Минкультуры и другим министерствам, местным администрациям и органам местного самоуправления (статья 29 Закона о свободе совести). На сегодня полномочия по государственному контролю в этой сфере отнесены к компетенции местных советов и их исполнительных комитетов. По нашему убеждению, расширение перечня контролирующих органов не будет способствовать обеспечению права на свободу вероисповедания, ведь именно органы власти зачастую становятся нарушителями законодательства в этой сфере.
Эти и другие замечания обусловливают необходимость существенной доработки указанного Закона до его вступления в силу.
В связи с этим, призываем Вас применить право вето к закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно деятельности Министерства юстиции, Министерства культуры, других центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется через соответствующих министров, а также Государственного космического агентства)», принятого 16 октября 2012 года (проект № 10221), и вернуть его на доработку в Верховную Раду Украины для учета экспертного мнения и предложений Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций.
С уважением,
30 октября 2012 года