Этот праздник принадлежит к 12 великим праздникам Восточной Церкви. Историки Восточной Церкви считают, что в первую очередь два события легли в основу установления этого праздника: отыскание в IV в. Креста, на котором распяли Иисуса, и возвращение этого Креста из Персии в Иерусалим в VII веке.
Само слово «воздвижение» значит «поднятие», то есть торжественный обряд почитания и прославления Креста Господнего.
Более трехсот лет никто не знал, где находится этот Крест, и не был ли он уничтожен вообще: в ІІ-ІІІ столетии императоры-язычники активно возводили капища на местах страданий и смерти Христа. Так, Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей, на них выстроили капище Венеры, поставили статую Юпитера.
Однако после победы Константина Великого и его указа с 313 года о веротерпимости, начались поиски святыни. В Иерусалим поехала мать Константина, царица Елена. Долгое время поиски были безуспешными. В конце концов один старый еврей сообщил, где находятся Голгофа и Гроб Господень (позднее этот человек принял христианство, стал иерусалимским епископом и принял мученическую смерть во времена Юлиана Отступника).
Капище разрушили, начали раскопки. Вскоре откопали Гроб, а неподалеку от него - три креста, дощечку с надписью и четыре гвоздя. Чтобы определить, на каком именно кресте распяли Иисуса, ко всем трем поочередно подносили покойника. Возле Господнего Креста он воскрес. При приближении к нему также исцелялись больные.
Народ, пришедший поклониться святыне, просил патриарха поднять (воздвигнуть) Крест, чтобы все могли его видеть. Шел 326 год. Царица Елена отметила места, связанные с жизнью Христа и Божьей Матери, основанием около 80 храмов. Возвращаясь в Константинополь, она привезла с собой частичку Животворящего Креста и гвозди. Император Константин велел возвести храм в честь Воскресения Христа, который включал в себя и Гроб, и Голгофу. Храм освятили 26 сентября 335 года. На следующий день, 27 сентября, был установлен праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господнего.