12 октября 2019 года войдет в историю украинского православия как переломный рубеж: Элладская Церковь первой среди Поместных Церквей официально присоединилась к признанию ПЦУ. В Московском Патриархате не смогли скрыть разочарования и шок.
Но пока мы на радостях пьем кто шампанское, а кто церковный кагор, Русская Церковь вместе с патронирующим ее государством думает, как «симметрично» ответить на вероломство лукавых греков.
Мы собрали несколько возможных вариантов, которые уже звучали в тех или иных пабликах и статьях, приближенных к РПЦ и УПЦ (МП), и проанализировали их, сопоставив затраты на реализацию этих «ответов Чемберлену» с эффектом, который они могут принести.
1. Организация параллельных приходов или даже епархий на канонических территориях тех Поместных Церквей, которые признали ПЦУ. Подобные жесты агрессии официально до сих пор были табуированы, даже свое присутствие на территории Абхазии в РПЦ пытались комментировать крайне осторожно. Этим некоторое время действительно пугали Поместные Церкви, о чем открытым текстом заявил митрополит Зимбабвийский Серафим (Александрийский Патриархат).
Но эффект от этого решения будет противоположным. Пока Моспатриархия занималась хулиганством на территории доминирующего подчинения Константинополя в Европе, последний смотрел на это с определенной степенью сочувствия. Проглотив часть Российской архиепископии в Западной Европе, РПЦ столкнулась с проблемой, что там теперь существует три параллельные российские юрисдикции: собственно РПЦ МП, РПЦЗ и Архиепископия. И две последние не слишком хотят слияния с РПЦ, оставшись без своего автономного статуса.
Открытие параллельных приходов в той же Элладе, а затем на Кипре (и даже Северном Кипре, чего бы теперь и нет?), а потом в Албании, Абхазии и т.д. окончательно поставит точку в отношениях с этими Церквами. Россиян будут сторониться как огня. Это не только репутационный крах РПЦ, но и обнуление эффекта от всех финансовых вложений в лояльность Поместных Церквей. Что вызовет к Патриарху Кириллу правомерные вопросы у многолетних российских меценатов. Плюс там, где у Церквей есть государственный статус, основание параллельных православных ячеек может закончиться полицейским участком.
2. Признание в других Поместных Церквах разного рода неканонических группировок типа греческих старостильников. Хуже идеи не придумаешь. Во-первых, такой реверанс абсолютно не нужен самим старостильникам, ведь, с их точки зрения, Моспатриархия впала в ересь экуменизма. Во-вторых, старостильники той же Греции никогда не были на канонической территории РПЦ (в отличие от украинских автокефалистов, которые действовали на канонической территории Вселенского Патриархата). РПЦ много усилий приложила для продвижения идеи, что никогда нельзя признавать любые раскольнические группировки на чужой канонической территории. Но признание самой РПЦ фундаменталистов, не находящихся на ее собственной канонической территории, означает лишь то, что никаких канонов здесь нет, а есть банальная манипуляция россиян. В-третьих, такое признание заставляет публично вступить с фундаменталистами в каноническое общение. А это означает раскол в самой РПЦ. Наконец, в-четвертых, РПЦ придется уже идти до конца и признавать все неканонические группировки на территории всех других Поместных Церквей. А их много в той же Сербии или Румынии. Достаточно Синоду Церкви, на которую происходит атака Моспатриархии, отлучить какие-то признанные РПЦ группировки от Церкви, а ее руководителей предать анафеме – и РПЦ автоматически подпадет под 10-е Апостольское правило и 9-е правило Карфагенскогособора («Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: такой пусть будет отлучен»).
3. Организация раскола внутри самих Поместных Церквей с помощью провоцирования части епископата и духовенства на мятеж против руководящего центра ради «защиты истины и канонов». Но когда для Синодов Поместных Церквей было проблемой отправить мятежного епископа на покой, заменив его более адекватным? Пример бывшего митрополита Калавритского Амвросия той же Элладской Церкви, который недавно ушел в отставку, еще перед нашими глазами.
4. Мобилизация всех откровенных сторонников России в Поместных Церквах для проведения различного рода протестных акций – писем, несанкционированных конференций, скандальных заявлений и т.п. Организация этих беспорядков имеет целью лишь самоуспокоение Моспатриархии, что она не одна, а значит, она не так уже и неправа. Что есть еще люди, готовые «проповедовать истину» в этом падшем мире. Никаких последствий это не будет иметь, кроме ухудшения положения «протестантов» в собственной Поместной Церкви. Иначе как подставой со стороны РПЦ это не назовешь. Но лояльные Москве епископы могут играть и в другую игру – «добрых полицейских» на фоне «плохих полицейских» своей же Церкви. Мол, у нас в Церкви есть свобода мнений, есть внутренняя дискуссия, в отличие от некоторых других Церквей, где решения принимаются единолично.
5. Создание основ альтернативной экклезиологии, в которой нет места институту «первого среди равных». Соответственно объявление лишь РПЦ центром истины православия. Вариант, который, по большому счету, никому не интересен. Пентархия на это не пойдет, потому что это нарушение канонического правила, и порядок, сложившийся за последние 1700 лет, никто не будет разрушать. Новые Церкви volens nolens помнят, кто предоставил им томосы об автокефалии. А в истории Церкви были случаи отзыва томоса. РПЦ осталось тешиться собственными еклезиологическими перфомансами наедине.
6. Созыв Синода или даже Собора РПЦ, которым будет объявлено об отпадении Константинополя в ересь. Фактически это возвращение в 1448 год после Ферраро-Флорентийского собора. Готова ли Россия начинать свой церковный путь с нуля? Ведь к этому приговору никто из Поместных Церквей не примкнет. Почти все спикеры Поместных Церквей признают, что предоставлениеУкраине автокефалии это не вопрос вероучения. Ну, и да: «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен» (45-е правило святых апостолов). Ведь объявляя Константинополь еретическим сборищем, придерся прекратить каноническое общение со всеми Церквами, которые сослужат с представителями «еретика». Это абсолютно бесперспективный «акт самосожжения», на который, впрочем, пойдет очень много топлива. Что ж, Грузия, Болгария и Кипр давно уже претендуют занять повыше место в диптихе за счет РПЦ. Как у нас говорят, баба с возу – кобыле легче.
7. Попытка созыва Всеправославного совещания с теми Поместными Церквами, которые пока не признали ПЦУ, и соблазнение их на коллективный протест против решений Константинополя и Афин, или даже объявление о создании свого самодостаточного церковного блока. Полагаем, что в самой РПЦ понимают: в крайнем случае на него придут «славянские» Церкви. Если на стороне РПЦ останется Польша, Чехия и Сербия, Всеправославному собору, который в ответ созовет Вселенский Патриарх, придется лишь констатировать эти автокефалии как ошибочные церковне проекты, возникшие исключительно вследствие особых политических обстоятельств (такие себе failed churches). На месте отпавших всегда можно основать другие. Например, распространить юрисдикцию Вселенского Патриарха на всю Киевскую митрополию, а не только на ту, которая находится на территории современной Украины.
8. Превентивный шантаж некоторых представителей Поместных Церквей компроматом против них. Теоретически можно. У страха глаза велики. Но ведь и сама РПЦ не блистала добродетелями. И еще неизвестно, кому будет хуже, если все 13 обиженных Поместных Церквей начнут публично раскрывать тайны Чистого переулка.
9. Разрыв канонических отношений с ЭЦП. Самый вероятный вариант. Тогда вся территория Греции для россиян – бизнесменов, паломников – в церковном плане закроется. Финансово греки это выдержат, а вот «гастролей» греческих мощей в России станет гораздо меньше. Прощайте, многотысячные очереди верующих, которые демонстрировали российской власти мощь человеческого ресурса РПЦ.
10. Разрыв канонических отношений лишь с теми отдельными архиереями, которые подписали документы о признании ПЦУ. Вообще решение незрелое, вызывающее лишь саркастическую улыбку. Ведь достаточно руководству Поместных Церквей делегировать на совместные мероприятия с сослужениями одновременно и «кошерных», и «некошерных» архиереев – и представителям Моспатриархии останется возвращаться домой не солоно хлебавши.
11. Объявление о прекращении финансирования уже начатых проектов (строительство собора св.Саввы в Белграде, восстановление храмов в сирийской Маалюле, Иерусалимского Храма Гроба Господня и т.д.). С одной стороны, это вынудит Церкви учиться жить по средствам, с другой – искать альтернативу. И можно бать уверенными – через некоторое время эта альтернатива появится. Но россиянам надо понимать, что все их вложения не более чем пожертвования, а Церковь не акционерное общество, где мажоритарные акционеры формируют повестку дня.
В общем, как ни посмотри, все, что может сейчас на быструю руку решить руководство РПЦ, – это классические выстрелы себе же в ногу. Но, разорвав отношения Константинополем, Русская Церковь загнала себя в тупик. И здесь уже непонятно, как ей действовать, чтобы хотя бы сохранить лицо: либо пойти на покаянный поклон к Вселенскому Патриарху, либо уже идти до конца и самоудалиться из семьи Вселенского православия. В первом случае РПЦ подтвердит статус «первого среди равных», во втором станет «первой среди никого». Вариант примирения украинских верующих в одной автокефальной Церкви, боимся, для текущего руководства РПЦ недопустим. Интересно, какое из этих всех провальных решений выберет ближайший Священный Синод РПЦ.