Created with Sketch.

Проблема интерпретации "живого религиозного опыта" архимандрита Феогноста Пушкова

08 ноября, 10:57

Последним аргументом во многих вероисповедных спорах становится апелляция к своему собственному «живому религиозному опыту». В этой заметке я попробую дать рациональную оценку такого опыта, к которому апеллирует один из самых ярких священников УПЦ, аффилированной с МП - архимандрит Феогност Пушков

Последним аргументом во многих вероисповедных спорах становится апелляция к своему собственному «живому религиозному опыту». Мистические переживания становятся аргументом в пользу собственной трактовки вероучения, благодатности той или иной церковной юрисдикции, или даже существования Бога вообще. Яркие субъективные ощущения без всякой рефлексии или супервизии связываются с определенными идеями, которые таким образом удачно защищаются от любой рациональной критики.

Проблема апелляции к собственному религиозному опыту заключается в том, что грань между трансцендентным опытом и психическими расстройствами, особенно шизофренией, трудно определить даже психиатрам. Поэтому чем ярче переживания и чем глубже зацикленность на религиозных идеях, тем осторожнее следует относиться к такому опыту. То, что на первый взгляд кажется откровением и благодатью от Бога, с не меньшей вероятностью может быть происками дьявола и духовной прелестью, а также самовнушением, действием психоактивных веществ или психическим расстройством.

В этой заметке я попробую дать рациональную оценку такого опыта, к которому апеллирует один из самых ярких священников УПЦ, аффилированной с МП - архимандрит Феогност Пушков.

Живой религиозный опыт, о котором кричит о. Феогност - это опыт безотцовщины
Криком кричит, а отрефлексировать не может.

Все его слова про Голгофу не метафоры, а болезненный религиозный опыт, который для Феогноста вполне реален - страшным сыновьим криком он вопит к Отцу, зачем тот их с мамой оставил...

Экзальтированная мать считала рождение позднего ребенка чудом.
Сепарации с матерью не произошло, даже когда сын стал монахом - не случайно в его последних записях звучит дурное "мы", когда он описывает себя с мамой как пару, которую Бог-Отец оставил ("Господи! За что и зачем нам это всё? Мы в своей жизни никому не сделали зла... Ты же видишь нашу боль? Где же Ты, вечно молчащий Зритель?").

О чудесном рождении Сына, чудесном крещении и пострижении Сына, а теперь и страданиях Матери от того, что Сын на Кресте, Феогност написал недавно целую запись-Евангелие.

Так, во время беременности его святая мать почувствовала прикосновение и услышала голос: "Не бойся! У тебя будет сын! Назови его Тимофеем".
Спустя годы тот же голос сказал матери Феогноста: "Эх ты, маловерная! Вставай, твой сын сейчас крестился!"...

И чем святее и мудрее Феогносту кажется его Мать, тем грязнее и тупее кажутся другие женщины - "блудницы" и "детоубийцы", руганью на которых моздокский кандидат богословия так прославился в рунете.

Номинальный отец-Иосиф в этом Евангелии вообще лишний (святая женщина с ним развелась, и он умер), ведь настоящий Отец Феогноста на небе...

Бородатый мальчик кричит Отцу, и никак не может докричаться.
Ведь Отца нет.

Читайте также