На прошедшем недавно в Москве Архиерейском соборе Русской Православной Церкви случилось нечто, чему большая часть средств массовой информации не уделила внимания, хотя это и было явление тектонического масштаба.
На прошедшем недавно в Москве Архиерейском соборе Русской Православной Церкви случилось нечто, чему большая часть средств массовой информации не уделила внимания, хотя это и было явление тектонического масштаба.
Впрочем, фактический раскол с Патриархом Московским, в котором оказался архиепископ Лонгин, нисколько не мешал коллегам не только сослужить с Банченским викарием, но и отправлять его в заграничные командировки от имени Украинской Православной Церкви.
Находясь в такой странной канонической ситуации – ведь он служит с сослужащими еретику, – епископ Лонгин решил приехать в Москву на Собор, но не сам, а с письмом: «Обращение Свято-Вознесенского Банченского мужского монастыря Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Архиерейскому Собору РПЦ».
Полагаю уместным сравнить это послание, написанное человеку, которого отправитель считает еретиком, со вторым письмом, отправителю которого – Патриарху Филарету, объявлена анафема.
Итак, Лонгин пишет еретику Кириллу: «Ваше Святейшество, со смирением просим Вашего Святительского благословения, испрашивая Ваших святых молитв, прося у Вас прощение. Ваше Святейшество, мы неоднократно обращались к Вам с просьбой услышать нас и понять нашу боль, так как мы искренне желаем остаться в лоне нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата».
А Филарет пишет анафематствовавшим его, обращаясь исключительно по официальным титулам: «Предстоятелю Русской Православной Церкви, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, епископату Русской Православной Церкви».
Занятно, что архиепископ Лонгин, сам того не осознавая, поступает так, как считает непозволительным поступать Кириллу: ведь Лонгин в своих действиях никак не сообразуется с полнотой Украинской Православной Церкви, к которой принадлежит, и обращается «через голову», минуя Предстоятеля УПЦ митрополита Киевского Онуфрия, к Предстоятелю Русской Православной Церкви.
В переводе с «византийского» это означает, что Лонгин: а) ни в грош не ставит Митрополита Киевского; б) не признает УПЦ как таковую – он даже не упоминает эту структуру. О какой автономии УПЦ может идти речь, если само существование УПЦ игнорирует принадлежащий к ней епископ, который пишет Кириллу: «Мы всегда были верны Вам и нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата».
Занятно, что через голову Митрополита Киевского перепрыгивает и викарий Киевской епархии, митрополит Почаевский Владимир, вместе с братией Почаевской лавры обращаясь к Москве. Он «просит Священноначалие Русской Православной Церкви о выходе Нашей Православной Церкви из Всемирного Совета «церквей» и о прекращении всякого участия в экуменистическом пагубном движении». Нарушение субординации можно допустить у сельского архиепископа Лонгина, но митрополит Почаевский мог бы напрямую обратиться к своему правящему архиерею. Очевидно, и Владимир верит, что эффективность обращения к Митрополиту Онуфрию близка к нулю.
Однако есть и еще одна причина обращения к Москве напрямую: неверие в то, что озвучиваемые идеи будут поддержаны всей полнотой УПЦ.
Такими же странными, как и сам архиепископ Лонгин, являются и его «предлагаемые к рассмотрению пункты» (необычная формулировка: если человек уверен в своей правоте и в своем праве, он требует, а не предлагает к рассмотрению):
«1. Выйти нашей Русской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей и прекратить участие нашей Церкви в экуменическом движении, так как мы не можем отступить от истины, догматов и правил, утвержденных Вселенскими Соборами, веруя только в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
2. Аннулировать декларацию, принятую 12.02.2016 года в Гаване (Куба), так как сама встреча не была согласована с Архиерейским Собором РПЦ, и мы никогда не признаем еретика Папу Римского, как Святейшего.
3. Не признавать Критский лжесобор Православным, так как наша Церковь всегда сохраняла полноту истины, а на этом соборе не было этой полноты, в его основе лежит экуменическая ересь, которая ведет верных чад Православной Церкви в вечную гибель.
4. Опровергнуть клеветнический фильм «Матильда», который осквернил святость Царственных Страстотерпцев. Это очередная попытка уничтожить образ идеальной семьи и обесчестить память святых спустя сто лет после их мученической кончины».
Оставлю эти пункты практически без внимания, однако в первом из них врезается в глаза «Выйти нашей Русской…», а в последнем вызывает недоумение, какое дело в небольшом украинском селе на границе с Румынией до того, что выходит на экраны другого государства, но поди ж ты…
Тем не менее, прогиб засчитан не был: в итоговой резолюции Собора нет ни намека на какое-либо рассмотрение «пунктов» Лонгина. Напротив, «Признавая исторический характер состоявшейся в Гаване встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, Архиерейский Собор отмечает ее важность в деле объединения усилий по защите христиан, подвергающихся преследованиям на Ближнем Востоке и в Африке».
Все эти танцы с монашескими письмами на Соборе допускают и другое истолкование. Во-первых, скорее всего, это не целенаправленное игнорирование Митрополита Онуфрия, а четкое осознание, что никакой отдельной единицы УПЦ в системе мирового Православия не существует, а есть лишь одно из внутренних структурных подразделений РПЦ, наряду с экзархатами и митрополичьими округами. Все архиереи знают, что когда Митрополит Киевский сослужит предстоятелям Поместных Церквей, то стоит не в рядах предстоятелей, а среди простых епархиальных епископов.
Для полноты картины следует отметить, что – по инсайдерской информации – на Соборе выступил и митрополит Черновецкий Мелетий, который в присутствии прочих архиереев потребовал от Патриарха Кирилла объяснений по поводу Гаванской встречи с Папой Франциском. Однако Кирилл резко осадил Мелетия, а Собор по итогу признал полезность встречи с Папой.
Скорее всего, и демарш митрополита Мелетия, и обращения архиепископа Лонгина и митрополита Владимира отправлены с одобрения Митрополита Онуфрия и консервативной партии в Москве. Здесь налицо попытка оппозиционной московской партии Тихона Шевкунова пошатнуть стул под слишком либеральным Патриархом Кириллом, папские амбиции которого давно напрягают в Москве многих власть имущих. Эпохальность этих событий Собора заключается в том, что они представляют собой первую пробную публичную попытку московских кругов прижать Патриарха Кирилла. Не исключено, что в дальнейшем этот конфликт, как и в случае с другим известным мордвином Патриархом Никоном, закончится досрочным удалением на покой...
А делается эта попытка руками иерархов УПЦ. С них спрос меньше, и они лучше поддаются московским манипуляциям. Такая вот тактика прощупывания диспозиции противника.
P. S. А вот следующая характеристика, если это только не лживый подхалимаж, должна у компетентных органов вызвать пристальный интерес к фигуре Героя Украины архиепископа Лонгина: «Только Господь, к примеру, знает, сколько пришлось владыке выдержать безконечных мучений, пыток, издевательств и унижений в застенках СБУ. А бросили его туда потому, что он данной ему Божией властью не пустил НИ ОДНОГО МУЖЧИНУ Черновицкой епархии на братоубийственную бойню в зону АТО: «Я прошу вас только об одном: объединиться и не отдавать детей на смерть. Наша православная вера не позволяет нам убивать друг друга. Ради политических интересов, ради тех, кто защищает свой бизнес, кто защищает свои руководящие должности, хотят убивать наших людей, которые живут в мире с верой в Бога», — призывал мужественный епископ. И по архипастырскому благословению женщины – жены и матери – перекрыли дороги, блокировали призывные пункты и в конечном итоге отстояли правду Божию, не став соучастниками каинова греха» (источник).