В гостях: Александр ДУХОВНЫЙ, духовный лидер Религиозного Объединения общин прогрессивного иудаизма Украины, главный раввин Киева и Украины общин прогрессивного иудаизма
Вопросы и ответы размещены в обратном порядке — последние вверху
8. Вопросы от редакции
1. Расскажите коротко об исторических традициях прогрессивного иудаизма в Украине.
— Сегодня многие люди в Украине считают, что прогрессивный иудаизм пришел к нам после распада СССР. Первые общины прогрессивного иудаизма появились в Украине в начале ХІХ в. как ответ на вызов эпохи Просвещения, когда евреям дали гражданские права и они получили возможность выйти из гетто. Реформистский иудаизм пришел сначала в Галичину, во Львов. Он был урбанистическим направлением, которое позволило евреям, не отрекаясь от своей веры, стать гражданином того государства, которое дало ему гражданские права. Первые светские еврейские школы, где начали изучать не только религиозные предметы, но и академические, появляются в Украине в то же время. И это дает толчок евреям занимать должности не только в своих религиозных группах, но и в институциях научных, государственных, появляются известные евреи врачи, адвокаты, профессора, банкиры.
В середине ХІХ в. Одесса, в которую пришли евреи из галицкого городка Броды, строит реформистску синагогу. Продвижение евреев с академическим образованием было ощутимым тогда в Петербурге, Москве и Киеве. Сегодня традиции неортодоксального иудаизма возрождаются в Украине. Украинская еврейская интеллигенция возглавляет многие еврейские прогрессивные общины, а президентом Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма является выдающийся украинский еврейский композитор, народный артист Украины, профессор Александр Злотник. И двери наших общин открыты для тех, кто чувствует себя иудеем, кто любит и Израиль, и Украину.
2. Какова динамика развития общин прогрессивного иудаизма в Украине?
— Как я уже сказал, мы имеем более 40 зарегистрированных общин в большинстве регионов Украины, которые входят в Религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма в Украине. У нас действует более двадцати детских садиков и воскресных школ. Московский Институт современного иудаизма готовит духовных лидеров для наших общин. Раввинов для Украины готовят академии в США, Германии и Англии. Мы возрождаем возвращенные нам помещения синагог. В наших общинах действуют разнообразные образовательные, культурные, молодежные и благотворительные программы. Прогрессивный иудаизм открывает двери для всех постсоветских евреев в мир иудаизма и дает возможность в дальнейшем избрать свой собственный последующий путь в том или ином направлении.
3. Проводите ли Вы совместные мероприятия с представителями других иудейских течений или других религий?
— Многие еврейские религиозные организации вместе с нерелигиозными проводят совместные мероприятия по празднованию тех или иных праздников, в поддержку демократических преобразований на Ближнем Востоке. Вместе чествовали память жертв Голокоста и тому подобное. Общаясь с нееврейскими организациями, общины прогрессивного иудаизма показывают пример установления межрелигиозного диалога и проводят мероприятия для развития толерантности в украинском обществе. Например, мы вместе с христианами и мусульманами провели молебен в г. Припять в сентябре 2007 года на чествование жертв Чернобыльской трагедии. Мне кажется, что нужно еще многое делать для того, чтоб развивался диалог как в середине еврейских конфессий, так и внешний.
4. Недавно из Вашего согласия было подписано письмо к Папе Римскому по делу беатификации Митрополита Андрея Шептицкого. Почему Вы дали такое поручение?
— Несмотря на то, что есть разное отношение к личности Митрополита Андрея Шептицкого как в Украине, так и за ее пределами, я считаю, что мы не можем приуменьшить заслугу человека, который спасал евреев и других людей во время Второй мировой войны. Я знаю, что Андрей Шептицкий спас детей последнего реформистского раввина города Львова и спасенный сын раввина Левина Курт своих двух сыновей назвал в честь митрополита и его брата Климента. И это не басня, это жизнь. Если кто-то спросит меня, а как же относиться к тому, что он приветствовал немецкие войска летом 1941 года, которые оккупировали Львов, то мне кажется, что митрополит, как и каждый Божий человек, приветствовал независимость, а не рабство, то есть оккупацию. Поняв очень быстро, что эта „независимость” превращала украинцев в заложников режима ненависти, он первым подает пример любви к ближнему и спасает евреев и Украину. Говорим мы: спасши одного человека, ты спасешь весь мир. Поэтому я за того, кто спас мир.
5. Как Вы оцениваете, существует ли в Украине антисемитизм на религиозной почве?
— Украина сегодня стоит на дороге демократических преобразований. Это тяжелый и не всегда прямой путь. Для меня демократия сопровождается процветанием экономическим и духовным, то сегодня в Украине есть все: есть и рост инфляции, и рост благосостояния, есть и религиозный диалог, и нетерпимость. Но есть единственный путь, как бороться с нетерпимостью в форме расизма, ксенофобии, антисемитизма или шовинизма, — нам нужно учиться. Учиться понять себя, понять тех, кто рядом с тобой, понять Бога. Философ прогрессивного иудаизма раввин Лео Бек сказал: „люби Бога в людях, которых Он создал”. Нам нужно отойти от анекдотического восприятия украинца и еврея. Я еврей – патриот Украины и хочу, чтоб наша страна была процветающим демократическим государством. Я пытаюсь делать много для этого. И один из таких примеров – мое пребывание в Украинском Католическом Университете, который, по моему мнению, является флагманом понимания между разными религиями и культурами.
Уважаемый равви, от всего сердца благодарим Вас за радость общения, за визит в нашу редакцию. Желаем Вам в первую очередь радости от праздника Песах, а также благодатного служения Богу! Мы всегда рады приветствовать Вас у нас и заинтересованы в широком сотрудничестве. Шалом Вам!
Уважаемая редакция РИСУ, хочу от всего сердца поблагодарить вас за ваш вклад в развитие взаимопонимания между христианами и иудеями. Благодарю вас за тот труд, в который вы вкладываете всю вашу душу. Пусть Господь Бог даст вам физического и духовного здоровья, чтоб вы могли радоваться каждому Божьему дню, своей семье и всем тем, кого вы любите и цените. Поздравляю вас с христианской Пасхой и пусть идеалы и ценности вашей веры будут воплощены.
7. Игорь
— Уважаемый Рабе, была информация в СМИ, что прогрессивные иудеи имеют проблемы в некоторых регионах Украины от собратий с других иудейских организаций, например, в Днепропетровске. Правдива ли эта информация? Как у Вас сложились отношения с ортодоксальными евреями и хасидами?
— Бог сделал евреев избранным народом для того, чтоб мы показывали пример нашего отношения к своим собратьям по вере и свое отношение к другим людям. Все религиозные заповеди направлены на то, чтобы каждый человек смог проявить свои наилучшие черты и все лучшее, что в него есть. Перефразируя слова Талмуда, хочу сказать, что когда каждый из нас „в свое время” предстанет перед Богом, Он не спросит нас, был ли я иудеем, мусульманином или христианином, а спросит, был ли ты человеком, которого Я создал по Своему образу и подобию. Поэтому мировоззрение всех иудейских направлений направлено на то, чтобы понять, что есть много путей к Богу. На этой позиции стоит прогрессивный иудаизм. Мы протягиваем руку всем, кто хочет ее пожать и кто понимает Божий промысел в творении этого мира.
В иудаизме есть много направлений, которые возглавляют опытные, талантливые духовные лидеры. Мы с ними сотрудничаем. К сожалению, есть и такие, которые считают, что существует только один путь, как быть евреем, и это исключительно их путь. Мы готовы к сотрудничеству и с такими направлениями, потому что нас объединяет намного больше, чем разделяет. Уважаемый мной раввин в Днепропетровске Шмуель Каминецкий сделал и продолжает создавать сильную иудейскую общину, объединяя иудеев своего региона. Я не думаю, что сегодня у нас есть проблемные отношения в этом регионе. Мы встречаемся с равви Каминецким и жмем друг другу руку.
6. Иаков Михайлов, г. Мелитополь
— Здравствуйте уважаемый раввин! Позвольте поздравить Вас с прадником Песах!
У меня два вопроса: 1. Я слышал, что человек, принявший гиюр, теряет все прежние родственные связи. Как это влият на семью в целом, если, например, гиюр желает принять вся семья: муж, жена и ребенок, они после гиюра уже не родственники?
2. Распространяется ли Закон о репатриации в Государство Израиль на людей, прошедших гиюр в Прогрессивной иудейской традиции?
1. Гиюр — это принятие неевреев в иудаизм и связанный с этим обряд. Золотое правило иудаизма – люби ближнего как самого себя. Человек, который принимает иудаизм, не может перестать любить своего ближнего, напротив, она начинает любить его еще больше. В конечном итоге, пятая заповедь подчеркивает почет к своим родителям, а не отречение от них. Если один из нееврейской супружеской пары хочет принять иудаизм, а другой не выражает такого желания, то такому человеку будет отказано в гиюри, потому что по закону еврейскому мы не создаем смешанные семьи. Если вся нееврейская семья принимает иудаизм – это способствует не их разделению, а укреплению их семейных отношений.
2. Я знаю многих людей, которые прошли гиюр в прогрессивной общине, которые в настоящий момент живут в Израиле. Потому что по закону о репатриации в Государство Израиль, такое право имеет еврей (даже в третьем поколении). После принятия в иудаизм человек считается евреем и имеет право на репатриацию.
5. Степан Мельник
— Добрый день! Уважаемый равви, как Вы оцениваете деятельность организации «Маген»? И каково Ваше отношение к евреям-христианам?
— Каждая религия имеет институции, которые отстаивают и защищают основы веры и традиции. Одной из таких организаций есть Лига „Маген” („Щит”), само название которой подчеркивает направление ее деятельности. Это не меч, а щит! Евреи-христиане – это словосочетание для меня лично непонятное. Но никто не имеет монополии на взгляды других людей. Поэтому возможно „Евреи за Иисуса” или мессианские евреи тоже имеют место под солнцем как христианская протестантская группа. И если иудей получает открытую информацию, куда и к чему его приглашают, он может сделать свой осознанный выбор. Мы выступаем против тех средств, которыми действуют такие группы, но мы не можем отрицать право на существования таких групп.
4. Игорь, г. Львов
— Уважаемый господин раввин! Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, возможно ли положить начало серьезному интеррелигиозному диалогу между теми, кто исповедует иудаизм и христианство, скажем римо-католиками и греко-католиками? Ведь, это очень важно. Большинство из людей даже не знают, что такое ДОКУМЕНТ «Ностра Этате»
— Уважаемый Игорь, благодарю за вопрос. Первые десять поколений людей разговаривали на одной языке. Только после Вавилонской башни Бог разделил языки. Диалог – это общий язык, это умение выслушать и понять человека, у которого есть другое мировоззрение. Диалог, как было отмечено в упомянутом Вами документе, поможет Божьим творениям, „людям”, понять промысел Бога: мы все являемся Его партнерами в сотворении мира, в котором не будет войн, а будет царство милосердия и справедливости. Диалог помогает построить это царство.
И он уже начался. И свидетельством этого является мой ответ Вам. Но он начался не сегодня, начался тогда, когда люди разных вероисповеданий начали осознавать, что мы все дети одного Бога, когда католики, православные, спасали иудеев, когда иудеи становились на защиту духовных ценностей мусульман, когда начался 15 лет тому назад в Великобритании диалог трех религий. А вот как активизировать этот диалог – мы должны все вместе подумать.
3. Лариса Гайдай (г. Киев)
— Уважаемый Раввин Александр, здравствуйте!!! Позвольте узнать следующее...
1. Известно, что во многих странах в движении прогрессивного иудаизма работают раввинами женщины. В связи с этим просьба изложить Ваше личное отношение к тому, что духовными лидерами в иудаизме становятся женщины, а также кто стала первой женщиной-раввином и где?
2. Согласно еврейской традиции, в Торе было определено 613 мицвот, необходимых для исполнения евреями. Какие из них женщина должна соблюдать в неукоснительном порядке??? Спасибо...
— Добрый день, уважаемая госпожа Лариса. Мне очень приятно, что у Вас есть время зайти на сайт и задать интересный вопрос, но хотел бы еще также Вас чаще видеть в нашей община. 1. Раввин — это учитель, который учит человека, как открыть себя и Бога, как любить людей, которые все являются детьми одного Бога-Творца. Поэтому учить может не только мужчина, но и женщина. В 1993 г. после возобновления первых прогрессивных общин в Украине к нам приехала первая женщина-раввин Ариель Стоун. Она была моим первым раввином-учителем. Моя жена, Царство ей Небесное, с которой Вы встречались, тоже была раввином и даже преподавала в Киеве. Прогрессивный иудаизм был первым направлением в иудаизме, которое предоставило женщине равные религиозные права с мужчиной. И первая женщина была рукоположена в сан раввина в Высшей раввинский школе Германии в 1936 году.
2. Позиция неортодоксального иудаизма заключается в том, что мы не проводим разницу между мужчинами и женщинами в исполнении иудейских заповедей. Если Вы их понимаете и готовые их выполнять, то дай Вам Бог духовного и физического здоровья.
2. Matveyev Volodymyr Ivanovych, journalist, vladimir_matveyev@hotmail.com
— Уважаемый Раввин Духовный, скажите, пожалуйста, сколько общин реформистского иудаизма работает сегодня в Украине? Стало ли движение прогрессивного иудаизма доминирующим в Украине, или достаточно влиятельным? Если нет, то почему так произошло?
— Целью иудаизма всех направлений не является доминирование или влияние. Целью иудаизма является помочь человеку открыть замысел Божий сотворения этого мира. В этом духе работают все иудейские общины всех направлений в Украине и мире. Более 40 официально зарегистрированных в Украине общин прогрессивного иудаизма помогают человеку не только открыть промысел Божий, но и открыть самих себя. У некоторых общин это получается хорошо, а другие только учатся. Как главный раввин Украины я никогда не спрашивают у человека: веришь ли ты в Бога? Моя роль поставить вопрос: веришь ли ты в себя? И помочь каждому члену наших общин познать себя, открыть свою душу, проявить лучшее, что есть в ней, и таким образом познать Бога. Бог не только извне нас, но и в внутри. Через Тикун Ацми к Тикун Олам – через личное исправление к исправлению мира. И хочу сказать, что в этом мы достигли определенных успехов.
1. Олег Киселев, Молодежная ассоциация религиоведов
— Здравствуете, уважаемый раввин. Не раз вспоминал Вашу чудесную лекцию на летней религиоведческой школе по иудаизму. У меня к Вам два вопроса.
1. Название "ТаНаХ" является акронимом названий Тора, Невиим и Ктувим. Но название последнего раздела начинается на букву "К", а не на "Х". Почему тогда ТаНаХ, а не ТаНаК?
2. Можно ли сказать, что в прогрессивном иудаизме более лояльное отношение к национальности? Ведь у Вас признают евреями и тех, кто не является таковыми по Галахе (например, если евреем является отец, но не мать), процедура гиюра (принятие иудаизма и "смена национальности") также упрощена.
1. Уважаемый Олег. Мне очень приятно, что Вы заходите на сайт РИСУ. Вы правильно подметили, что Танах — это акроним ивритских слов Тора, Невиим и Ктувим. Слово „Ктувим” („Писание”) начинается с ивритской буквы „каф”. Есть два способа ее произношения: „к” (когда перед ней стоит согласная) и „х”, когда перед ней стоит гласная буква. Поэтому в слове Танах, где перед буквой„Каф” стоит гласная, мы ее произносим как „х”. Также в конце слова буква „каф” произносится как „х”.
2. Во-первых, мы должны сказать, что такое национальность. Когда мы говорим „еврей”, то для меня это не только национальность, но и образ жизни и самоопределение, и персональная самоидентификация. Например, есть люди, которые родились от двух еврейских родителей, но себя евреями не считают. А есть такие, которые родились не от еврейских родителей, но принимают иудаизм, потому что таким образом хотят выразить свой внутренний мир и отношение к Богу-Творцу. Я не буду Вам рассказывать, что К.Маркс пишет, что такое национальность – прочитайте в словаре.
Для меня национальность – это возможность выразить свое отношение к Богу, себе, группе людей, которые рядом с тобой и имеют такие же взгляды на жизнь, так же отношение к стране, в которой тот или иной человек проживает. Это возможно очень упрощенное выражение моего отношения к национальности. Сюда можно добавить традиции, историю, общий язык, землю. В нашем направлении прогрессивного иудаизма мы даем возможность каждому, кто считает себя евреем, через осмысленный и осознанный взгляд на себя и на мир идентифицировать себя.
В прогрессивном иудаизме, как и в каждой живой религии, есть разные подходы, кого считать членом религиозной общины. Да, например, в реформистских общинах Великобритании евреем считают лишь тех, кто является таким по матери. А в подобных общинах в США и Канаде считают евреями и тех, у кого один из родителей является евреем. В общинах бывшего СССР, где ассимиляция евреев достигла более 80%, где нацисты расстреливали каждого, кто имел еврейскую кровь в третьем поколении, было принято раввинами и лидерами еврейских прогрессивных общин решение, что членом такой общины может быть каждый человек, чей дедушка или бабушка были евреями.
У нас нет упрощенной процедуры принятия иудаизма, потому что это способ жизни, а не просто совокупность знаний и обрядов. У некоторых людей процедура принятия иудаизма может длиться столько времени, пока сам человек или раввин, который сопровождает его в процессе принятия иудаизма, не почувствуют внутренние изменения и искреннее отношение к близким, членам общины и мира.