Created with Sketch.

"Человек, который заражен враждою – это больной человек. Коммунизма нет, а болезнь осталась"

13.09.2007, 13:55

Интервью с известным диссидентом-правозащитником, главным редактором издания «Наша вера» Евгением СВЕРСТЮКОМ

Интервью с известным диссидентом-правозащитником, главным редактором издания «Наша вера» Евгением СВЕРСТЮКОМ

Беседа посвящена теме примирения и взаимопонимания в украинском обществе

— В Украине так и не состоялся процесс объективной оценки и осуждения советского тоталитарного режима. Еще многие открыто прославляют сталинский режим, отрицают факт Голодомора и т.п. Часто можно увидеть, что идет процесс якобы восстановления прошлого. А когда заходит речь о необходимости примирения, то одна из мыслей такова, что для этого дела мы должны закрыть глаза на прошлое, не вспоминать о нем. Можем ли мы нынче пожертвовать памятью ради мира и покоя?

— Я считаю, что вопрос нужно ставить по-другому… Ведь дело не только в памяти, дело в отсутствии подобающей информации и дело в отсутствии подобающей позитивной атмосферы для той информации, которую скрывали от людей.

Как правило, люди пробуждаются и умственно, и эмоционально, когда узнают, что их обманывают. Так было с Аллой Горской, когда она узнала правду о своем украинстве, что от нее скрыли правду… Тогда она стала диссиденткой. Так было со многими украинцами на Донбассе.

Если бы речь шла только о памяти, то тогда можно было бы людей типа Петра Симоненко оставить с их памятью и не иметь хлопот. На самом деле память того края (Донбасса — ред.) глубокая и смешанная, многие люди убежали в тот край от репрессий или пережили голодомор, они прятали от себя знания и становились лояльными, а от их имени говорили криминальные, партийные элементы. А сегодня им дали концепцию о борьбе двух цивилизаций в Украине, и им кажется, что они имеют основание для своей враждебности.

На самом деле, это враждебность, которая присуща коммунистическому режиму и заложена в теории «классовой борьбы». За которой не было реальных классов, а было желание разделить народ и внести в массу враждебные настроения друг против друга. На этой почве и происходило «разоблачение врагов народа», выделенных среди самого народа. Эту болезнь, этот вирус вражды поддерживают нынешние преемники коммунистов (имею в виду не только коммунистическую партию, а всех, кто использует это), потому что это им выгодно и это дает сцементированный электорат. Человек, который заражен враждой – это больной человек. Коммунизма нет, а болезнь осталась.

— Готово ли наше общество воспринимать правду о прошлом?

— Начинать нужно с того — готов ли человек познать правду? И отсюда, готово ли общество?

Человек должен пройти через страдания, чтобы прийти к покаянию. Человек, который перешел от номенклатурного состояния к посткоммунистическому обогащению, не готов, чтобы что-то принять. Общество нужно готовить к такому восприятию. Этим должна была бы заняться Церковь. Но это может только настоящая христианская Церковь, а не политизированная Церковь, которая по сути является заменой большевицкой идеологии на «православную».

Но на сегодняшний день никто не занимается этой подготовкой. А силы, которые работают на разрозненность во имя сохранения классовых интересов, больше, чем филантропические – миротворческие силы.

— Не избавилась от «советского прошлого» и религиозная жизнь в Украине. Мы видим, что церковные деятели награждают откровенных атеистов за якобы поддержку духовности, что особенно часто происходит перед выборами, как сейчас. В то же время, многие возлагают надежду на Церковь, что она должна содействовать примирению украинского общества. Как по Вашему мнению, способны ли Церкви на это? И какую роль они могут сыграть в этом деле?

— Понятие Церкви нужно конкретизировать. Нужно мыслить это понятие в единстве с прошлым и современным. Церковь, которая поддерживала гонителей — не покаялась и не изменилась. Поэтому прямо нужно называть это имитацией Церкви. В принципе украинские Церкви способны это делать, и они будут это делать по мере приближения к настоящему христианскому духу, а не фарисейскому декларированию.

— Была бы успешной в этом контексте единая Украинская Православная Церковь, ведь разделение в украинском обществе в значительной мере идет именно по линии разделения в Украинском Православии?

— Объединенную Церковь мы должны представлять в соответствии с христианским идеалом. И такая Церковь способна покончить с разжиганием ссор и вернуться к миротворческой миссии.

— В Европе процесс секуляризации зашел довольно далеко. Поэтому многие европейские деятели говорят, что новая христианская духовность должна прийти из Центральной и Восточной Европы. Чему Украина сегодня может научиться от Европы и что может сама ей предложить?

— На сегодняшний день Украина должна была бы научиться корректному использованию понятий и честному мышлению, не засоренному конъюнктурой и программированному ложью, через которую прошли 4 поколения.

Когда происходили межконфессиональные раздоры, то именно европейцы напоминали нам, что между христианскими Церквями, в принципе, не может быть вражды. Иностранные корреспонденты даже не записывали жалоб одной конфессии на другую.

В церковной жизни Запад дал нам уроки элементарной порядочности. Не случайно, священники и иерархи, которые приехали с Запада, очень отличались от иерархов, которые прошли советскую школу.

Мы же со своей стороны можем предложить Западу пример общественной искренности, жертвенности, природного стремления к религии. То есть того глубинного, что не утрачено под давлением безбожного режима. Мы можем познакомить Запад с примерами сохранения веры в условиях жестоких гонений, которых Запад не знал.

Но пока еще у нас не так много таких наработок (в построении религиозной жизни), которые были бы интересны людям Запада.


— Международный форум примирения и взаимопонимания будет проходить 21-23 сентября в Киеве. Каковы Ваши ожидания от него? Что он может принести для Украины и нашего общества в целом?

— Форум не повлияет на позиции Церкви и епископата. Но он может посеять добрые семена в сознании людей, которые получат возможность познакомиться с новыми христианскими идеями.

— И напоследок, как у Чернышевского, что делать, чтобы наше общество нашло в себе силы и желание идти к взаимопониманию?

— «Лупайте цю скалу, нехай, ні жар, ні холод не спинить вас...»

Нужно везде и всюду разбивать окаменевшие стереотипы. Пробуждать живой дух веры, в свете которого рассеивается тьма и ненависть.

В обществе нужно возрождать и культивировать дух любви. Ведь только на такой почве возможно миротворчество.

Беседовал Анатолий БАБИНСКИЙ,
Киев, 12 сентября 2007 года

Читайте также