Интервью с председателем правления и исполнительным директором общественной организации г. Киева «Сила перемен» Юрием БАБИНЦЕМ, одним из организаторов акции «Ощути силу перемен»
«Реклама Бога на полмиллиона», «Кто спонсирует рекламу Бога?», «Реклама Бога для мэра», «Божественные лайт-боксы» – такими громкими заглавиями пестрит киевская пресса с начала ноября. Страсти не стихают на разнообразных Интернет-форумах и блогах. Вопросы повисли в воздухе и побудили к журналистским расследованиям.
Такой фурор осуществила социальная акция «Ощути силу перемен», которая с 1 ноября длится в столице. Весь город облеплен многочисленными бил-бордами (площадь некоторых из них – 600 м2), метрополитен светится сити-лайтами, практически в каждом вагоне постер, плюс рекламные ролики на Нашем радио и Радио-Енерджи, а также пятнадцатиминутные фильмы по ТВ. И вся эта рекламная продукция призывает «ощутить силу перемен», которую ощутили люди, изображенные на рекламных щитах. А это: Мисс Украина-2007 Лика Роман, чемпион мира по фехтованию Владимир Лукашенко, певица Марина Одольская, в прошлом авторитет в криминальных кругах Олег Васюр и другие.
Организаторы, члены общественной организации г. Киева «Сила перемен», во время пресс-конференции накануне старта компании четко объявили ее цель — привлечь внимание киевлян к острым социальным проблемам нашего общества и на жизненных примерах показать реальность выхода из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Но общественность шокировал широкий размах акции, который указывал на объемный бюджет в сотни тысяч долларов. А также насторожило заявление небезызвестного пастора Сандея Аделаджи о его причастности к «Силе перемен». Ведь фигура этого проповедника сразу ассоциируется с нынешним мэром Киева.
Про характер акции, ее организацию и проведение специально для РИСУ рассказывает глава правления и исполнительный директор общественной организации г. Киева «Сила перемен» Юрий Бабинец.
— В начале о начале. Откуда взялась эта организация?
— Лично я узнал об этом проекте в апреле нынешнего года. Я получил приглашение на встречу с Ханну Хауккой от УХТРК (Украинской христианской телерадиокомпании, один из ее основателей – Ханну Хаукка). Это была масштабная встреча в присутствии многих епископов и пасторов из разных конфессий. Ханну Хаукка является президентом международной организации «Ощути силу перемен». Он презентовал нам проект и рассказал, что эта кампания уже состоялась в десятках разных стран мира, среди которых: Канада, Ирландия, Новая Зеландия, Южная Америка, а также Россия, Казахстан и Киргизия. После презентации Ханну спросил, сможем ли мы сделать этот проект? Конечно, желание было. Но еще в течение месяца мы обсуждали ряд важных вопросов и выясняли проблемы сотрудничества конфессий. Ведь тогда собрались конфессии, которые под одной крышей оказались впервые.
Я не могу сказать, какие это были конфессии, потому что по согласию не афишируется ни одна отдельная конфессия или церковь. Мы не пропагандируем отдельные церкви, мы пропагандируем христианский образ жизни.
Когда согласовали все противоречивые вопросы, необходимо было избрать исполнительного руководителя этого проекта. Было несколько претендентов, но в процессе работы при большой загруженности они сняли свою кандидатуру, и остался один я. Мою кандидатуру согласовали. После чего под этот проект мы начали в активном темпе регистрировать общественную организацию «Сила перемен». Юристы нам объяснили, что ее основателями могут стать лишь физические лица, а не объединения. Поэтому мы избрали несколько кандидатов – основателей и начали регистрацию. Главное для нас было, чтобы эта организация выполнила ту функцию, которая на нее возложена, – реализовать данный проект. Таким образом появилась организация, потом была проведена пресс-конференция в “Интерфакс-Украина”. На наше удивление, репортеров прибыло свыше сорока. Мы не ожидали такой большой заинтересованности прессы и вообще думали, проводить ли пресс-конференцию, приедет ли кто-то на нее? Но зал был почти полон. Понятно, кто-то пришел на Лику Роман, кто-то – на Лукашенко. То есть на тех людей, которые стали лицами проекта. Но это уже было неважно, потому что проект и эти люди стали одним лицом.
— Сколько времени заняла подготовка акции? Какое количество людей задействовано?
— Подготовка длилась с апреля месяца по первое ноября. Период реализации акции – с 1 ноября по 9 декабря.
Всего в проекте задействовано около пятнадцати тысяч человек. Это в основном волонтеры. Есть еще резервы: 5-10 тысяч человек, готовых помочь в любой момент. Но на данный момент эти люди тоже не являются пассивными. Они постоянно следят за развешенными рекламными материалами. Ежедневно мы имеем сообщение о том, в каком состоянии сити-лайты или плакать. Если, например, на сити-лайте кто-то маркером что-то написал, то за считанные минуты мы все это знаем. И даже имеем фото, как это происходило. Эти волонтеры являются нашими глазами и ушами. Но в рамках этой кампании мы принципиально не на кого не хотим подавать в суд: ни на людей, ни на организации, ни на церкви, которые игнорируют договоренности.
Постоянно работает горячая телефонная линия, где можно бесплатно заказать книгу «Ощути силу перемен». Мы специально подготовили людей для такого труда.
— Поговаривают, что кого-то из тех, кто позвонил, телефонисты пытались направить на “путь истинный”. А курьеры при доставке еще и анкету какую-то просят заполнить?
— Наши телефонисты не имеют право агитировать людей за какую-то церковь. Их заданием является лишь записать координаты тех, которые звонят по телефону, чтобы доставить курьером книгу. Также они спрашивают, откуда человек узнал об акции и может спросить о возрасте. Последние данные нам нужны будут позже для анализа результатов кампании. Периодически просят пересечься где-то в городе, чтобы получить книгу. Но мы очень редко на это соглашаемся только потому, что это может быть опасно. Не соглашаемся и на предложение подъехать к нам. Потому что опыт проведения аналогичных акций в других странах показывает, что нередко офисы страдали от нападений. Случались агрессивные демарши, которые завершались разбитыми окнами и прочее.
Буду откровенным, мы имели случаи, когда кое-кто из наших телефонистов брался вести духовные разговоры по телефону. Мы это сразу пресекли, а то лицо отстранили от выполнения задания.
Что касается анкет, во время доставки книг, то ничего подобного нет в плане кампании.
— Сколько книг уже заказано?
— Заказано более трех тысяч книг. У нас есть случаи, когда руководители банков заказывали книгу для всех работников, также и футбольные клубы, детские и юношеские, и салоны красоты. А на днях мы получили звонок от служителя Греко-католической Церкви, который заказал большое количество книг для своей общины. У меня нет разрешения называть имена этих людей, но все они выразили поддержку нашей акции.
Нам много звонят по телефону пожилых людей, которые не заказывают книгу, потому что, говорят, зрение уже не то. Но они выражают благодарность за то, что мы делаем это дело. «Это очень нужно нашим детям и внучкам», — говорят они.
— Что содержится в этом «руководстве счастья» под названием «Ощути силу перемен»?
— В книге описаны основы христианства и собранные реальные истории людей, которые принимают участие в проекте. Эти люди рассказывают о трудностях, которые им пришлось пережить, и как Бог чудесным образом действует в их жизни. Например, Владимир Лукашенко рассказывает о том, как Бог вернул ему отца после семи лет разлуки: «Я ненавидел его за пьянство. Моя мама не выдержала его запои и рассталась с ним. Для меня, одиннадцатилетнего мальчика, это была тяжелая душевная травма. После того я решил, что у меня отца нет». Но в жизни отца происходят удивительные метаморфозы после обращения к Богу. И тот возвращается в семью. Мало того, вся семья становится верующей.
В книге есть история Василия Перегинца, начальника ДПС, ГАИ ГУ Киевской области. Он рассказывает, как ему удается достойно нести свою службу, не беря взяток.
Лика Роман, Мисс Украина – 2007, говорит о том, как трактует свою красоту и делает акцент на ее внутреннем аспекте. Уверен, ее свидетельство будет важным для молодых девушек.
Одним словом, каждое свидетельство является ответом на конкретную общественную проблему. И каждый из этих людей известен в Киеве. Известен в определенных кругах прежний преступник Олег Васюр. Знают и прежнего изысканного вора машин Петра Кучугурного. Это обычные люди, жизнь которых изменилась чрезвычайным образом.
— Женщинам – цветы, мужчинам – календарики.
— В рамках акции есть еще один пункт – розовый. Мы его уже дважды проводили. Рано утром, с 7.30, на 24-х станциях метро молодые люди, девушки и ребята, раздавали календарики и флаеры, а всем женщинам – огромные дорогие розы. Скажу вам, эффект грандиозен! Представляете: утро, полусонные и с пессимистическим настроением люди длинным потоком снуют к метро. А здесь цветочный презент. Реакция женщин была очень эмоциональной. Кое-кто был тронут до слез. И за этим ужасно приятно было наблюдать. Я всегда мечтал что-то такое сделать, но никогда не имел возможности.
— Но почему, все же, резонанс имеет и негативную окраску? Общественности не дает покоя почти полумиллионный бюджет акции? Или, может, формат раздражает украинскую ментальность?
— Бог – это единственная личность, которую можно рекламировать на все 100% и даже больше. К сожалению, средств чуть меньше, чем хотелось. Если бы было больше, то мы бы развернули рекламу еще шире. Но, думаю, мы сделаем это в следующий раз.
Для украинца является привычным вопрос: «Откуда деньги?». Особенно, откуда деньги у соседа? Мы никогда не скрывали источник нашего финансирования – это счет финской телерадиокомпании IRR-TV. И эта сумма – 450 тыс. дол. Половина средств пошла на оплату услуг PR-агенции Mainstream Communication & Consulting, которая помогает нам в организации и бронировала рекламные площади, а половина поступила в распоряжение нашей общественной организации.
Что касается формата рекламы, то он отработан уже в десятках городов-миллионников. И при его разработке свой вклад сделали PR-менеджеры, которые работают с самыми известными мировыми брендами, например с такими, как Кока-кола, Макдональдз. Это также пиарщики, которые сопровождали выборы первых лиц Америки и украинских политиков. Одним словом, это профи.
Основная причина, почему данная акция удивляет людей – потому что это впервые – такая кампания и такого масштаба.
Негативный резонанс вызывает, ассоциация мероприятия с персоной Сандея Аделаджи. Поэтому я понимаю такое настроение прессы. Но я заявляю, что этот пастор официально не берет участия в мероприятии. Он не является членом оргкомитета. Он не присутствовал ни на каких собраниях. Не скрываю, я встречался с пастором Аделаджи. Я просил его во время проекта не осуществлять таких действий, чтобы данный проект не ассоциировали с «Посольством Божьим». Однако, как видим, этого не удалось избежать. И так как нынешнего мэра Киева тесно связывают с этой церковью, пресса сразу провела параллель между ним и «Силой перемен», что просто нонсенс!
“Сила перемен” – проект, какой призван вернуть человека к первоисточнику – к Богу и к церкви. К любой Церкви! Поэтому ни один из организаторов и участников акции не имеет право даже называть церковь, которую посещает. Повторяю, мы не рекламируем отдельную Церковь, мы пропагандируем христианский образ жизни.
— 450 тыс. долларов. Не лучше ли было купить помещение под консультационный центр для беременных женщин или под приют для бездомных?
— Я давно сотрудничаю со многими благотворительными организациями и фондами. В том числе с международным благотворительным фондом «Отчий дом». Этот фонд занимается беспризорными детьми. При нем действуют реабилитационные центры для алко- и наркозависимых и так далее. Я часто там работаю как волонтер. На недавней встрече в «Отчем доме» Президент В. Ющенко сказал: «Если спросить, не маловато ли средств выделяется на решение проблем с детьми-сиротами, для других социальных нужд, то ответ будет такой: средств наоборот выделяется многовато. Но проблемы не решаются. Потому что мы беремся за решение проблемы тогда, когда она уже произошла».
Понимаете, это то же, что срывать летом листья с деревьев, – они все равно вырастут в следующем году. Поэтому, в первую очередь, нужна профилактика. Известно, что она не такая дорога, как лечение, но имеет больший эффект. Профилактикой можно сэкономить много государственных средств и средств всех общественных организаций и благотворительных фондов. Я понимаю так, что когда благодаря кампании «Ощути силу перемен» какая-то семья придет к Богу, и родители, которые были наркоманами или пьянствовали, не выгонят на улицу своего ребенка, то, думаю, ради одного этого ребенка это стоило делать.
— Какого эффекта ожидаете от этого мероприятия? И что обычно происходило в тех городах, которые уже «ощутили» «Силу перемен»?
— Характерным является то, что после «Силы перемен» в городах, где проходила акция, вырастали церкви. Церкви разных христианских конфессий. И эти церкви наполнялись людьми.
Люди, которые звонят по телефону нам, часто выражают свою поддержку и позитивную оценку. Видно, как они болеют за потерянные нашим обществом моральные ценности. И я с ними полностью согласен. Потому что временами смотрю на Киев, и складывается впечатление, что живем в Голландии, где понятие свободы давно дошло до абсурдной ее трактовки.
— Планируются ли такие акции в других городах Украины?
Мы планируем проводить похожие мероприятия. Но в течение ближайших полгода подобных акций в Украине не будет. Реализовать такую кампанию не просто. Каждый город имеет свою специфику. И методы, которые действуют в одном из них, совсем не работают в другом. В процессе реализации кампании нам пришлось много запланированного изменить. Украина – это вообще интересна страна. Здесь никакая статистика не действует. И ее, как и Россию, умом не постичь. Здесь просто нужно вырасти и жить.
— То be continued (продолжение следует)?
— Какой будет наша деятельность после этой акции? Очень интересной и, возможно, очень скандальной. Мы будем мониторить СМИ и следить за соответствием их деятельности с законодательством Украины. Это будет своего рода помощь Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания. Мы будем фильтровать рекламу алкоголя, папирос, порнографии. И будем отстаивать мораль и этику города Киева в суде. Мы будем подавать сотни, тысячи исков на те компании, которые транслируют или размещают такую рекламу вопреки законодательству.
Мы боремся против нечистоты греха и рекламируем Бога. Если грех рекламируется, то почему мы не можем рекламировать Бога?!
Беседовала Светлана ЯРОШЕНКО
Киев, 23 ноября 2007 года
Фото Татьяны ЛОГВИНЧУК