Created with Sketch.

"Оптимальная степень сотрудничества Государства и Церкви – такие партнерские отношения, при которых Государство максимально содействует развитию церковных институций, а Церкви принимают посильное участие в решении социальных проблем общества"

25.03.2008, 18:26

В гостях: Александр САГАН, доктор философских наук, председатель Государственного комитета, по делам национальностей и религий

В гостях: Александр САГАН, доктор философских наук, председатель Государственного комитета, по делам национальностей и религий

Ведущая тема веб-конференции: Государственно-конфессиональные отношения в Украине

Вопросы и ответы размещаются в обратном порядке – последние вверху


45. Вопросы от редакции

1. Недавно издана Постанова Кабінету Міністрів України "Про затвердження Типового положення про управління (відділ) у справах національностей та релігій обласної, відділ у справах національностей та релігій Севастопольської міської державної адміністрації" (12 березня 2008 року № 171) . Как известно, после 2005 года во многих областях они были ликвидированы. В свое время эти отделы и управления были подотчетны Госкомрелигий. Как в настоящий момент в Госкомнацрелигий складываются отношения с региональными отделами/управлениями? И почему опять решено в областях возобновить такие структуры?

— На этот вопрос я уже частично ответил, следовательно лишь отмечу, что Госкомрелигий возобновил юридическую связь со своими региональными структурами – отделами в ОГА, которые опять имеют двойное подчинение (ОГА и Госкомнацрелигий). Это значительно усиливает возможности наших сотрудников в регионах при отстаивании требований действующего законодательства.

2. В последние годы религиозная тематика чаще начала появляться в СМИ. Как по вашему мнению, в целом достаточно ли и качественно ли она представлена?

— Считаю, что уровень журналистских материалов из этнической, а особенно религиозной проблематики является низким, чтобы не сказать больше. Кроме низкой общей квалификации, часто чувствуется еще и заангажированность того или другого журналиста (издание в целом), незнание законодательства, объекта рассмотрения, в целом. Следовательно мы уже давно нуждаемся в своеобразных курсах повышения квалификации, специализации, на журналистских факультетах и тому подобное.

3. РИСУ очень часто получает из регионов информацию о нарушении религиозной свободы со стороны представителей местной власти, религиозных организаций. Нередко это громкие процессы. Мы думаем, что о большинстве из них Вы получаете более исчерпывающую информацию. Как именно Госкомнацрелигий реагирует на такие случаи? Можете ли привести примеры?

— Реакция Госкомнацрелигий различна – это может быть выезд наших сотрудников и рассмотрение ситуации на месте, работа с местными чиновниками разных уровней, обращения в институции, которые занимаются подобными проблемами (прокуратура, МВД, СБУ, и тому подобное) и т.п. Ведь иногда извне проблема имеет характер религиозного (межконфессионального) конфликта, а при более детальном рассмотрении проявляется черты, которые лежат в компетенции силовых ведомств. Нарушений не так уж и много по сути, однако они часто однотипные и количественно „тиражируются” в разных регионах страны. Первый блок проблем связан с церковным имуществом, а точнее с юрисдикционной принадлежностью храмов, кражами церковного имущества (особенно от этого страдают старообрядцы), невыделением земельных участков для строительства культовых сооружений и тому подобное. Второй блок – проблемы с вандалами и антисемитами, протестами околоцерковных организаций, протестующими против присвоения идентификационных кодов и тому подобное. Третий блок – межконфессиональное и межцерковное противостояние, которое в настоящее время приобретает разнообразные формы. Четвертый блок, который, кстати, ежегодно количественно становится все более малый – чиновническое своеволие или попустительство/протекция той или другой религиозной организации во вред другим. Думаю, что со временем, в меру роста материального состояния и правового сознания верующих и окончания процесса структурных изменений в конфессиях, этих и других проблем в обществе будет меньше.

4. Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда в регионах представители органов местного самоуправления не ознакомлены с законодательством о свободе совести, потому действуют относительно запросов религиозных организаций не согласно законодательству, а согласно своим конфессиональным или политическим симпатиям. Проводит ли Госкомнацрелигий какие-то мероприятия для такого правового просветительства местных власть имущих? РИСУ заинтересована приобщаться к таким мероприятиям, в частности в форме дней религиозной свободы.

— Госкомнацрелигий обращает особенное внимание на проблему, которую Вы подняли. Мы планируем прежде всего постоянно работать над квалификационным уровнем своих сотрудников, а также чиновников в регионах. Для этого предусматриваются совещания, конференции, семинары с участием международных экспертов и тому подобное. С удовольствием будем приобщаться к Дням религиозной свободы, другим мероприятиям РИСУ и других общественных и государственных институций.

Господин Александр, мы очень благодарны Вам за готовность пообщаться с нашими читателями. Эта веб-конференция стала самой большой за более чем годичную практику проведения веб-конференций РИСУ. Это значит, что тематика государственно-конфессиональных отношений и сфера деятельности Государственного комитета по делам национальностей и религий, а также Ваша личная позиция вызывают особенный интерес у читателей РИСУ. Пусть Бог позаботится и благословит Вас в семейной жизни и государственном служении!

— Благодарю. К сожалению, не смог на многие вопросы более полно ответить – слишком мало времени и много вопросов. Однако, надеюсь, главные свои идеи мне удалось осветить. Благодарю также всех, кто нашел время поставить вопрос. Удачи Вам и Божьих благословлений во всех хороших делах.

Искренне, А.Саган


44. Vitaliy Proshak, researcher Utrecht University, The Netherlands, vitalyproshak@yahoo.com

— В чем проявляется позитивная роль академической деятельности религиозных организаций на Украине и в чем ее недостатки? На Ваше мнение, будет ли религиозное образование на Украине развиваться в либерально-плюралистическом направлении или лидирующая роль будет принадлежать какой-либо одной религиозной организации/ традиции?

— Академическое образование религиозных организаций у нас еще на стадии становления. Однако уже в настоящий момент можно с уверенностью сказать, что его перспектива, пользуясь Вашей терминологией – либерально-плюралистическая. И это связано со многими объективными и субъективными факторами, характером украинской ментальности.


43. Тарас

— Господин Александр, считаете ли Вы верным утверждение, что действующий в Украине Закон о свободе совести является слишком либеральным? Не подтверждает ли этого тот факт, что наше государство, которое кое-кто из заграничных религиозных деятелей называл « образцом свободы совести», в то же время далеко не образцом во многих других отношениях, а религиозное разнообразие не способствует единству нации?

— Закон является не „слишком”, а просто либеральным. Слишком много свободы никогда не бывает. Есть неумение ею пользоваться. Закон – это инструмент, который необходим государству для проведения государственно-конфессиональной политики. И здесь многое зависит от того, кто и как этим инструментом пользуется. Ведь можно иметь замечательные законы, которые не работают. Относительно образца – назовите хотя бы одно государство, которое в настоящее время можно назвать образцовым в сфере государственно конфессиональных отношений. Думаю, что такого нет. Есть значительные и интересные наработки, но всегда присутствует человеческий фактор. При всем содействии законодательства, в Европе тысячи христианских храмов закрываются или продаются на аукционах – нет верующих. У нас каждый обращает внимание в других странах лишь на тот аспект, который ему выгоден, забывая, что явление следует оценивать лишь в комплексе. А это: мораль, воспитание, традиции, уровень экономического развития, наличие элементов гражданского общества и тому подобное. Поэтому какой бы закон не был, он будет работать ровно настолько, насколько общество готово его воспринять, то есть учитывать его нормы в реальной жизни. Украина уже давно заверстана в глобализационные процессы – сотни тысяч людей приехали к нам, миллионы украинцев выехали. Мы уже объективно не сможем быть монорелигиозной страной, как не может такой быть ни Россия, ни Беларусь, ни одна другая страна мира. Другое дело, что много других жизненно необходимых институтов государственного строительства у нас не работают. И это действительно большая проблема.


42. Официальный сайт УПЦ (www.orthodox.org.ua)

— Александр Назарович, после своего назначения на эту ответственную должность Вы посетили Блаженнейшего Митрополита Владимира. Скажите пожалуйста, чем для Вас является благословение Его Блаженства? Как давно Вы знаете этого человека и какие впечатления у Вас от общения с ним?

— Это вопрос очень личный, а потому я не хотел бы много об этом говорить. Скажу лишь, что Блаженнейший митрополит Владимир – это уникальная и нерядовая личность, общение с которой не забывается.

— Как Госкомрелигии относится к празднованию в этом году 1020-летия Крещения Руси? Расскажите, на каком уровне и в каком качестве в праздничных мероприятиях будет принимать участие Госкомрелигий?

— В настоящее время Указом Президента Украины создан оргкомитет по подготовке и празднованию в Украине 1020-летия крещения Киевской Руси. В Указе уже обозначен ряд мероприятий. Думаю, что после первых заседаний рабочей группы определенное количество мероприятий еще будет включено. Я вхожу в состав оргкомитета, следовательно Госкомитет, конечно же, будет приобщен к проведению большинства торжественных мероприятий.

Как Вы восприняли идею и относитесь к построению в Киеве кафедрального собора? Бывали ли Вы на месте строительства? Возможно, Госкомрелигий как-то помогает УПЦ в этом деле?

— Идею построения кафедрального собора воспринял положительно. На месте строительства был, в том числе и во время закладки и освящения камня в прошлом году. Госкомрелигии не имеет средств для помощи в строительстве любых храмов.


41. Юрий, религиовед

— Летом 2007 года в интервью газете «Зеркало недели» исполнительный директор Центра религиозной информации и свободы Украинской ассоциации религиоведов Людмила Филипович признала безусловным преступлением, когда родители лишают ребенка образования, здоровья или даже жизни (например, отказываясь от переливания крови). Как Государственный комитет по делам национальностей и религий планирует противодействовать подобным преступлениям?

— Цитата не совсем точная. Однако Вы задали очень комплексный вопрос, которым должен заниматься не только Госкомнацрелигий, но и просветительские, правоохранительные институции, врачи. И каждый конкретный случай нуждается в детальном рассмотрении. Ведь, например, ни у кого не вызывает возражений необходимость образования или здравоохранения детей. Однако известны десятки случаев, когда люди (дети) получали смертельные болезни от переливания крови. А если к этому прибавить еще и религиозные убеждения, связанные с особенной трактовкой крови, то ситуация уже будет не такая однозначная.


40. Дмитрий

— Уважаемый Александр! Если вы говорите, что верите в Иисуса Христа, а соответственно, надеюсь, веруете и в спасение, которое Он дарует каждому по его вере, - как Вы можете защищать саентологию и лоббировать их интересе в Украине??? Неужели Вам так безразлично духовное здоровье нации? (Вам прекрасно известно, что саентология запрещена постановлениями судов в некоторых европейских странах).

— На этот вопрос я уже отвечал. Прибавлю лишь, что в упомянутой экспертизе речь шла не о, как Вы пишете, „лоббировании” кого-то или чего-то (кстати, утверждение абсолютно бездоказательно, потому что вне факта экспертизы ни одного факта Вы не сможете привести – их нет), а о выяснении вопроса – это религия или не религия. Группа экспертов выяснила, что речь идет действительно о религиозном вероучении и соответствующей религиозной организации. В апреле прошлого года такой же вывод сделал и Европейский суд по правам человека.


39. Петр Ганулич, директор отдела общественных связей и рел.свободы ЦАСД, Ген. Секретарь Украинской Ас. рел.св., skifg@ukr.net

— В газетах «Дело», «Експрес» опубликованы материалы, которые унижают религиозные чувства АСД и других протестантов. Их изображают в духе воинственного атеизма, видят в их деятельности угрозу национальной безопасности. Планирует ли госком внедрить какую-то «цензуру» таким публикациям? Именно такие материалы являются угрозой межконфессионального мира. Где искать защиты от таких горе-журналистов?

— Госком не может вводить цензуру на те или другие публикации в СМИ. Однако мы можем делать экспертизу – на самом ли деле отдельные издания или статьи разжигают межконфессиональную или межнациональную вражду. А защита от этих публикаций пока еще одна – суд. И хотя бы один раз это нужно пройти, чтобы научить, как Вы пишете, „горе-журналистов” уважать религиозные чувства других людей.


38. Иеромонах Леонтий (Федоров), svpokrova@ukr.net

— У нас вопрос. Почему КГГА направляет на аукционные торги религиозные общины, как только община подала документы на землеотвод под строение церкви, часовни? Мы не коммерческое предприятие. Это не справедливо. И не по-христиански. Мы делаем вывод, кто у власти. С уважением инициатор восстановления «Залізної» церкви св. Иоанна Златоуста иер. Леонтий (Федоров)

— Соглашаюсь с недопустимостью выставления на аукционах земельных участков, предназначенных для строительства храмов. Госкомитет категорически выступает против таких нововведений. Тем более, что в генеральном плане застройки Киева предусмотрены земельные участки для строительства культовых сооружений. По крайней мере два года тому назад на встрече руководства КГГА с главами Церквей и религиозных организаций говорилось о ста таких участках в пределах Киева. Я уже не говорю о том, что одна-две церкви в Киеве получают десятки гектаров, а другие – несколько соток. Это связано с тем, что решение вопросов регуляции земельных отношений находится в исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов (п.34 ст. 26 ЗУ “О местном самоуправлении в Украине”). А потому Ваш подход к рассмотрению проблемы считаю правильным – нужно делать выводы, кто в городе у руля, и им ли там место.


37. Ирина

— Добрый день! Способствуют ли религиозные организации сегодня формированию в Украине гражданского общества? Если так, то к каким конфессиям они принадлежат? Как Вы относитесь к тому, что большинство украинских церквей и религиозных организаций используют свою благотворительную деятельность с целью пополнения своих рядов новыми верующими? Благодарю за ответы.

— Считаю, что большинство религиозных организаций способствуют построению в Украине гражданского общества. Это преимущественно представители тех конфессий/церквей, которые пропагандируют межконфессиональное согласие, предпринимают реальные шаги до к построению в стране гражданских институций, повышению ответственности верующих за свою общественную и политическую деятельность. Не соглашаюсь с Вашим тезисом о том, что большинство церквей „используют свою благотворительную деятельность с целью пополнения своих рядов новыми верующими”, - если это и есть у тех или иных организаций, то долго и эффективно длиться такая деятельность не может. Как свидетельствует практика, неофиты, даже несмотря на свой небольшой религиозный опыт, быстро разбираются в искренности/неискренности намерений организаторов такой деятельности.


36. Филипп

— Хотел кое-что уточнить, прочитав Ваш ответ на мой вопрос, но я не имел в виду Министерство внутренних дел Украины, а Министерство внутренней политики Украины, хотя в свете информации, которую Вы сообщаете о фактическом возобновлении во всех ОГА структурных подразделений (управление или отделы) по делам национальностей и религий, у меня появились другие вопросы:

1) каким образом будут формироваться такие структурные подразделения госадминистраций, ведь бюджет и сметы уже утверждены, а председатели администраций – это князья уделов, которые ни одной лишней копейки не отдадут просто так?;

2) отчитайтесь, кратенько хотя бы, о деятельности Межведомственной комиссии по подготовке предложений относительно возобновления прав церквей и религиозных организаций, которые были нарушены в результате проведения прежним Союзом ССР тоталитарной политики относительно религии относительно выполнения Указа Президента Украины от 21 марта 2002 года № 279/2002 «О безотлагательных мероприятиях по окончательному преодолению негативных последствий тоталитарной политики прежнего Союза ССР относительно религии и возобновления нарушенных прав церквей и религиозных организаций».

1. В большинстве областей структурные подразделения, которые занимаются проблемами национальностей и религий, не были полностью ликвидированы. Имею в виду то, что проблемы никуда не девались. А потому в управлениях внутренней или гуманитарной политики оставались чиновники, которые и дальше выполняли возложенные действующим законодательством на ОГА функции, связанные с работой с нацменьшинствами и религиозными организациями. В некоторых областях такие отделы или даже управления вообще не ликвидировали, однако на каком-то этапе развития они юридически подчинялись лишь руководству ОГА, но на практике функционально не могли не взаимодействовать с центральными органами исполнительной власти, которые занимаются профильными вопросами. Следовательно, речь идет о реструктуризации аппарата в пределах определенного бюджета.

2. Я не входил в состав „Межведомственной комиссии по подготовке предложений относительно возобновления прав церквей и религиозных организаций, нарушенных в результате проведения тоталитарной политики в прошедшие времена”, а следовательно не могу отчитываться о ее работе. Знаю лишь, что было проведено несколько заседаний, на которых так и не были сформированы базовые подходы к решению вопросов возвращения имущества. Комиссия сформировала рабочую группу, которая разработала проект закона о возвращении религиозным организациям культовых зданий. Окончательный вариант текста закона я еще не видел.


35. Cвященик Сергей Ткачук г.Киев, frserge@i.ua

— Уважаемый Александр Назарович! Наше православное общество 12-ть лет проводит работу по восстановлению разрушенного в 1934 году храма Стретения Господнего на Львовской площади г. Киева. Инициативу нашей общины в деле возрождения разрушенной святыни – Стретенской церкви, поддержал Президент Украини В.А. Ющенко и в Указе от 25.02.2008 № 157/2008 «О безотлагательных мероприятиях по развитию города Киева» отмечено о возрождении Стретенской церкви. Учитывая то, что Киевский Городской Голова Л.М. Черновецкий уже не один раз неисполнял поручение Главы Украинского Государства относительно возрождения Стретенской церкви и в течение 2-х лет работы по восстановлению храма были заблокированы, и на сегодняшний день ситуация еще не изменилась. СКАЖИТЕ, существует ли какой-то государственный орган или какая-то конкретная служба или учреждение, которые призваны контролировать выполнение Указов Президента Украины и с кем нам контактировать по делу возрождения памятки истории г. Киева – Стретенской церкви? С уважением, протоиерей Сергей Ткачук г. Киев.

— Отче, знаю и уважаю Ваш подвижнический труд по восстановлению разрушенного в 1934 г. храма Стретения Господнего на Львовской площади. Однако Вы верно подметили - есть письма поддержки, есть Указы Президента Украины, однако город занимается другими делами. Вот совсем недавно, например, в Шевченковском районе Киева построили, а затем продали за несколько миллионов гривен храм. Такой себе бизнес на Божьем деле. Относительно контроля за выполнением Указов - насколько я знаю, специальной государственной службы, какая бы отслеживала этот процесс нет. Думаю, что наиболее реальную помощь Вы можете получить от сотрудничества с депутатами Киеврады, голосованием которых и определяется распределение бюджета города.


34. Сергей, forpost@ua.fm

— Если поместные церкви создают союз церквей, кому в Госкомнацрелигий подают документы, предусмотренные законом? Какой вообще сегодня порядок регистрации новых союзов?

— В действующем законодательстве четко прописана вся процедура регистрации союза церквей. Если есть несогласованные вопросы, более детальную консультацию по этому поводу можно получить в отделе регистрации и статистического учета религиозных организаций Департамента по делам государственно-конфессиональных отношений и обеспечения свободы совести Госкомитета.


33. Священник Константин Холодов (УПЦ КП)

— Мое почитание Вам, господин Алексендр. Знаком с Вашей книгой «Вселенське Првославие». Благодарю за проделанный нелегкий научный труд. Книга очень нужна и полезная. У меня к Вам несколько вопросов.

1. В том ведомстве, которое Вы возглавляете, много ли еще работает «старой гвардии» кучмовской эпохи? Собираетесь ли Вы их как-то врозумлять или освобождать, ведь «старые кадры» продолжают «старую политику»: предоставляют преференции лишь одной зарубежной конфессии (преднамеренно не называю которой, в данном контексте это неважно). Например, в Винницкой епархии Ваши подчиненные (Селецкий И. и Кирилишин П.) фактически отказывали в регистрации 12-и религиозных общин УПЦ КП, мотивируя это абсурдными аргументами; даже поддавали сомнению Устав Церкви. Происходило преднамеренное затягивание времени. Целый год они, насмехаясь над священником, «регистрировали» эти 12 общин.

2. Остались ли Вы на должности советника Президента после назначения Вас на новую должность? Если нет, то кто сегодня является советником Президента по вопросам религии?

3. Можете ли Вы предоставить прогноз «поместному» Собору УПЦ МП, который назначен на лето 2008? Каким будет его решение относительно автокефалии?

4. Как Вы оцениваете современную политико-церковную деятельность диакона Андрея Кураева, который в последнее время больше времени находится в Украине чем в России? Какая цель его таких частых и затяжных визитов в Украину?

1. Проблема с кадрами, конечно, существует. В т.ч. и в том контексте, который Вы отмечаете. Базовыми критериями в оценке деятельности того или другого чиновника я определяю четкое соблюдение действующего законодательства, единые стандарты в решении подобных вопросов, порядочность, открытость деятельности. Каждый факт, подобный потому, о котором Вы написали, тщательным образом мной проверяется. А потому прошу Вас более детально написать об упомянутой проблеме отдельным письмом на мое имя (01025, Киев, ул. Владимирская, 9).

2. На должности советника Секретариата Президента Украины меня не оставили – это была не совсем понятная мне принципиальная позиция руководства этого учреждения. Моя должность ликвидирована. Почему не понятна позиция – считаю, что имея советника вне штата в исполнительной структуре, можно было бы более эффективно координировать работу в формировании государственной политики в сфере этнонациональных, государственно-церковных отношений, а также относительно проблемы миграции и беженцев. Тем более, что я остаюсь главой экспертной комиссии по вопросам свободы совести Национального совета по вопросам культуры и духовности при Президенте Украины. А потому сотрудничество все равно продолжается.

3. От упомянутого Вами Собора особенных или революционных решений не ожидаю. Скорее всего это будет юбилейное мероприятие со всеми соответствующими таким мероприятиям последствиями.

4. Относительно диакона Андрея Кураева, то считаю, что у него в настоящий момент больше политическая, чем церковная миссия. К сожалению, и это не только мое мнение – этот талант в настоящее время положен не на тот алтарь. А отсюда и его затяжные визиты в Украину – как будто в России все вопросы с развитием православия уже решены. Факты же свидетельствуют о противоположном – ситуация с развитием православия в Украине намного лучше, чем у упомянутого диакона на Родине.


32. Андрей Смирнов, «Острожская академия»

— Уважаемый Александр Назарович!

1. Насколько оправданным и эффективным является сочетание вопросов религиозной и национальной политики под крышей одного Комитета?

2.На какой стадии находится процесс разработки и принятия новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях»?

3. Какие шаги предпринимает Госкомнацрелигий для ускорения образования единой поместной православной церкви как фактора консолидации украинского общества?

1. Считаю это сочетание оправданным – очень часто религиозное и этническое практически невозможно разделить в деятельности тех или других этнических меньшинств. А потому мы можем эффективно координировать решение возникающих проблем в пределах одного Комитета.

2. Новая редакция упомянутого закона фактически разработана. Но принята она может быть (и об этом договорились между собой конфессии) лишь после принятия Верховной Радой закона «О концепции государственно-конфессиональных отношений», которая позволит при принятии новой редакции закона о свободе совести избежать опасностей, что он выйдет из стен законодательного органа совсем не таким, каким он туда попал после согласования с экспертами и представителями Церквей.

3. Способствуем инициативам (если такие есть) Церквей, направленным на налаживание межцерковного диалога. Считаем, что Поместная Церковь может быть конституирована прежде всего усилиями самих православных верующих.


31. Иван, 32 года, г. Коломия

— Уважаемый Александр Назарович! До каких пор в Украине, где в Днепровской купели приняла Святое Крещение в Православной Вере вся Русь, единая каноническая Украинская Православная Церковь, которая является единственной в Украине, которая находится в духовном общении со всем Православным Миром в т.ч. и Московским Патриархатом, будет поддаваться притеснениям и гонениям со стороны представителей власти и СМИ, в то время, как все храмы этой церкви в отличие от самопровозглашенных религиозных организаций, всегда наполненные верующим украинским народом. Почему со стороны государства не обеспеченно хотя бы равенство с другими конфессиями, а идет явное и безосновательное нарекание за духовное единство с Московским Патриархатом. Ведь католиков Украины никто не упрекает не только за духовное общение, но и за непосредственное подчинение Папе Римскому и никто не требует создания независимых поместных католических церквей. Подобных фактов до так называемой оранжевой революции в Украине не было. Почему, при урегулировании церковных противостояний в Украине не учитывается позиция Православного Мира, в котором определяют лишь Украинскую Православную Церковь, возглавляемую Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром, а также не предоставляется надлежащая и объективная оценка действиям представителей так называемого самопровозглашенного Киевского патриархата, а всячески им содействуют. Чувствуете ли Вы, какая ответственность возлагается на Вас в силу Ваших должностных полномочий. Искренне желаю Вам крепкого здоровья и успехов. Благодарю.

— Не могу согласиться с Вами относительно „притеснений и гонений со стороны представителей власти и СМИ” на УПЦ, которая в единстве с Московским Патриархатом (согласно Уставу Русской ПЦ). В настоящее время эта Церковь – одна из самых крупных в Украине. У нас на сайте Госкомитета есть статистика за последние годы – можете сравнить. Поверьте, что гонимая Церковь никогда не имела бы такой структуры, которую имеет УПЦ в Украине. В конечном итоге, если есть конкретные факты – я готов их рассмотреть. А задание Комитета я как раз и вижу в том, чтобы в Украине не было двойных стандартов в отношении к тем или другим Церквам в разных регионах страны, - мы совместными усилиями должны обеспечить равенство конфессий, как это и определено действующим законодательством.


30. Пастор Украинской Христианской Церкви Александр Федоров, oif@ua.fm

— Добрый день! Скажите пожалуйста, каким образом можно решить вопрос оплаты за газовое отопление храмов, домов молитвы, на льготных условиях, - так как религиозная община не является прибыльной организацией?! Возможно ли, каким-то образом, решение этого вопроса? Благодарю.

— Ваш вопрос является действительно сложным и находится в компетенции исключительно Кабинета Министров Украины. Госкомитет поддерживает инициативу конфессий определить плату за газ для церквей на уровне цены для населения. Ведь много Церквей занимаются значительной благотворительной деятельностью, удерживают детские дома, дома для пожилых людей, хосписы и тому подобное. Фактически выполняют ту работу, которую должно играть государство. Будем надеяться, что нынешнее Правительство лояльнее отнесется к решению этого вопроса. Надеюсь, что этот вопрос будет обсужден на будущей встрече Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций с Премьер-министром Украины.


29. Ирина

— Господин Александр, почему на украинских телеканалах чрезвычайно малый процент программ христианского характера. Не является ли обязанностью Государства поддерживать христианские СМИ? Благодарю.

— Разделяю и поддерживаю Вашу обеспокоенность. Считаю, что уже давно назрела проблема не только увеличить количество программ духовного характера на телеканалах, но и создать отдельные духовные радио- и телеканалы, на которых могли бы размещать свои программы как христиане, так и представители других религий.


28. Андрей Чмель, http://cerkva.ks.ua/

— Слава Иисусу Христу! Господин Александр, как Вы видите свою основную миссию как председатель Государственного комитета по делам национальностей и религий? Церковь и Государство - какова, по вашему мнению, степень сотрудничества является оптимальной? Ваше отношение к термину «нациотворческая Церковь»? Благодарю за ответ. С уважением

— Свою основную миссию как Головы Госкомитета вижу в налаживании четкой и согласованной работы коллектива в отстаивании тех прав и свобод наших граждан, которых опекает Комитет. Оптимальная степень сотрудничества Государства и Церкви - такие партнерские отношения, при которых Государство максимально содействует развитию церковных институций, а Церкви принимают посильное участие в решении социальных проблем общества (работа с беспризорными, больными, немощными, наркозависимыми, преодоление коррупции и тому подобное).

Считаю, что термин „нациотворческая Церковь” имеет право на существование. Единственное, что в случае с Украиной на такой статус вряд ли может претендовать лишь одна Церковь.


27. Лесогор Николай, «отдел информации» АСД, lesogornb@rambler.ru

— Приветствую вас Олександ САГАН, с миром Божиим! И хочу спросить.

Если нет ОФИЦИАЛЬНОГО – утверждённого и согласованного со всеми церквами и министерством образования – положения про этику и эстетику. НА КАКОМ ОСНОВАНИИ:

1) Православие и ещё некоторые церкви, "крадут" (а иначе и не назовёшь)детские умы и души, выдавая СВОЁ УЧЕНИЕ за преподавание этих предметов в школах? И этим забирая свободу выбора и мышления (Что защищается Богом, законами страны и конституцией)и обманом навязывание их религий с детства? ГДЕ ЖЕ свобода выбора? Когда это будет урегулировано и остановлено насилие в школах по навязыванию религии?

2) Во многих православных церквах и храмах висят ПРАЙСЫ на услуги и цены отрегулированы. Почему если я за выполненную работу беру сумму денег и должен уплатить налоги А в церкви это «покрывается» и выдаётся за добровольное пожертвование. А где же налоги и контроль с этих бизнес-услуг? Где есть прайс, - к добровольным и к пожертвованиям это не может относиться и это бизнес. ВОЗМОЖНО ли это остановить или ЗАПРЕТИТЬ оказывать православным служителям услуги БОЖИИ народу за деньги.

— 1. Не оглашаюсь с вашей точкой зрения о «кражах»… Предметы духовного направления читаются в школе педагогами со специальным образованием. Иногда это может быть и священник, если он имеет соответствующее образование и квалификацию.

2. Требы в храмах – это не бизнес-услуги. Знаю, что многие священники уже отказались от оплаты треб и других услуг. Думаю, что со временем (после восстановления разрушенных в тоталитарные времена храмов, решения неотложных материальных потребностей общин и тому подобное) вопрос оплаты в церквях вообще может исчезнуть. В настоящее время этот вопрос урегулирован действующим законодательством, и те изменения, какие Вы предлагаете, можно внести лишь через его изменение.


26. Алла

— Будьте добры, господин Александр, можно ли получить консультацию по поводу государственно-церковных отношений? Простите, но пользуюсь случаем, так как не знаю, можно ли еще где-то получить компетентный ответ. Церковь имеет маленькое помещение на 4 сотках земли, которое использует как офис. Землю не может приватизировать, так как цену выставили 60 тыс. грн. а сейчас невозможно заключить договор с РЭСом на электроснабжение, так как земля приватизирована. Обязательно ли заключать договор на аренду ,чтобы потом на электроснабжение составить?
Пожалуйста, почему церковь, которая арендует помещение дома культуры для проведения богослужений, должна платить земельный налог? Да еще в размерах смешных по сравнению с другими арендаторами: ресторану установлено 190 грн, коммерческому банку около 250, а церкви 800? Зал, где богослужения проходят, занимает большую квадратуру, но аренда же почасовая? А у других арендаторов – аренда постоянная. Пожалуйста, где можно получить консультации по подобным вопросам? А их немало…
С уважением, Алла


а). Действующим законодательством Украины не предусмотрена зависимость установления договорных отношений относительно электроснабжения здания или сооружения от наличия договора аренды на земельный участок.

б). В соответствии со ст.26 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине” утверждение ставок земельного налога находится в исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов. Консультации по вопросам формирования ставок земельного налога могут предоставить должностные лица исполнительных органов соответствующих советов.


25. Елена Владиславовна, глава религиозной общины УПЦ Св. Равноапостольных кн. Владимира Великого и кн. Ольги в г. Ужгород, Elenka7-7@yandex.ru

— Насколько законными являются действия местной власти города, которая отказывается продолжать срок аренды земельного участка, который был выделен с целевым назначением под строительство храма? Мотивацией является неуплата непомерной арендной платы в течение последних лет. Предыдущее руководство города обещало верующим и высшему духовенству, что долг будет упразднен, поскольку ни одна религиозная община никогда не платило арендную плату за землю. Однако, после выборов нового мэра ситуация изменилась и нынешнее руководство города требует уплаты долга за весь период. В настоящее время эта сумма достигает свыше 25 тысяч гривен! Общиной заложен фундамент церкви, службы проходят в вагончике, но продолжать строительство без надлежащих разрешений и согласований никто не осмеливается. Также нет гарантий, что в случае уплаты долга размер арендной платы не поднимется еще выше. Как можно решить этот вопрос? Ведь эта земля одно время была в ведомстве железной дороги и железная дорога согласилась предоставить этот кусок земли именно под церковное строительство. У городской власти уже были несколько попыток отобрать эту землю под бизнес-проекты. Пока эти попытки оказались неудачными. Как защитить церковную землю от посягательств «земельных торговцев»?

— Согласно ст. 93 Земельного кодекса Украины право аренды земельного участка – это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком. Если такой договор является заключенным, то его условия, наряду с прочим, предусматривают порядок и срок пользования землей, размер арендной платы та ответственность сторон за нарушение условий договора. При наличии между сторонами других, отличных от предусмотренных договором аренды договоренностей, условия договора подлежат изменению за подписью всех участников договора. При наличии спорных вопросов, которые не могут быть решены путем переговоров, дело может быть передано в суд.


24. Чернышева Леонида Петровна, верующая-католичка

— Я являюсь членом Римско-католической общины святого Климента в городе Севастополе. Недавно мне стало известно, что по вопросу возврата костела католикам (ныне кинотеатр «Дружба») городским Советом решено провести общественные слушания. В соответствии со ст. 34 Конституции Украины, а также статьями 5, 9, 28, 29, 32, 33 Закона Украины «Об информации» прошу Вас дать информацию о нижеследующем:

1. Проводились ли общественные слушания по вопросам возврата культовых сооружений религиозным организациям (конфессиям) в период времени с 1990 года и по февраль 2008 года?

2. По каким именно культовым сооружениям проводились общественные слушания в связи с возвратом их верующим?

3. В соответствии с какой нормой Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» проводятся общественные слушания о возврате, изъятого в советское время, церковного имущества?

Соответственно ст.13 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине” территориальная община имеет право проводить общественные слушания – встречаться с депутатами соответствующего совета и должностными лицами местного самоуправления, во время которых члены территориальной общины могут заслушивать их, затрагивать вопрос и вносить предложения относительно вопросов местного значения, которое принадлежит к ведению местного самоуправления.

Общественные слушания проводятся не реже чем раз в год.
Предложения, которые вносятся по результатам общественных слушаний, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.
Порядок организации общественных слушаний определяется уставом территориальной общины.
Закон Украины “О свободе совести и религиозных организациях” не содержит правила проведения общественных слушаний.


23. о. Серафим

— Как вы относитесь к журналисту «Дела» Владиславу Павлову?

— Я не знаком с этим журналистом.


22. Роман, roman800@gmail.com

1.Верите ли Вы, что Иисус Христос является Сыном Бога и Творцом Вселенной?

2. Что по Вашему мнению является целью жизни человека на земле?

3. Верите ли Вы в нематериальную душу и жизнь после смерти?

— Я верю, что Иисус Христос Сын Божий, от Отца рожденный прежде всех веков…, который является ипостасью Святой Троицы. А целью своей жизни на Земле вижу спасение своей нематериальной души, которая будет жить и после смерти моего физического тела.


21. Cвященник Дмитрий Останин, настоятель Свято-Богоявленского прихода г.Берген, Норвегия

— Уважаемый Александр Назарович, известно, что Россия активно поддерживает своих соотечественников, оказавшихся за границей. Эта поддержка, в известной мере, распространяется также и на Русскую Православную Церковь. В связи с этим вопрос, как в настоящее время взаимодействует украинское государство и Церковь в Украине для оказания помощи украинским соотечественникам. Существуют ли какие-либо государственные программы, нацеленные на поддержку соотечественников за границей и какую роль, по-вашему, здесь может сыграть Церковь?
— К сожалению, Украина нынче не имеет государственных программ для поддержки своих соотечественников за рубежом, хотя надеемся, что они в ближайшее время появятся, поскольку в конце прошлого года вышел Указ Президента Украины № 972/2007 (от 15.10.07) «О развитии связей с украинцами, которые проживают за пределами Украины, относительно сохранения, защиты и популяризации культурных достижений украинства в мировом цивилизационном пространстве». Такие программы чрезвычайно важные для имиджа Государства, и приведенные Вами, отче, примеры работы России со своими соотечественниками, убедительно доказывают их необходимость и эффективность.

В 2006-2007 годах, будучи советником Секретариата Президента Украины по гуманитарным вопросам, я инициировал необходимость соответственных Поручений Президента Украины относительно активизации работы с украинцами, которые постоянно или временно проживают за рубежом Украины, поддержки многих инициатив Церквей, которые, на мой взгляд, могут сделать необычайно много не только для остановки ассимиляции украинцев в иноязычную и инокультурную среду, но и в отстаивании их личностных прав. К Президенту Украины неоднократно обращались епископы УГКЦ, лично ее Предстоятель кардинал Любомир Гузар, а также представители других Церквей по поводу необходимости налаживания координации усилий государственных органов с церковными и общественными институциями по делу организации духовной и культурной жизни, социального обеспечения украинских эмигрантов, за границами Украины. В настоящее время существуют проблемы организационного и коммуникативного характера, которые осложняют работу украинских Церквей за рубежом (отсутствует координация усилий разных институций в работе с трудовой эмиграцией, существует необходимость содействия в предоставлении виз для священников, нужна помощь в организации мероприятий духовно-культурного и социального характера и тому подобное). Значительную часть этих проблем можно решить при содействии Министерства иностранных дел Украины. Следовательно назрела необходимость активизации деятельности структурных подразделений указанного Министерства в координации работы государственных и общественных институций Украины относительно указанных проблем. А потому мной предлагалось на основе наработанного значительного позитивного опыта работы Управления по вопросам заграничного украинства МИД Украины, учета мирового опыта решения подобных проблем, создать рабочую группу, которая бы взяла на себя функции координации деятельности посольств и консульств Украины относительно озвученных проблем. В ее состав должны были бы войти представители Церквей, общественных организаций и научных институций, которые занимаются прежде всего духовно-культурническими и социальными проблемами украинской трудовой миграции. Я оптимист и верю, что впоследствии ситуация изменится к лучшему.


20. диакон Андрей Глущенко

— Уважаемый Александр Назарович! Целым рядом православных интернет-сайтов распространяется информация, будто Вы якобы являетесь сторонником сайентологии. Насколько мне известно, это связано только с тем, что несколько лет назад Вы сделали экспертное заключение, в котором сайентология была признана религией. Не могли бы Вы прокомментировать этот вопрос (т. е. дать опровержение данной информации).

— На этом вопросе я хочу остановиться детальнее. А поэтому начну свой ответ с маленького исторического экскурса. Соглашаясь в 2005 году на должность научного консультанта Президента Украины, я знал, что происходит активная кампания по дискредитации новой президентской команды. Тем не менее я пришел не из бизнеса и не из политики, а поэтому не имел за собой тех «хвостов», о которых можно было бы говорить искателям «горячих новостей». Следовательно на меня не удалось собрать никакого компромата, однако очень хотелось. Тогда отдельные околоцерковные „активисты” начали анализировать мою научную работу. Нападки на мои статьи и книги, посвященные православию, не дали никаких дивидендов, поскольку такая критика нуждается в высокой квалификации. Знаю даже, что за „розгромный” критический труд на мою книгу „Вселенское православие” некоторым лицам предлагались достаточно неплохие гонорары.

Выход был найден просто – взяли экспертный вывод относительно саентологии, который я вместе с коллегами выполнял в Институте философии НАН Украины по заданию Президиуму НАН Украины, и на основе этого объявили, что я и сам являюсь саентологом. Сначала я воспринял это как неудачную шутку. Ведь как научный сотрудник Института я принимал участие в выполнении многих подобных экспертных работ. Однако когда к „раскрутке” этих обвинений были подключены отдельные народные депутаты и даже по их требованию в Институте философии работали следователи Генпрокуратуры (сразу отмечу – никаких нарушений не было обнаружено), я понял, что это единственная зацепка хоть как-то меня дискредитировать. Если в принципе может дискредитировать кого-то принадлежность к той или другой религиозной организации. Как известно, еще в прошлом году (05.04.07) Европейский суд по правам человека признал незаконным отказ в регистрации Министерством юстиции России саентологической церкви как религиозной организации. Отмечу также, что в экспертном выводе относительно упомянутой церкви идет речь о характеристике общественного явления, которое мы обязаны были изучать и как научные работники, и как сотрудники институции, которая получила задание от своего руководящего органа.

Интересно, что я уже несколько раз объяснял свою позицию по этому вопросу, а именно непринадлежность к саентологии, отдельным СМИ. Однако по непонятным (или очень понятным) причинам эти комментарии не входили в тексты статей. Вот и совсем недавно одна журналистка не посчитала нужным привести мои слова об отмеченной проблеме, однако в своей статье разместила комментарий о моей принадлежности к саентологии, который дал руководитель одной из малоизвестных организаций из Днепропетровска. Когда я спросил этого человека, на основе каких данных он сделал вывод, что я принадлежу к церкви саентологии, то ответ был до боли простой – „он где-то об этом услышал”. Однако обещанное мне опровержение в данной газете так и не появилось.

Я официально заявляю о своей непринадлежности к церкви саентологии, членом которой я не являюсь и никогда не был. Я не разделяю также положения саентологического учения, поскольку имею другие (православные) вероисповедные убеждения.

До недавних поря не считал необходимым тратить свое время на опровержение через суд лживых утверждений относительно меня. Однако, как показывает практика, хотя бы один раз это нужно будет сделать.


19. М. Ялокин, г. Львов

— Уважаемый Александр Назарович! Какой путь преодоления раскола Украинского Православия Вы видите? Будете ли продолжать потуги построения Поместной Православной Церкви в Украине? Как к этой идее относится Константинопольский и другие патриархи?

2. Какую модель аккредитации богословского образования Вы бы хотели внедрить? Какое у Вас отношение к современному украинскому богословскому образованию (у Вас есть опыт преподавания в Киевской духовной академии, потому все ее плюсы и минусы знаете изнутри). Стоит ли аккредитировать богословие в направлении философия? Может ли Государственный комитет по делам национальностей и религий инициировать процесс аккредитации теологии как отдельного направления?


1. Не следует удивляться тому факту, что вопрос преодоления раскола в Украинском православии в значительной мере политизирован. Он объективно не может быть иным. Все страны, которые в свое время решали проблему конституирования местной Поместной православной церкви, балансировали на грани екклесиологии и политики (об этом я детально пишу в своих книге „Вселенське православ‘я: суть, історія, сучасний стан”). По моему мнению, разделения Православия в Украине могут преодолеть лишь сами православные. Но для этого должны сложиться соответствующие объективные и субъективные предпосылки. Значительным стимулом для такого объединения будет осознание наконец того факта, что такое объединение – одно из условий выживания конфессии в условиях глобализационных процессов и активизации миссионерской деятельности других конфессий и религиозных направлений.

2. Относительно аккредитации богословского образования – то здесь модель может быть одна, которая испытана в тех странах, где такая аккредитация существует. А именно – выполнение тех аккредитационных требований, которые существуют в конкретном государстве и в мире в целом относительно высшего образования. Госкомнацрелигий, насколько мне известно, никогда не протестовал против самого принципа аккредитации богословского образования. Ситуация действительно не нормальная, когда молодой человек 5-8 лет учится в духовных семинариях и академиях, защищает кандидатскую работу, а государство признает за ним лишь уровень среднего образования. Однако инициировать процесс аккредитации должны духовные учебные заведения, а сам процесс лицензирования и аккредитации должен осуществлять соответствующий государственный орган – Министерство образования и науки Украины. В настоящее время я вижу значительные изменения в сфере духовного образования отдельных Церквей, учета последними многих требований, которые выдвигает государство к тем заведениям, которые имеют право давать дипломы о высшем светском образовании. Впоследствии такая политика может дать позитивные результаты.


18. Юрий Данилец, yurijdanilec@yandex.ru

— Уважаемый господин Саган! Несколько лет занимаюсь исследованием истории православной церкви на Закарпатье в ХХ ст. Есть ли возможность установить связи с одним из научно-исследовательских институтов? Существуют ли отдельные программы по поддержке подобных исследований? Благодарю

— Тематика интересна. Я посоветовал бы Вам обратиться в Отделение религиоведения Института философии НАН Украины (279-04-18 или 279-4812, ул.. Трехсвятительская, 4, Киев, 01001). Относительно поддержки таких исследований – нужно выяснить, что Вы вкладываете в понятие „поддержка”, какой результат Вы ожидаете получить от своих исследований, а тогда искать соответствующую помощь.


17. Иеромонах Леонтий (Федоров)

— Глубокоуважаемый г-н Александр. Вопрос, почему в настоящий момент харизматическим сектам идут навстречу и также УПЦ МП в решении их земельных вопросов в КМДА. Мы восемь лет не можем сделать землеотвод под "Заллізну" церковь, разрушенную в 1934 г. Почему преимущество иностранцам и УПЦ МП? С уважением иер.Леонтий (Федоров)

— Понимаю Вашу обеспокоенность. Действительно, в последние годы в Киеве и некоторых других регионах страны нарушен принцип равенства Церквей в получении земельных участков. Об этом неоднократно писали СМИ, выступали с заявлениями представители нашего Комитета. Некоторые общины десятки лет не могут решить свои земельные вопросы. К сожалению, решение вопросов регуляции земельных отношений находится в исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов (п.34 ст. 26 ЗУ “О местном самоуправлении в Украине”).


16. Николай

— К нам Православная вера пришла тысячу лет тому назад. Почему наше государство позволяет развиваться другим конфессиям, сектам, унижая каноническую Православную веру? Почему идет уничтожение православия, а униатам, филаретовцам, посольствам божьим так называемым везде открыты двери? Ни в одном государстве не есть такого розгуляйства, как в нашей милой Украине.

— Хочу сразу сказать, уважаемый г-н Николай, что я не могу согласиться с содержательной частью вопроса. Деятельность религиозных организаций в Украине нормирована действием целого ряда законов и нормативно правовых актов, которые регламентируют сферу их деятельности. Это, прежде всего, Конституция Украины, Закон Украины, "О свободе совести и религиозных организациях", другие нормативно-правовые акты. Их нарушение или невыполнение должностными лицами тянет за собой дисциплинарную и криминальную ответственность. В этом контексте говорить об унижении, как Вы утверждаете “канонической Православной веры”, а тем более “уничтожении православия” крайне несправедливо. Не имея возможности проведения обстоятельной дискуссии по этому вопросу приведу лишь статистические данные, которые говорят сами за себя. На сегодняшний день сеть УПЦ составляет 11334 приходов – это 67,7 процентов православных общин страны, церковь имеет 173 монастыря, 34 братства, 18 духовных учебных заведений, 10 миссий и 4112 воскресных школ. Служителями культа церковь обеспечена на 82%. По всеми указанным показателям УПЦ занимает ведущие позиции и фактически завершенную церковную структуру для полноценного удовлетворения религиозных потребностей своих верующих. Поэтому определенную эмоциональность поставленного Вами вопроса я отношу к недостаточной осведомленности относительно количественных и качественных показателей функционирования церковных институций, а также тех процессов, которые имеют место сегодня в религиозной среде.


15. Владислав

— Уважаемый Александр Назарович! В Украине существуют разные направления в иудаизме: ортодоксальный, мессианский иудаизм и тому подобное. Что делается Вашим Комитетом, чтобы побуждать к сотрудничеству религиозные общины иудаизма? Встречались ли Вы лично с лидерами общин ортодоксального, мессианского иудаизма, напр., в столице?

2. На каких юридических основаниях работает в Украине группа «Маген» magen.ru? С уважением, Владислав

1. Понимая конкретную суть поставленного Вами, Владислав, вопроса, отмечу, что на сегодняшний день сеть иудейских религиозных организаций представляют следующие центры: Объединение иудейских религиозных организаций Украины, Всеукраинский конгресс иудейских религиозных обществ, Религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма, Объединения хасидов Хаббад Любавич. Мои встречи с руководителями этих духовных центров дают основания утверждать, что эти религиозные образования в основном придерживаются требований действующего законодательства, успешно решают материальные проблемы, все больше утверждаются в общественной жизни страны. Вместе с тем, действительно существуют определенные противоречия богословского характера между представителями ортодоксального иудаизма и иудее-християнами, другое название – мессианский иудаизм. Хочу сказать, что сегодня аспекты сотрудничества иудейских религиозных институций достаточно разносторонние и включают такие формы социальной работы – это деятельность центров духовной жизни и социальной помощи, в которых функционируют библиотеки, компьютерные классы и Интернет, клубы, школы искусств и спорта, курсы иностранного языка. Организовываются молодежные собрания и лектории, разворачивается сеть молодежных клубов общения и детских центров. Не могу не согласиться с тем, что усиление социального служения в деятельности иудейских религиозных организаций нуждается во всесторонней консолидации совместных усилий, налаживании конструктивного диалога относительно существующих проблемных вопросов, которые имеют место во взаимоотношениях. Оно должно быть направленно на воспитание у представителей разных религиозных течений и групп уважения к принципам свободы совести и веротерпимости.

2. Группа «Маген» не зарегистрирована в Госкомнацрелигий, никак себя не проявила на общественном уровне. Насколько нам известно, эта идеология имеет определенное распространении в России.


14. Andrew

— Г-н Александр, пока наше государство будет использовать советскую модель церковно государственных отношений, за которой приход как церковная единица является собственностью общины? Осознаете ли Вы, что это разрушает екклесиологичную модель Церкви? В советское время это была спланированная государственная политика, а кому это выгодно в настоящий момент?

— В соответствии со ст. 7 Закона Украины “О свободе совести и религиозных организациях” религиозные организации в Украине образуются с целью удовлетворения религиозных потребностей граждан исповедовать и распространять веру и действуют в соответствии со своей иерархической и институционной структурой, избирают, назначают и заменяют персонал согласно своим уставам (положениями). В настоящее время изменить эту статью сложно, поскольку в условиях разделенности некоторых конфессий на Церкви и имеющейся возможности изменения общинами своих церковных юрисдикций мы можем внести значительную нестабильность в общество. Ведь тогда будут возникать ситуации, когда, например, сельская община за собственные средства построит храм и освятит его в одной Церкви. Если же впоследствии эта община полностью перейдет в другую Церковь (юрисдикцию), а такие случаи в настоящее время не единичны, то люди вынуждены будут оставить храм предыдущему церковному руководству и строить новый. Конечно, на это никто не пойдет. Следовательно появятся новые „горячие” точки, судебные дела, противостояния.


13. о.Игнатий

— Господин Александр, к Вам такие вопросы:

1.Внесут ли изменения в Госбюджет по уменьшении оплаты с 3% до 1% за аренду земли для культовых сооружений?

2.Проголосует ли коалиция во втором чтении за передачу земли религиозным общинам в постоянное пользование? Благодарю!

— К сожалению, ответы на Ваши вопросы лежат вне компетенции Госкомнацрелигий. Со своей стороны, мы прилагаем значительные усилия, чтобы оплата за аренду земли для сооружений была уменьшена (на уровне экспертов и согласований поддерживаем изменения к соответствующим законам). Однако будут ли поданы на рассмотрение Верховной Рады Украины эти законопроекты, проголосуют ли за них депутаты – не известно. Для позитивного решения этих вопросов нужна и активность самих церквей.


12. Руслан Басыров, общественный активист

— В крымской прессе (главным образом российской) уже длительное время муссируется мысль о необходимости борьбы с так называемым «чистым», «зарубежным» исламом, который якобы противоречит и даже пытается придушить местные татарские традиции. Действительно ли, по вашему мнению, есть угроза в таких интерпретациях ислама, который в первую очередь апеллируют к первоисточникам – Корану и Суни?

— Соглашаюсь относительно того, что вопрос распространения в Автономной Республике Крым идей исламского фундаментализма, ряда его направлений и школ достаточно широко обсуждается в средствах массовой информации, среди религиоведов и экспертов общественных организаций. Следует констатировать, что в последнее время все заметнее становятся попытки влиять на мусульман Крыма через возможности арабских духовных и общественных организаций. Фиксируются попытки распространения среди местных мусульман, особенно среди молодежи, фундаменталистских идей, в том числе радикального направления. В современных условиях Крыма, когда мусульманская община выступает не только религиозным, но и этноконфессиональным сообществом, с четким привлечением к определенной национальной группе, идеи “чистого ислама”, “зарубежного ислама”, неоднозначно воспринимаются в отечественной мусульманской среде. Поскольку это влияние не всегда совпадает с традиционным духовным мировоззрением крымских татар, он вызывает обеспокоенность и недовольство со стороны крымскотатарского духовного руководства, последователей традиционного крымскотатарского ислама, который приводит к освобождению Духовным управлением мусульман Крыма с должностей имамов, связанных с фундаменталистскими группами. Принимая во внимание поликонфессиональность Украинского государства, а также то, что от минимизации этноконфессиональных конфликтов в значительной мере зависит стабильность и устойчивое развитие нашего общества, не вызывает сомнений, что функционирование мусульманского религиозного сегмента страны должно происходить на принципах толерантности и взаимоуважения, согласно требованиям действующего законодательства.


11. Филипп

— Вопрос первый. Г-н Саган, как у вас хватает смелости во вступлении в монографию „Украинское Православие” относить себя же к „...научной школе, которая существует на базе Отделения религиоведения Института философии имени Г.С.Сковороды НАНУ. Это научный результат профессоров А.Колодного, П.Яроцкого, Б.Лобовика, Л.Филипович, Г.Надтоки, докторов наук В.Еленского, А.Сагана и др.”? Неужели так приятно самолюбоваться?

Вопрос второй в контексте первого. Г-н Саган, после таких публикаций можно, используя должность советника Секретариата Президента Украины, вести себя совсем не по-христиански: неужели Вы имели право немного более года потому назад, защищая неизвестно по чьему указанию одного из седеющих глав областной государственной администрации, который в вопросах религии разбирается так же, как православный священник в диодах Гана, обращаться в пренебрежительном тоне к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Митрополиту Киевскому и всей Украины Владимиру с требованием „успокоить” одного из правящих архиереев, который будто „руководит” областью? По-видимому, после таких шагов и становятся председателями Государственных комитетов, который Вы, кстати, вместе с некоторыми харизматическими „епископами”, в частности, Гарбаром, рекомендовали Президенту Украины Виктору Ющенко ликвидировать? А теперь, получается, Вы не отказались от предложения его возглавить. Тогда, хотя бы посоветовали коллегам из блока НУ-НС и БЮТ внимательнее относиться к написанию „Соглашения о создании коалиции демократических сил в Верховной Раде Украины VI созыва”, ведь удивляет незнание ее разработчиками Конституции Украины, часть первая статьи 35 которой уже двенадцатый год предусматривает, что „Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность”. А они все толкут свое – новая редакция Закона Украины „О свободе совести и религиозных организациях”. Кажется, в Украине так и существует или скорее всего, не существует, ни свобода совести, ни свобода мировоззрения, ни свобода вероисповедания, а есть лишь религиозные организации, с которыми государство не привыкло считаться. Так же, как в дополнениях о распределении должностей между представителями БЮТ и НУНС, в дополнении 1.2 „Центральные органы исполнительной власти, которые координируются министерствами”, ошибочно указывают название несуществующего уже больше года Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции. Возможно, Вы это Соглашение и не читали?

Вопрос третий. Г-н Саган, как Вы относитесь к существованию Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий? Какие перспективы на местах в связи с теми изменениями, которые состоялись в течение 2005-2008 годов в области ликвидации как отдельных структурных подразделений органов исполнительной власти, управлений и отделов по делам религий и превращения их в придатки к управлениям внутренней политики (а в некоторых областях – главных управлений), которые очень тесно сотрудничают с ячейками политических партий? У меня, например, в связи с этим, есть предложение образовать Министерство внутренней политики Украины, а Государственный комитет, который Вы без колебаний возглавили, ликвидировать, образовав в составе одного из департаментов такого Министерства, подраздел по вопросам миграции и национальностей и сектор по делам религий в составе 3 человек. Как Вам такая идея?

1. Относительно вступления в монографию – не совсем понятна моя крамола. Я себя отношу к научной школе. Ну и что? В начале 90-х годов прошлого века ни один научный работник не занимался в Украине философским обоснованием термина „Украинское православие”, которое понималось исключительно как „православие в Украине”. Мои статьи и выступления по этому вопросу испытывали массированную критику как со стороны москвофилов, так и борцов за чистоту веры (против „етнофилетизма”) со стороны представителей украиноцентричных церквей. Прошел десяток лет, и ни у кого уже не вызывают сомнений те идеи, которые я отстаивал в конце прошлого века. Теперь защищены кандидатские и докторские диссертации, и не только в светских заведениях, признается специфика православия в Украине, его отличие от православия Российского, Византийского но др. Поэтому и считаю возможным засчитывать себя к научной школе.

2. Относительно второго вопроса – у Вас очень искривлена информация относительно моей деятельности на должности советника Секретариата Президента Украины. Никогда не обращался в пренебрежительном тоне к митрополиту Владимиру, а тем более с просьбами кого-то из епископов успокаивать. У меня были рабочие встречи из Предстоятелем УПЦ. Но шла речь на них о возможности участия представителей Церкви в тех или других мероприятиях, которые готовились на государственном уровне, о формате встреч Президента Украины из епископатом Церкви и тому подобное.

Относительно ликвидации Госкомитета – не слушайте мифотворцев. Впервые меня позвали на собеседование относительно возможной работы в Секретариате Президента Украины почти через месяц после того, как Президент Украины объявил в Житомире о необходимости ликвидации Госкомрелигий. Следовательно никакого отношения к этому процессу я не имел. Став научным консультантом Президента Украины, я написал около десятка разных аналитических и служебных записок относительно неправомерности и несвоевременности (ввиду тяжелого посттоталитарного наследияв религиозных вопросах) такой ликвидации, хотя бы уже по той причине, что наличие подобного государственного органа предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом в отстаивании необходимости Комитета (по крайней мере на данном этапе развития украинского общества, в условиях отсутствия надлежащей культуры межцерковного общения, незавершенности процесса реституции церковного имущества, и тому подобное) моя позиция никогда не изменялась. В отличие от Вашей. Ведь после активного протеста против такой ликвидации и того, что это ставится мне в вину, уже в следующем своем вопросе вы предлагаете ликвидировать Комитет и передать всю работу по религиозным вопросам трем сотрудникам Министерства внутренних дел. Такое предложение с Вашей стороны свидетельствует о том, что Вы и представления не имеете, чем в действительности занимается Госкомнацрелигий...

3. Я считаю, что существование Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий является гарантом соблюдения в стране действующего законодательства в сферах этнополитики, государственно-конфессиональных и межцерковных отношений, законодательства о беженцах и ищущих убежища, проводиться политика относительно восстановления прав депортированных по национальному признаку лиц и тому подобное. Фактически во всех ОГА уже восстановлены структурные подразделения (управление или отделы) по делам национальностей и религий, работают отделы по делам миграции и беженцев. В некоторых областях работают пункты временного размещения беженцев. Благодаря настойчивой работе Госкомнацрелигий Кабинет Министров Украины принял Постановление № 171 от 12.03.08 «Об утверждении Типичного положения об управлении (отделе) по делам национальностей и религий областной, отделе по делам национальностей и религий Севастопольской городской государственной администрации». Согласно этому положению возобновляется двойное подчинение этих отделов – ОГА и Госкомнацрелигий. Это даст возможность сотрудникам на местах иметь более независимые позиции в отстаивании положений действующего законодательства.


10. Михаил, Львов

— Г-н Саган! Украина является религиозно толерантной страной, но не раз встречаются нападки на протестантские церкви (баптистов, харихматов, пятидесятников), когда их обзывают сектами. Что вы делаете для того, что развеять эти мифы? Благодарю!

— К сожалению, отмеченные Вами случаи имеют место в Украине. Больше всего этим „грешат” представители других церквей, но иногда и чиновники, что тем более является недопустимым. Мы детально анализируем каждый конкретный случай и пытаемся разъяснять и верующим, и чиновникам, соответствующие положения Конституции Украины и действующего законодательства, которыми гарантируется право на свободу совести и равенство всех религий перед законом и запрещается проповедование вражды и нетерпимости к верующим других вероисповеданий.


9. Роман

— Президент Украине Виктор Ющенко 25 февраля издал Указ «О безотлагательных мероприятиях относительно развития города Киева» (№ 157/2008). Президент замахнулся на Святыню, Киево-Печерскую Лавру. Храмы Божии становятся музеями, как в коммунистические времена, а теперь под иные лозунги отнимаются у Церкви, верующих украинцев. Неужели президенту мало Софии Киевской, ведь он планирует соорудить там резиденцию по приему иностранных делегаций. Почему на сегодняшний день не выполняются обещания перед Евросоюзом вернуть храмы религиозным организациям (выражусь по-светски)?

— Уважаемый г-н Роман. Указанный Вами Указ Президента Украины не содержит ни одного из тех ужасов, о которых Вы спрашиваете. Коммунистические времена, о которых так часто в СМИ с ностальгией вспоминают отдельные православные иерархи, уже больше не вернутся. А храмы, в свое время конфискованные и разрушенные коммунистами, впоследствии будут возвращены верующим. Так что молитесь спокойно.


8. Олег, религиовед

— Уважаемый Александр Назарович, знаете ли Вы, когда наконец будут осуществлены хоть какие-то попытки государственной регуляции деятельности таких тоталитарных сект как «Посольство Божье» и «Свидетели Иеговы» – запрещенных в большинстве развитых стран? Благодарю

Конституцией Украины и действующим законодательством гарантируется право на свободу совести и равенство всех религий перед законом и запрещается проповедование вражды и нетерпимости к верующим других вероисповеданий. Такой принцип действует в демократических странах. А потому хотелось бы услышать о каких-то конкретных „развитых странах”, где запрещенные названы Вами религиозные организации?


7. Сергей

— Скажите, пожалуйста, почему не решается вопрос предоставления юридического лица церквам (не отдельным приходам, а как конгрегациям)? И кто в этом заинтересован?

— В новой редакции Закона Украины “О свободе совести и религиозных организациях” предусматривается предоставление статуса юридического лица церквам, как конгрегациям, однако против этого выступают некоторые руководители религиозных центров, поскольку считают, что может возникнуть спор за имущество культового назначения между тремя православными юрисдикциями Украины.


6. Psy Drakon

— Некоторые религиозные течения, например растафаряне, последователи Большой Укуреной Утки и разных направлений нео-шаманизма употребляют в своей религиозной и медицинской практике психоактивные и психоделические растения и препараты – например марихуану, пейот и тому подобное. Когда/будет ли в Украине представителям этих групп, как это есть в цивилизованных странах, позволено употреблять эти вещества легально? 

Комментируя вопрос, следует отметить то, что верование и практика некоторых новейших религиозных течений, в частности, на которые ссылаетесь и Вы, вызывают обоснованную обеспокоенность в обществе. Да, к новейшим религиозным образованиям обращаются представители разных социальных слоев, члены и гармоничных, и неблагополучных, семей, в частности, наркозависимые. Очевидным кажется тот факт, что практически важнейшую роль в процессе привлечения к таким “религиозным течениям” новых адептов является специфическая реклама “новой религиозности”, которая призывает через возможности медитативной практики, во время которой члены группы употребляют психоактивные и психоделичные растения и наркотические препараты, открывать “новый божественный мир”. Изучение психиатрами такой медитативной практики религиозных групп, в том числе и названных Вами, свидетельствует, что она приводит к развитию особенных состояний сознания человека, которые напоминают гипнотические. Для членов подобных групп характерны особенная поведенческая направленность, неадекватное восприятие действительности. Такие влияния, в том числе наркотические, могут стать чрезвычайно опасными для здоровья человека. Согласно действующему законодательству, в сфере свободы совести деятельность подобных псевдорелигиозных образований не может распространяться на территории государства.


5. Голуб Денис Александрович, card80@mail.ru

— Добрый день! Пожалуйста подскажите, где и с кем можно проконсультироваться по вопросам реституции церковной земли – с чего начать? Благодарю! Тел. 093 7537320

— В настоящее время у нас нет никаких законодательных оснований относительно реституции (возвращение конфискованной) церковной земли. Думаю, что это и невозможно. Ведь до переворота 1917 года церквам принадлежали огромные земельные наделы. Прецедент возвращения их хоть одной церкви может вызывать экономический коллапс в стране. Может что-то другое имелось ввиду?


4. Андрей

— Как вы относитесь к фигуре руководителя пресс-службы УПЦ Василия Семеновича Анисимова и его деятельности?

— Я достаточно хорошо знаю Василия Семеновича Анисимова и его деятельность. А потому могу сказать, что его вклад в разделение православия в Украине еще будет должным образом оценен и обществом и Церковью, которую он в настоящее время презентует, как уже оценена деятельность В.Каурова и его структур. Кстати, В.Анисимов – один из авторов мифа о том, что я являюсь саентологом. По крайней мере в личном разговоре со мной он это пытался утверждать. Другим его „научным и журналистским открытием” было выяснение фактов вроде того, что А.Саган – старый энкаведист и у него руки по локоть в крови верующих и т.п. После публикации подобных открытий в официальной колонке пресс-службы Церкви и без подписи, мне пришлось даже официально выяснять, это позиция Церкви или весеннее обострение „на полный месяц” у главы пресс-службы. Слава Богу, что подтвердилось последнее, а потому материал с колонки был снят. Это, конечно же, оскорбило творца меткого слова, а потому появилось „Письмо журналиста чиновнику”, где В.Анисимов объяснил, откуда и с каких пор у него проблемы – оказывается от борьбы за свободу слова еще со времен комсомольской юности.


3. Леся, Львов

— Г-н Александр, какие законопроекты комитет предлагает подавать в этом году на рассмотрение ВР относительно лучшего урегулирования права на религиозную свободу? Благодарю!

— Проект Закона Украины „О концепции государственно конфессиональных отношений”, а после принятия последнего – новую редакцию Закона Украины „О свободе совести и религиозных организациях”.


2. Юрий Владимирович, православный верующий, г.Киев, ost61@ukr.net

— Собираетесь ли Вы разрушить практику переложения Комитетом своих полномочий (по вопросам законопроектной работы по религиозным вопросам), через возможности Кабмина, на другие центральные органы исполнительной власти, что является нарушением ряда законов Украины и Положения о Вашем Комитете. Например, Госкомнацрелигий просит дать поручение (обращение к Кабмину) соответствующим центральным органам разработать проект...

— Все законопроектные работы в пределах своей компетенции мы осуществляем сами, с привлечением представителей других заинтересованных учреждений и ведомств, а также общественности. Если же мы видим неотложную проблему, которая нас касается, то что в том плохого, что мы актуализируем эту проблему на уровне Кабмина и только приобщаемся к ее устранению как не основные исполнители?


1. Иван Верстюк (православный богослов, г. Киев), verstyuk_i@ukr.net

— Приветствую вас! Господин Саган, очень хотелось бы услышать несколько слов ваших размышлений о соотношении демократии и христианства. Благодарю!

- Благодарю за вопрос. Это чрезвычайно большая и важная тема – демократия и христианство. Вы же знаете, что в настоящее время среди специалистов существуют даже целые теории, которые выдвигают, что современная демократия стала возможной лишь в условиях доминирования христианства. В значительной мере соглашаюсь с этим утверждением. Однако, как и в каждой проблеме, которую рассматривают философы и богословы, здесь существует несколько но. Я не хотел бы их детализировать, потому что это – тема отдельной и большой статьи. Возможно целесообразнее было бы это обсудить на каком-то научном мероприятии, а не в пределах такого форума.

Читайте также