Created with Sketch.

"По моему мнению, в УПЦ постепенно формируется парадигма национальной Церкви"

15.04.2008, 16:19

В гостях: протоиерей Украинской Православной Церкви Богдан ОГУЛЬЧАНСКИЙ, секретарь Всеукраинского Православного педагогического общества, автор учебников по «Христианской этике в украинской культуре» в Киеве и некоторых других регионах для 1-3 классов ("Дорога добра", "Дорога доброчинності"). Редактор сайта "Українська християнська культура" и организатор одноименного постоянно действующего семинара в Киеве. Автор публикаций по вопросам христианской культуры, культурологии, и тому подобное. Кандидат физ-мат. наук.

В гостях: протоиерей Украинской Православной Церкви Богдан ОГУЛЬЧАНСКИЙ, секретарь Всеукраинского Православного педагогического общества, автор учебников по «Христианской этике в украинской культуре» в Киеве и некоторых других регионах для 1-3 классов ("Дорога добра", "Дорога доброчинності"). Редактор сайта "Українська християнська культура" и организатор одноименного постоянно действующего семинара в Киеве. Автор публикаций по вопросам христианской культуры, культурологии, и тому подобное. Кандидат физ-мат. наук.

Вопросы и ответы размещены в обратном порядке — последние вверху

Основная тема веб-конференции: Миссии и мифы в украинском христианстве


17.Вопросы от редакции

1. Всечеснейший отче Богдан, своими семинарами, педагогическим трудом, веб-сайтом Вы делаете большое дело. Как Вы сами его оцениваете? Что Вы видите, еще нужно сделать, что давно нужно было делать?

— “Жатвы много, а делателей мало”. Приглашаем к сотрудничеству всех энтузиастов

2. Мы часто видим, что в публикациях СМИ о праздниках преобладает неоязычническая информация. Не планируете ли Вы издавать какие-то пособия, научно-популярную справочную литературу для журналистов, всех интересующихся христианскими традициями в Украине?

— Есть много планов. Прошу молитв, чтобы хоть часть из них была реализована.

На портале РИСУ мы планируем исследовать жемчужины сакральной культуры Украины. Приглашаем Вас и ваших коллег к сотрудничеству. Благодарим за красивую беседу и желаем плодотворного Богом вдохновенного труда в разрушении мифов и лелеянии истинного понимания и знания нашей культуры и исторического наследия.


16. Львовянин

1. Уважаемый отче Богдан. Конечно, кому-то было жаль терять то, что в свое время коммунистическая власть передала им. Потому что мизер людей в 1946 г. переходил "в православие" мирно, это было насилие. И не удивительно, что к РПЦ в 1989-1991 гг. галичане относились как к просоветской, пришедшей вместе с оккупантами в 1944-1945 гг. Но это уже история, которую нужно исследовать, а не творить новые мифы. Теперь непосредственно вопрос: есть ли смысл проводить выездные исследования по местам межконфессиональных споров начала 90-х и готовы ли в УПЦ это делать?

2. Относительно Мазепы, Вы не коснулись дела анафемы. Что Вы об этом думаете?

1. Стараюсь собственной позицией и усилиями призывать к тому, чтобы эмоциональную энергию и запал веры направлять не на противостояние, а на конструктивное творение. Давайте делать свое дело (как в Церкви, так и в обществе) хорошо, чтобы это способствовало улучшению общественной атмосферы и межконфессиональных отношений. А выяснять, кто и насколько был прав в конфликтах почти 20-летней давности – при нашей мере восприятия другого как “чужого” или “супостата” — в настоящий момент не актуально.

2. Думаю, что это анахронизм.


15. Андрей Андрушкив

— Вопрос относительно миссии. Галицкое общество живет мифом, что УПЦ это просто российская церковь в Украине, и соответственно воспринимает ее враждебно. А с другой стороны, в этом регионе (в частности во Львове) УПЦ так преподносит себя, она противопоставляет себя местной общине, выставляет себя словно островком в море. Но при таких условиях миссия не будет возможной. Что нужно делать?

— Нельзя шаблонно мыслить так, что все верные какой-то церкви являются бездумными солдатами, которые настроены единодушно против. Нужно формировать гражданское общество совместными усилиями, так, чтобы люди с разными взглядами, в частности религиозными, и тому подобное, встречались не с целью более удачной апологетики своей непогрешимости, а для того, чтобы услышать позицию собеседника такой, как она есть, и принять его таким, каков он есть; и другим мы его не сделаем. Чаще устраивать встречи интеллигенции, которая может быть и по-разному настроена, но ведет себя интеллигентно. Там, где будет человеческий контакт, там разрушаются стереотипы.


14. Тарас

— Отче Богдан, я понимаю Ваш ход мыслей. Но где он видим на практике? Зато "бабушки" есть почти везде и они формируют приходские правила. Имеете ли какие-то практические предложения, как действовать в таких случаях?

— Мы делаем, что можем, на нашем уровне – в нашем приходе, и это дает плоды. Поэтому несу ответственность в меру собственных полномочий.


13. Алексей из Киева

— Какие элементы украинской христианской культуры Вы считаете наиболее интересными и такими, которые нужно изучать и популяризировать?

— Очень интересным является христианский фольклор. То есть, фольклор под углом зрения христианских смыслов, в него заложенных. К сожалению, наши фольклористы, как правило, не являются сознательными христианами. И ищут в нем языческие элементы. Но они – более внешние, а суть песен, дум, кантов, даже детских песенок или игр часто христианская. Но этот пласт не исследован.

Желательно, чтобы через уроки «Христианской этики», «Христианской этики в украинской культуре» лучшие образцы христианского литературного творчества стали достоянием массового сознания.


12. Анатолий Бабинский

1. Один из мифов, которые существуют не столько в украинском христианстве, сколько относительно него, это «разгром трех православных епархий». Оно перекатывается, и именно в таком дословном виде, из публикации в публикацию УПЦ-РПЦ так будто существует какое-то «тайное задание» вставлять эту фразему во все возможные публикации. Но греко-католики же не упали на эту территорию с луны, они ходили в эти храмы, и когда наступила возможность возобновили желаемую юрисдикцию над ними. Конечно, кое-где эти переходы происходили по сценарию аналогичному их перехода в свое время в православие, то есть насильственному. Но адекватно ли подпитывать миф о «разгроме»?

1. Я лично не вынес для себя вердикта по этому вопросу. Согласен в том, что после 1946 г. политика и действия церковных администраторов шла в русле государственных директив, хотя не православные были инициаторами гонений. Но и знаю православных из Львовщины, которые и в настоящий момент очень болезненно переживают ту агрессию, которую они пережили со стороны людей, идентифицировавших себя с УГКЦ.

2. Другим мифом касательно к этой ситуации является слепое следование УПЦ позиции легитимности Львовского псевдособора. Не считаете ли Вы, что признание его нелегитимности наоборот бы добавило авторитет УПЦ в украинском обществе?

3. Отче, Православные Церкви обычно очень торжественно отмечают юбилеи получения ими автокефального статуса. Также главы Церквей приветствуют друг друга с этим праздником. В Украине же существует миф, что автокефалия, которая не более чем форма церковного уклада, является злом для Церкви и ее единства. Хотя все богословы прекрасно знают, что в восточной экклесиологии автокефалия не является РАЗРЫВОМ церковного единства. Проводит ли (будет ли проводить) УПЦ развенчивание этого мифа?

2-3. Наибольшим сокровищем Церкви является внутренний мир. Божьей милостью, под чрезвычайно мудрым многолетним руководством митрополита Владимира этот мир так или иначе в УПЦ сохраняется, и лидеры избегают действий, которые бы разрушили то, что есть, и что очень хрупко. Люди идут ко Христу, и это главное. Ниже я уже ответил, что Церковь становится более национальной, если национально более сознательным становится общество. Этот процесс является взаимосвязанным. Как я уже сказал, по моему мнению, в УПЦ постепенно формируется парадигма национальной Церкви.


11. Олесь Пустоцвит

— Дорогой отче, как Вы оцениваете фигуру гетмана Ивана Мазепы в нашей истории? Вокруг него существуют много мифов.

— Конечно, он сделал много для украинского Православия. В личной жизни он, по-видимому, не был образцовым христианином (хотя он не был и большим «женолюбом»; есть исторические доказательства, что легенды о его джигунстве в молодости – это выдумки его врагов. Он рано овдовел, и исторических доказательств, что во вдовстве он вел непорядочную жизнь, нет. За исключением особого случая с Мотроной). Но когда и где власть предержащие были образцовыми? А то, что мать его стала уважаемой и образцовой игуменьей Флоровского монастыря, положительно говорит о его семейном воспитании.


10. Киевлянин

1. Для кого проводятся ваши семинары и как можно на них попасть?

2. Почему вы назвали свой сайт "Українська християнськая культура", а не "Українська православна культура" или "Православна культура в Україні"?

— Семинары проводятся для всех желающих. На сайте есть адрес (Полупанова, 10, Виноградарь) и объявление. Следующий семинар — 20-го апреля «Покаянная мелодия в украинской поэзии». Начало в 18 часов.

Считаю, что украинская культура высокого уровня, духовного всплеска, является органически христианской. Не только по форме, но и по духу. Выдающиеся мастера культуры 20-го столетия – например, Олесь Гончар, Довженко, Сухомлинский в своем творчестве несли христианские смыслы. В то же время назвать их «православными» я бы не осмелился – все же это определение имеет в себе определенное конфессиональное содержание. Поэтому именно имеющееся пространство украинской христианской культуры (которое является единым целым ) задает потенциал для творения гражданского общества, нациотворчества нас всех вместе – независимо от меры воцерковления. И христиане инославные (и даже не украинцы, как Параджанов) тоже могут быть сотворцами украинской христианской культуры.

Думаю и верю, что Господь благословляет все лучшее, что есть в человеческой душе и в ее творчестве, если даже человек не стоит твердо внутри канонически-церковного ограждения.


9. Степан Мельник

— Уважаемый отче Богдан, поздравляю Вас с хорошим сайтом, который имеет большие перспективы.

1. Я крещен в РПЦ, но в настоящее время мне не очень приятно, что в УПЦ очень мало украинского духа. Захожу в Лавру, где духовный центр Церкви, а там "москвою пахнет" — украинской книжки не видно, а вот таких, которые будут популяризировать российскую культуру, очень много. Я не имею ничего против нее, но хочется, чтобы УПЦ была более украинской.

2. Почему владыки УПЦ принимают участие в Российском национальном соборе, но их не видно на украинских форумах? Понимаю, почему они не принимают участия в общих богослужениях с УПЦ КП, но почему безразличны к национальным делам своей паствы? Вы можете отрицать, но не я один так думаю, и, к сожалению, часто владыки УПЦ это подтверждают.

— Это как раз проблема мифов и неясного ответа – как и лично, каждого верующего (внутреннего ответа перед собственной совестью), так и богословского — как совмещаются национальное сознание и христианство. Думаю, что УПЦ в настоящий момент формирует собственную парадигму как национальной церкви. Этот процесс непростой, потому что парадигме московского Православия много веков (с разными оттенками, не только «Москва — Третий Рим»), и верные УПЦ ее традиционно усваивают, не имея альтернативы. Украинская же государственная независимость еще не является полноценной. Процесс украинизации наибольшей украинской Церкви будет идти одновременно с нашим развитием как общества, члены которого являются гражданами Украины, ответственными за свою Родину. Считаю, что мера «украинскости» в УПЦ в среднем не очень отличается от такой же меры всего нашего общества.

Наши рассуждения по этому поводу можно почитать здесь: http://christian-culture.in.ua/content/view/43/58/


8. Александр

— Отец Богдан, как в УПЦ терпят Ваше антирусское настроение? Не думаете ли Вы, что работаете на раскол Русской Православной Церкви?

— Очень странный для меня вопрос. Я искренне люблю и уважаю российскую православную культуру, у меня много родственников из России, я там прожил немало лет. А что такое «антирусское настроение»?


7. Тарас, a_taras@ukr.net

— Отче Богдан, Вы говорите о проблеме обрядоверства. Не раз приходилось слышать, как бабушки в храмах через внешние моменты (платок, косметика, элементы одежды, неумение креститься) отбивают у молодых людей желание туда возвращаться. Не нужно ли что-то с этим делать? Не могут ли существовать в храмах помощники, которые помогают тем людям, которые впервые пришли и до конца не знают, как себя вести, что делать?

— Возможно, перетолкую слова из Нового Завету о любви. Все мы знаем определение любви апостола Павла (1 коринфянам). Там, где есть любовь — там есть открытость душ христиан (прихожан) друг ко другу. Там не правила, не регламент является основой отношений, а живая открытость нас к Богу и друг ко другу. Тогда обряд помогает нам проявиться в любви. Следовательно, там где прихожане на попечении душпастыря стремятся расти в любви, там все будет происходить органически, без резкостей.


6. Иванова Т.И.

— Брат Богдан, скажите, пожалуйста, что Вы делаете для того, чтобы в школах проповедовали Слово Божье?

— В сотрудничестве с государственной системой образования создаем программы, учебники и способствуем их использованию в школах.


5. Тарас

— Отче Богдан, какие наибольшие мифы существуют в украинской церковной жизни сегодня? Как Вы их оцениваете: они имеют позитивное или негативное влияние? И как их устранять, если это нужно?

— Благодарю за красивый вопрос. Ответ на него — это по-видимому, содержание диссертаций из богословия, этнографии и психологии (если не психиатрии :) ). Как деструктивное я бы выделил такое мифологическое мировосприятие, в котором кто-то воспринимает себя как правоверных, в окружении врагов (иноконфессиональных, иноверных), которые коварно пытаются разрушить твердыню нашей веры. Это, скорее всего фобия, на которой уже вырастают мифы.

Еще бы я выделил миф о национальной неполноценности. Он приводит к отсутствию национального достоинства и ориентации на инокультурные влияния. При этом некоторые культурные (или псевдокультурные) проекты-мифы, которые конструируются политтехнологами из других государств, искренне воспринимаются чуть ли как ни символы веры.

Противоположным этому (компенсаторным, что стимулируется скрываемым от себя чувством неполноценности) является миф о нашей национальной уникальности и неповторимости. Весь корень наших проблем – в «проклятых враженьках», которые со времен Юрия Долгорукого только и живут тем, чтобы нам навредить. Наиболее ярким его проявлением является неоязычничество, но и среди христиан такие предубеждения существуют.

Традиционной является проблема обрядового восприятия христианства. Чтобы снять с себя ответственность за повседневную работу над собственной душой, люди считают, что является спасительным ритуал, например, вычитывания определенного количества каких-то молитв. Обряд призван лучше раскрывать суть общения с Богом, но форма не должна перекрывать содержание.


4. Учитель

— Отче, существуют ли мифы в творении жизнеописаний украинских святых?

— Жизнеописание святое — это всегда в известной степени миф. Но понятие «миф» не тождественное понятию «литературная фантазия, выдумка». Например, посещение киевских круч апостолом Андреем — это культуротворческий миф, который имеет чрезвычайно большое значение для становления украинского христианства. Скорее всего, миф (если речь идет о житийной литературе)— это определено художественная гиперболизация реального исторического портрета человека (который, кстати, в отдаленных эпохах нам и неизвестен), которая подчеркивает те черты, добродетели, которые важны и на время создания жизнеописания, и в течение всей традиции почитания святого. Почитание украинских святых в тех образах, в которых они нам представлены, наследование им благоприятно для духовно-морального становления личности.


3. Олесь Пустоцвит, o_pustocvit@ukr.net

— Отче Богдан, недавно Вы представили очень интересное историческое исследование, в котором фактически доказали, что Русь — это историческое название Украины, а Московщина ее у нас украла. В статье шла речь о почитании святых нашей земли. Не считаете ли, что УПЦ должна была бы больше внимания уделить пропаганде святых, которые прославились на русско-украинской земле? А то сегодня не раз наблюдаем, что у нас строятся храмы в честь святых, которые имеют отношение к российской имперской идее (Александра Невского, например), а не в честь украинских святых. Благодарю за прекрасную статью!

— Любовь к своей Отчизне, почтение ее культуры, патриотизм – это часть христианского мировосприятия. Кстати, это способствует уважению и других христианских культур, традиций близких нам христианских народов и их символов святости. Лишь нужно различать в них хорошее зерно от идеологических или политических наслоений, которые к основам веры не имеют никакого отношения. В мощной российской православной культуре (а в ее формировании наши соотечественники сыграли огромную роль) кроме имперского фактора есть много того, что заслуживает на внимание.


2. Иван Верстюк (православный богослов, г. Киев), verstyuk_i@ukr.net

— Какие три самых существенных черты вы бы отметили как основные в украинской христианской духовности?

— Спросим себя — какая миссия у нас в нынешнем мире? Конечно, Господь хочет что-то от каждого народа, чтобы каждый народ внес свои сокровища в полноту всечеловечности. Думаю, что нам нужно начинать с национального стыда — потому что мы «прадедов больших правнуки плохие». Национальный стыд – чувство, что «так жить нельзя», должен быть стимулом для личной (перед Богом) и гражданской ответственности за изменение себя в Украине и Украины в себе и вокруг себя.

Черты украинской христианской духовности – это, к сожалению, в большей степени наши представления о самих себя в идеале, чем сегодняшняя реальность. Но они проявляют себя в лучшие времена и в наилучших людях. Эти архетипы есть в нашей агиографической, литературной и художественной традиции, начиная от жития св. князя Владимира, творчества святителя Иллариона, народных дум, они особенно ярко проявлены у Шевченко. Можно назвать такие архетипы: «софийность» — как гармоничное сочетание ума и красоты в преодолении хаоса и деструктивности окружения; «кобзарь» — спів-беседнік (укр.) между Богом и людьми, «садок вишневий коло хати, …, співають, ідучи, дівчата» — реализация свободы в гармонии творческого труда-превращения мира вокруг себя, «братство»— определенный идеальный образ единства, который корениться в Киево-Печерском патерике.


1. Сергей, 31 год, bortserg@mail.ru

— Уважаемый отец Богдан! Расскажите, пожалуйста, о ситуации с введением в школах "Христианской этики", в частности на Киевщине? Насколько велики успехи и насколько этот предмет соответствует основам именно православного восприятия?

— На данный текущий момент в Украине учителя работают по нескольким программам. Преимущественно эти программы не являются одноконфессиональными; их задание — не учить религиозной практике в какой-то конкретной традиции, а выкладывать основы христианской морали и культуры. Что касается Киевщины, то здесь работают преимущественно по двум программам: «Библейская этика» — главным образом в самой области, в ее правобережной части и «Христианская этика в украинской культуре» — в самом Киеве и около него. В создании обеих этих программ основной взнос — членов Всеукраинского Православного педагогического общества, и их изучение учениками происходит в контексте отечественной духовно моральной и культурной традиции. Оцениваю охват школьников (для тех возрастных групп, для которых есть программа) в 10-20%. Об успехах говорить еще рановато, но в тех школах, где преподавание идет уже не один год и где директор целеустремленно реализует программу духовно-морального воспитания, результаты нельзя не заметить.

Читайте также