В недавней статье Сергея Сидоренко «Три удара “русского мира” на Украине: музеи, Церковь, “охота на сектантов”», вышедшей на РИСУ, автор, как мне кажется, кроме прочих поднятых им тем, первым в украинском медиапространстве дает некоторые ответы на очередную волну антисектантских медиа-репрессий, поднявшуюся в начале 2012 года.
Позвольте, прежде всего, развернутую цитату:
«В украинских СМИ практически одновременно появилось множество материалов со всякого рода изобличением «сектантов». То они якобы виноваты в смерти ребенка (которого на самом деле перед самоубийством избивали в школе), то они очень страшные изуверы (на самом деле – обычные баптисты или даже «филаретовцы»!). Вся эта кампания инициируется СМИ, которыми владеют бизнесмены, связанные с Россией и ее политической элитой.
Аналогичная кампания происходит во многих регионах РФ уже несколько лет. Просьбы РПЦ к местным властям о расторжении договоров аренды или сотрудничества с протестантами – обычная практика. Проверки ФСБ всех пожертвований с Запада. Дела об экстремизме. Подробности этой политики, ее особенности в разных регионах России стали предметом анализа в книге «Православная Церковь при новом патриархе» (М. 2012).
Образ общего врага – лучший повод для мобилизации «православных». Собственные архиереи утрачивают авторитет, а священник в телевизоре вызывает недоумение? Нужно выдумать таких злейших «сектантов-изуверов», в сравнении с которыми православные духовные пастыри будут свои и родные – какими бы при этом они не были.
Православный народ Украины пытаются подвести к выбору: сами вы не выживете и должны выбрать:с Западом, поддерживающим «сектантов-изуверов» (так и до «убийц в белых халатах» недалеко), или же православная Россия.
Формируемый негативный образ «сектантов» можно всегда использовать в политических целях. Тут и протестант Турчинов пригодиться. И Киевский Патриархат можно назвать сектой. Ну а там и до воплощения националистического «зла» — униатов дело дойти может: объявить их сектантами людям, для которых Львов – это недоразбомбленный Грозный – легко и просто». Конец цитаты.
Для тех, кто не в курсе, о чем речь (если такие есть), коротко напомню предысторию. Все «началось» с девочки, которая в октябре 2011 года трагически погибла в одном из сел Киевской области. Не то покончила с жизнью сама, не то стала жертвой убийства – до сих пор не могут определиться ни родители, ни адвокат, ни журналисты. А потому меняют версии произошедшего от одной публикации к другой.
Адвокат потерпевших в одной из неформальных бесед подтвердил, что ему нужно было во что бы то ни стало привлечь к делу СМИ. Логично, он то свою работу знает. А чем их можно привлечь? Правильно – какой-нибудь жуткой историей: с сектантами, ритуальными убийствами и прочими страшилками. Наш народ это любит, и СМИ тут как тут – благодарная же тема (как ни цинично это звучит). Вот и получилось, что в январе 2012, спустя несколько месяцев (!) после трагедии ряд украинских СМИ с подачи газеты «Сегодня» выдают несколько протухшую сенсацию: мол, в Украине орудуют секты, девочку довели до самоубийства последователи Сандея Аделаджи и «сектантская литература» – журнал «Тропинка».
Сама публикация, породившая бурю в стакане, довольно странная. Настолько, что серьезно ее анализировать то никто не взялся. Смешать в одном публикации столько глупостей еще нужно ой-как постараться. А безобидный детский журнал «Тропинка» стал не более чем разменной монетой в борьбе за внимание СМИ и общественности – это позже признали даже те, кто заварил всю эту кашу. Но поезд к тому времени уже ушел.
Правда, в последующих сюжетах и публикациях по теме ссылки на Аделаджу исчезают (юристы, все же, понимают, что даже на Сандея просто так наезжать не стоит). Название журнала также постепенно стерлось. Остались только упоминания про «сектантскую литературу», якобы ставшую причиной смерти ребенка. (и вот удивительно, никто (!) из журналистов-копипастеров даже не подумал связаться с издателями журнала или хотя бы проверить, о чем же в нем, все таки, пишут).
Ну а после прецедента, созданного газетой «Сегодня», борцы с ветрянными сектами словно сорвались с цепи. И понеслось: сын подает в суд на отца-сектанта (здесь более чем очевидно, что речь о Свидетелях Иеговы, но журналисты почему-то избегают прямого указания конфесси), Украина переживает период массового появления сект (закон, понимаете ли, плохой!), баптисты издеваются над приемными детьми, в Крыму сектанты-баптисты и еговисты занимаются прозелитизмом и так далее, у кого на что фантазии хватает. Главное, что время от времени не забывают напоминать, с чего все началось: с девочки, «покончившей с жизнью после общения с сектантами».
Но меня не удивляют такие «сенсации». Хотя в публикации анонимного автора анонимный эксперт-религиовед анонимно рассказал о том, что «Украина переживает период массового появления новых религиозных движений», точно такие же эксперты-однодневки то же самое рассказывали и несколько лет назад. Обычно по осени, когда нужно о чем-то страшном писать или найти виновных во всех наших национальных бедах. Так что сенсации о религиозном, или точнее сектантском буме, – моветон.
Но удивляет другое: реакция христианского медиа-сообщества. А точнее – ее отсутствие. Удивляет реакция самих баптистов, которые более других пострадали от обвинений в сектантстве. В результате многие протестанты, и далеко не те, к кому прямо относятся подобные публикации, недоуменно перешептываются в форумах и закрытых группах в Facebook: «нас снова обзывают, наверное, нужно как-то реагировать?» А в ответ – тишина...
Удивляет также и то, что к голосу клеветников наших братьев присоединились и некоторые СМИ, именующие себя христианскими. Еще можно понять (хотя, конечно же, не оправдать) православных, которым «Русский мир» негласно, а то и в голос, велит "мочить в сортирах" все, что неканонично выглядит. Ну а как же католики? Вот будет любопытно, когда «русский мир» в порядке очереди доберется и до них (а если верить словам Сергея Сидоренко, то все это – вполне возможно).
Пока отдельные голоса светских журналистов лишь время от времени возвышаются в защиту тех, кого несправедливо оклеветали, тем временем жертвы скандальных статей бесконечно советуются в кулуарах: как бы отреагировать на «заказуху»?. И чем дольше они советуются, тем стремительнее растет ее число.
Неужели нечем грамотно ответить? Хотя бы для своих же прихожан, чьи неверующие мужья/родители/дети часто тычут им в нос этими сюжетами и публикациями? А может, не умеют отвечать (совет "читать словарь" - не в счет)? А может, не так уж неправы те, кто ехидно посмеиваются над "ограниченными" и "зазомбированными" сектантами, не умеющими логично формулировать свои мысли? Неужели...?
Впрочем, то же самое произошло минувшим летом, после того, как в эфире программы «Шустер Live» госпожа Богословская недвузначно высказала свое отношение к баптистам, назвав своего политического оппонента Александра Турчинова сектантом. И только «Телекритика» и несколько блогеров смогли дать достойную оценку словам Богословской. Сами баптисты промолчали. Весьма показательно!
Вообще, ситуация выглядит типично по-украински: «моя хата с краю, и пока за мной не пришли, я сам нарываться не буду».
Те, кого прямо не касается сектантская тема (ну мою фамилию же не назвали), молчат: «ну а мы то здесь причем?». Те, кого непосредственно задевают «сектантские скандалы», ждут от окружающих: «А когда вы поднимете голос за правду, где ваша солидарность?» – но сами не спешат приложить хоть какие-то усилия для торжества истины.
Вот так и строится "Русский мир" в Украине: с молчаливого согласия вроде бы не глупых, но весьма равнодушных людей. А разве не так?