Беседа с о. КИРИЛЛОМ (Говоруном), первым заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви о реформе духовного образования в РПЦ и приближении ее к европейским образовательным стандартам.
— Отец Кирилл, 15 лет назад владыка Иларион (Алфеев) написал книгу о духовном образовании в семинариях и академиях православной церкви. На ваш взгляд, что изменилось с тех времен, сравнительно с текущим положением и проблемами, о которых писал владыка Иларион?
— Изменилось многое и изменилось к лучшему. Когда владыка Иларион писал свою статью, ставшую книгой, многое из того, о чем он писал, представлялось фантастикой. Казалось, что никогда нельзя будет исправить или улучшить ту довольно тяжелую ситуацию, которую он описывал как состояние духовных школ. Сейчас многое изменилось, и многое из того, что казалось невозможным, уже сегодня осуществляется. Конечно, это не все. Поэтому мы сейчас продолжим процесс реформирования духовного образования. Сейчас мы преобразовываем процесс духовного образования на новый лад. Мы его делаем совместимым с европейской системой образования. Мы хотим интегрироваться в образовательное пространство Европы через внедрение принципов Болонской системы. В частности, это предполагает переход на три уровне образования: бакалаврат, магистратуру и докторантуру (или по-старому аспирантуру). Не только это. Прежде всего, внедрение новых подходов, новых методов обучения. Больше внимания будет уделяться самостоятельному обучению студентов, семинарам, самостоятельному чтению, изучению литературы. Наконец, мы надеемся, что наше образование станет совместимым с мировым, европейским, наши дипломы будут признавать европейские университеты. Считаем, это станет основой для интеграции в светскую систему образования. Пока что богословие у нас не признают полноценным образованием, это следствия непреодоления коммунистического периода нашей истории, поэтому продолжается сопротивление против этой интеграции.
— Как вы будете противодействовать закрытости?
— На определенном уровне закрытость должна быть. Мы хотим, чтобы элементы закрытости были на уровне бакалаврата, на уровне формирования священников. Мы хотим дифференцировать нашу систему, чтобы был уровень пастырей — бакалаврат, дальше будут магистры, которые будут учиться в более открытой системе, — это собственно тот уровень, когда сотрудничество, интерактивность студента и мира будет усилено.
— Что даст эта евроинтеграция?
— Мы надеемся, что европейская интеграция будет содействовать повышению уровня образования, потому что до сих пор система образования остается закрытой, поэтому не имеет до сих пор механизмов, чтобы держать образование на высоком уровне, или поднимать этот уровень. Поэтому через интеграцию мы будем вынуждены поднимать уровень образования.
— Можно сказать, что на одной чаше весов находятся высококлассный специалист-гуманитарий, владеющий несколькими иностранными языками, в силах которого ответить на любые претензии, упреки или решить и выполнить любое дело в Церкви, а на второй чаше — мнение многих должностных лиц в наших семинариях: «зачем все это? Нам нужны просто священники»?
— Это идет в разрез с установками, которые дает наше священноначалие. Священник должен быть глубоко интегрирован в общество, понимать то, что происходит в обществе, должен на одном языком разговаривать с обществом, с людьми просвещенными, а не только с бабушками, хотя я ничего не имею против этого. Человек должен быть всесторонне образован, ориентироваться в информационном пространстве, быть компетентным во многих сферах. Сейчас просто знать основы пастырства — катехизис и умения совершать богослужение — недостаточно для служения.
— На Ваш взгляд, как дать нужный заряд нашим студентам, чтобы они, когда выйдут из стен духовных школ, видели вопросы общества, смогли их сформировать, если это не может сделать само общество, и не потеряли желания ответить на эти вопросы?
— Мне кажется, что система духовного образования должна не мешать развиваться человеку, чтобы студент видел эти проблемы, потому что они сами выходят из общества, они сами владеют ситуацией. Духовные школы должны помочь человеку понять эти проблемы, систематизировать их и находить ответы. Как правило, образование — это не создание каких-то новых знаний с чистого листа, система должна помочь человеку систематизировать это знание, которое она приносит с собой.
Беседовал Александр БОЙКО,
Киев, июль 2010