Created with Sketch.

"Татарский шейх" Ибрахим аль-Крыми и его труд "Подарки Всемилостивого"

10.06.2013, 13:18

История сохранила имена многих представителей крымского суфизма, посвятивших себя не только религиозной практике, но и составлению поучительных трудов.

Значительную часть исламского культурного наследия Крыма (периодов и Золотой Орды, и Крымского ханства, и Российской империи) составляют памятники, связанные с мистицизмом ‒ суфизмом. На сегодняшний день известно довольно большое количество азизов, игравших большую роль в народной религиозности, а также теккие (сохранилась, например, обитель дервишей мевлевийского тариката в Евпатории). Интересно, что один из первых арабоязычных рукописных памятников в Крыму, созданный в ХIIІ веке, также принадлежит к традиции мистицизма (Китаб аль-Масабих фи т-Тасаввуф, «Книга светочей суфизма»). В дальнейшем, особенно после активизации контактов между Крымом и набирающей силу Османской империей, роль суфийских тарикатов и духовной и общественно-политической жизни полуострова лишь усиливалась. Об этом в полной мере свидетельствуют источники того времени ‒ Эвлия Челеби в Сийахат-Наме (XVII век), упоминавший крымских «мужей единобожия и мистического пути», а также Мухаммад Рида (XVIII век), отмечавший влияние суфиев при дворе крымских ханов.

Читать полностью: «Татарский шейх» Ибрахим аль-Крыми и его труд «Подарки Всемилостивого»

Читайте также