Created with Sketch.

"УГКЦ солидаризируется с теми усилиями со стороны православных Церквей, которые направлены на утверждение собственной поместности"

02.10.2007, 15:54

В гостях: Игорь ШАБАН, глава Комиссии Украинской Греко-Католической Церкви по содействию единства между христианами

В гостях: Игорь ШАБАН, глава Комиссии Украинской Греко-Католической Церкви по содействию единства между христианами

Вопросы и ответы размещены в обратном порядке — последние вверху


13. Вопросы от редакции

1. Господин Игорь, Вы недавно назначены на должность главы комиссии. Что ожидает от Вас УГКЦ, какие задания перед Вами поставлены?

Прежде всего, как для каждой молодой структуры, ожидается максимально качественная организация работы Комиссии на местах, чтобы в каждой епархии были соответственно образованные и подготовленные представители.

2. В каких направлениях Вы планируете работу своей комиссии? Что должно стать самым первым?

Одним из первых шагов работы Комиссии будет организация тренингов и семинаров для священников УГКЦ с целью большей проинформированности о Комиссии и определение будущих планов Комиссии на местах, в разных епархиях. Планируем также тематические конференции. На которые обязательно будут приглашены все украинские конфессии.

3. Были ли уже у Вас как главы комиссии встречи с компетентными представителями других Церквей? Планируются ли они?

Осеннее время года – это особенно благоприятное для проведения встреч время, особенно на конференциях и круглых столах, которые организовываются разными христианскими организациями и конфессиями. Сегодняшняя ситуация в Украине, а именно досрочные парламентские выборы, немного изменили планы, однако встречи главы Комиссии с компетентными представителями других Церквей планируются и Комиссия обязательно будет проводить такие встречи с целью лучшего сотрудничества с представителями разных конфессий украинского христианства.

4. Как Вы относитесь к деятельности организации «За поместную Украину» и как Вы видите решение проблемы раскола Православия в Украине?

Идея создания единой поместной Украинской Церкви чрезвычайно важна. Поэтому УГКЦ солидаризируется с теми усилиями со стороны православных Церквей, которые направлены на утверждение собственной поместности. Это своего рода важный процесс, характерный для всех ветвей Киевской Церкви, которые действуют на территории Украины. Что касается решения проблемы раскола Православия в Украине, то это дело исключительно внутриправославное.

Благодарим Вас за участие в веб-конференции и приглашаем к дальнейшему сотрудничеству с РИСУ!

Искренне благодарен редакции РИСУ за предоставленную возможность принять участие в вашей веб-конференции. Надеюсь, что наша дискуссия с читателями помогла лучше понять цель и задания Комиссии Украинской Греко-Католической Церкви по содействию единству между христианами и позволит наладить более тесный контакт с заинтересованными лицами. Еще раз благодарю за интересную беседу и приглашаю к дальнейшему эффективному сотрудничеству с Комиссией!
Игорь Шабан.


12. Игорь

— Господин Шабан, не кажется ли Вам, что организация и деятельность Вашей комиссии православными могут быть восприняты как следующая униатская прозелитическая уловка? И вообще, о каком сближении может идти речь, если этого никто реально не хочет? Разве не понятно, что каждый из глав церквей хочет под себя других подмять?

— Благодарю за вопрос. Возможно мысль, что организация и деятельность Комиссии может быть восприняты, как следующая униатская прозелитическая уловка, существует среди некоторых представителей других конфессий. Но это совсем не означает, что эта мысль правдива. Целью нашей Комиссии есть и будет работа для добра украинского народа и украинского христианства. Мы априори отбросили все возможные элементы, которые касаются прозелитизма или каких-то подобных вещей. Идея братских (сестринских) взаимоотношений остается для нас ведущей. Лишь в сотрудничестве с другими конфессиями мы можем возродить единство когда-то единой Киевской Церкви. Без сомнения нужно еще много усилий, молитвы и личного примера, чтобы эта идея смогла воплотиться в жизнь.


11. Татьяна Шпайхер, tetshpaykher@gmail.com

— Слава Иисусу Христу! Господин Игорь, экуменическая деятельность кроме общецерковных инициатив нуждается в инициативах отдельных епархий. Скажите пожалуйста, насколько у нас развит экуменизм на приходском уровне? Ваша комиссия является общецерковной или есть необходимость сегодня создавать также соответственные комиссии в каждой епархии?

— Одним из ключевых моментов работы Комиссии будет организация формации, обучения, семинаров и тренингов для священников и мирян УГКЦ, что поможет создать сеть представителей Комиссии на местах, если не в каждом приходе, то по крайней мере в каждой епархии. Думаю, что в ближайшее время Комиссия сможет интенсивнее работать на местном уровне и конкретно воплощать в жизнь заповедь Господа нашего Иисуса Христа: чтобы все были одно.

Господин Игорь, в конгрессе богословов УГКЦ принимали участие некоторые представители также других украинских Церквей и планировалось созывать межконфессиональный конгресс. Откликнулись ли на это предложение представители украинского Православия?

— К сожалению, я не владею этой информацией в полной мере. Думаю, что ответ на ваш вопрос мог бы дать глава организационного комитета конгресса богословов УГКЦ, о. Михаил Димид, адрес которого можно найти на Интернет-сайте Института Церковного Права.


10. Святослав Варення, мирянское движение за единство Церквей в Украине, svyatvar@ukr.net

— Господин Игорь, планируется ли какая-либо системная работа по ознакомлению верных Православных Церквей Украины с «Выводами и предложениями» конгресса богословов УГКЦ по вопросу возобновления евхаристийного сопричастия между нашими Церквями?

— Ваш вопрос очень важен и актуален, особенно в свете межконфессиональных отношений в Украине. Я лично принимал участие в Конгрессе богословов УГКЦ «Евхаристийное Сопричастие – вызов традиции и современности для традиционных Церквей», созванном Украинским Научным Богословским Обществом во Львове 2-4 января 2007 г. Это было необычайное событие для всего украинского христианства, где были поставлены нелегкие вопросы, на которые уже сегодня нужно искать ответы. Насколько мне известно, оргкомитет разместил все необходимые материалы в электронном виде на сайте Института Церковного Права (директор – о. Михаил Димид), где вы можете ознакомиться уже сейчас с выводами и предложениями конгресса: www.icl.org.ua/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=46&Itemid=81; www.icl.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=233&Itemid=81

Думаю, что вскоре должны появиться печатные материалы, которые сможет использовать широкий круг мирян наших Церквей.


9. Александр Доброер, Одесское богословское общество, dobroyer@mail.ru

— Уважаемый господин Игорь! Какое по Вашему мнению место занимает Римо-Католическая Церковь на религиозной карте современной независимой Украины? В контексте сотрудничества по содействию единству между христианами Украины чего ожидает УГКЦ и прочие церкви Киевской традиции от РКЦ в Украине?

— Католическая Церковь в Украине, как Римо-Католическая, так и Греко-Католическая, в своем разнообразии обрядов и исторических традиций пытается совместно свидетельствовать Евангелие единого Иисуса Христа и приводить свою паству к спасению. Конечно, как и в каждой семье существуют разные взгляды на некоторые вещи, однако это не препятствует в основном укреплять сотрудничество для добра украинского христианства. Об этом также на прошлой неделе говорил епископам латинского обряда и греко-католическим епископам Папа Римский во время общей их встречи в Риме и просил их «пасторальную и апостольскую деятельность направить на постоянное свидетельство церковного единства, которое является необходимым условием для экуменического диалога с нашими православными братьями и с другими Церквями».


8. Игорь Скленар

— Слава Иисусу Христу, уважаемый господин Игорь, Вы можете назвать какие-то конкретные примеры сближения на приходском или епархиальном уровнях между Греко-католиками и представителями других конфессий? Спасибо.

— Спасибо за вопрос. Встречи и сближение между Церквями происходят. Конечно, они не являются частыми, как нам бы этого хотелось, но все равно могу привести несколько примеров такого сотрудничества. Последний – это участие в межцерковной и межрелигиозной совместной молитве в г. Припять, во время Генеральной Ассамблеи Европейских Конференций комиссий «Справедливость и мир», где друг возле друга молились представители УПЦ, УПЦ КП, УГКЦ, РКЦ, Еврейской и Татарской общины. Еще один пример, который хочу привести из жизни киевских приходов, это общая межконфессиональная молитва о единстве Церкви в Украине, которая проводится каждый месяц 13 числа около ворот Святой Софии Киевской, где участие принимают миряне и священники УГКЦ, УПЦ КП, УАПЦ. Также в УГКЦ уже долгое время существует традиция совместно с сестринскими православными церквями служить так называемые паралитургические службы, такие как: панихида, парастас, молебны и акафисты к Иисусу Христу, Богородице и святым.


 

7. Елена, Новая Каховка, Херсонщина

— 1. Скажите пожалуйста, какую позицию занимает Комиссия УГКЦ для содействия единству между христианами по отношению к протестантским конфессиям в Украине?

— Комиссия УГКЦ по содействию единству между христианами имеет хорошие отношения с нашими братьями христианами протестантских Церквей. Особенное сотрудничество мы начали еще в прошлом году во время Недели молитв за единство христиан (18-25 января 2007 года). В течение года мы также проводим встречи и консультации с представителями протестантских общин относительно разных социальных и образовательных вопросов.

2. Почему представители протестантских церквей не приняли участия в общей молитве об Украине во время проведения в Киеве генеральной ассамблеи Европейских Конференций комиссий «Справедливость и мир», ведь сообщалось, что для участия в мероприятии были приглашены члены Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. Протестанты просто проигнорировали это приглашения или их не особенно то и приглашали?

— Организационный комитет, который подготавливал генеральную ассамблею Европейских Конференций комиссий «Справедливость и мир» во время заседания секретариата Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций в июле 2007 года представил программу Ассамблеи и пригласил всех членов Совета принять участие в совместной молитве о Мирной Европе, которая должна была состояться в г. Припять в воскресенье 23 сентября. Молитва должна была проходить в полной тишине, так чтобы каждый из присутствующих мог, учитывая разнообразие традиций и религий, мог принять в ней участие. Участвовать в молитве согласились УПЦ, УПЦ КП, УГКЦ, РКЦ, Еврейская и Татарская общины.

3. Как работает комиссия или ее представители на Востоке Украины, и вообще, каково ваше видение для развития межконфессиональных отношений в этих регионах, ведь здесь совсем другая ментальность и религиозная традиция (или даже отсутствие традиции как таковой). К тому же, в этих регионах УГКЦ не имеет большинства на религиозной карте, а соответственно, должна прилагать больше усилий для активного участия в межконфессиональном движении.

Спасибо.

— Заданиями Комиссии является развитие ее сети везде там, где есть разделенные христиане, чтобы помочь им лучше понять друг друга, найти ту общую основу для каждого христианина и привести к полному единству все еще разделенные между собой Церкви. Что касается представительства Комиссии, то хорошим делом было бы иметь своих представителей в каждой епархии УГКЦ, как во всей Украине, так и за ее пределами. Это следующий шаг в развитии Комиссии.

Мы готовы также к сотрудничеству с лицами, которые не принадлежат к УГКЦ, со всеми, кто имеет подобные взгляды и стремится к единству христиан, особенно тех, которые когда-то принадлежали к Единой Киевской Церкви Владимирова крещения.


6. Леся

— Господин доктор, 1) что обозначает понятие «единство» в названии Комиссии, которую Вы возглавляете? 2) как можно сравнить диалог между христианскими Церквями в Украине и у наших соседей: в Польше и России? 3) каковы планы относительно следующей экуменической недели?

1. Христианство, которое уже достаточно долго остается разделенным, без сомнения, жаждет единства. Только в начале XX века между христианами начался диалог. Христиане начали взаимно прислушиваться одни к другим и говорить языком Христовой любви. Сегодня все чаще отмечаем чудо взаимной открытости и приязни. Все происходит при помощи Божьей милости и под действием Духа Святого, который приносит для людей надежду, надежду на единство, которого мы жаждем. Поэтому само понятие «единство» в названии Комиссии указывает прежде всего на надежду, надежду на новую модель взаимоотношений, взаимного доверия.

2. Видите ли, госпожа Леся, в каждой стране есть свои, местные предусловия, своя историческая атмосфера и собственная ментальность. Ввиду этого, по-разному будет развиваться диалог между христианскими церквями в разных странах. То, на что необходимо обратить особенное внимание, так это на позитивный опыт наших соседних государств. Так, в частности, наша Комиссия уже сумела завязать добрые отношения с еп. Тадеуш Пикусем, ответственным за межконфессиональные отношения от имени Польской Конференции Епископата Римо-Католической Церкви и с о. Славомиром Павловским, генеральным секретарем этого отдела первые шаги сотрудничества удалось также завязать с нашими братьями из России, с которыми мы встречались в г. Сибию (Румыния) во время Третьей Европейской Экуменической Ассамблеи в сентябре этого года.

3. Невозможно существование межцерковного диалога без его практического измерения. Поэтому во второй половине XX века началось систематическое сотрудничество Католической Церкви и Мирового Совета Церквей (к нему принадлежат 3232 Церкви христианского вероисповедания из 120 стран мира) в направлении обработки тем для Недели молитв о единстве христиан, которая ежегодно проводится 18-25 января. Без сомнения такая ежегодная экуменическая встреча помогает понять и осмыслить, что уже сделано для единства христиан, помогает осознать еще существующие проблемы и убедиться в необходимости общей молитвы не только в богословском ее значении, но и в практическом аспекте. Важным элементом является то, что во время этой Недели молитв о единстве христиан во веем мире вместе будут молиться католики, православные, протестанты и другие христианские общины. Поэтому, говоря о планах относительно будущей экуменической недели, хочется верить, что для участия в ней откликнется большое количество украинских Церквей, чем в прошлом году.


5. Михаил Шелудько

— Добрый день! 1. Господин Игорь, немного странно, но одновременно и позитивно то, что такую стратегически важную комиссию возглавляет именно мирянин – не епископ, не священник. Комфортно ли вам работается на этой должности как мирянину? Не чувствуете ли вы какого-либо неудобства, пребывая среди епископов и священства?

— Спасибо за вопрос. Миряне в Украинской Греко-Католической Церкви выполняют много разных заданий, которые им доверяет Церковь. Могу только утвердить, что в моей практике епископы и священники пытаются максимально помогать мирянам своим практическим опытом и поддержать своей отцовской любовью в решении порой нелегких дел.

2. Как соединить визию Вселенской (то есть Католической ) Церкви как единой видимой организации с епископами Рима и во главе с экуменической деятельностью? Правильно ли согласиться в этом сенсе с православными, которые экуменическую деятельность считают середником свидетельства о Православии, а ее целью – обращение схизматиков к единой апостольской Церкви? ?

— Католическая Церковь в любом случае не использует свою экуменическую деятельность с целью обращения христиан к своей Церкви. Католическая Церковь отбросила прозелитизм как несоответствующий науке Христовой. Единой целью экуменической деятельности в Католической Церкви является стремление единства между христианами, чтобы наше общее свидетельство Христова Евангелия было истинным знаком нашей общей веры в Бога.


4. Киевлянин

— Господин Игорь. УГКЦ сегодня имеет свой административный центр в Киеве, но абсолютное большинство верующих находятся в Галичине. Не кажется ли Вам, что и руководитель Церкви должен быть там, где его паства?

— Ваш вопрос очень важен, но, по-моему, оно скорее адресовано главе УГКЦ Блаженному Любомиру. Частично он уже дал письменный ответ на ваш вопрос в своем пастырском слове Один Божий народ в крае на Киевских горах, которое он написал по случаю возвращения главы Церкви в Киев, исторического центра митрополитов Киевской Церкви.

Как Вы можете охарактеризовать отношения УГКЦ с УПЦ? Происходят ли встречи епископата? С какими церквями в УГКЦ сложились самые лучшие отношения?
Спасибо!

— Как я уже говорил ранее, Украинская Греко-Католическая Церковь является открытой для диалога и сотрудничества с другими конфессиями и деноминациями. Как это не печально, но не все конфессии в Украине имеют подобные взгляды относительно сотрудничества. Так, в частности, Украинская Православная Церковь (в единстве с Московским Патриархатом), соответственно с недавно принятыми постановлениями Синодом УПЦ, не принимает участия в общих встречах и молитвенных собраниях с другими конфессиями в Украине. Также не происходит никаких встреч между епископатом Церквей, по крайней мере в Украине. В сентябре этого года, когда наши делегации находились в Румынии на Третьей Европейской Экуменической Ассамблее, у нас была совместная встреча, где, собственно. Прозвучала мысль, что нам легче встретиться на нейтральной территории, чем запланировать и провести нашу общую встречу у себя на родине.


3. свящ. Николай

— Слава Иисусу Христу! Исторические Церкви (Католическая и Православная) достаточно консервативны в своем учении и устройстве. Особенно это проявляется в вопросах наследственности в своем учении и благодатности иерархии Церкви. Проясните, как Католическая Церковь относится к иерархам УАПЦ и УПЦ КП (признает за ними апостольскую преемственность и благодатность) и очертите максимальные пределы молитвенного единения с вышеперечисленными религиозными организациями.

— Спасибо за вопрос. Сложно проводить диалог и разговоры с другими конфессиями, когда в лоне православных деноминаций каждая из них сохраняет только за собой право на существование, на благодать и апостольскую преемственность и отрицает эти элементы правдивой экклесиальной общины в другой деноминации. Мы не можем отбрасывать тех украинских граждан, православных по своей конфессиональности, только из-за того, что три ветви когда-то единой Киевской Церкви не могут между собой прийти к согласию и объединиться. Украинская Греко-Католическая Церковь не может быть заложницей внутренних православных недоразумений и распрей. Единственным нашим желанием является найти такое возможное решение для украинского христианства, чтобы когда-то единая Киевская Церковь снова утешилась этим единством и заняла свое почетное место в семье Христовых Церквей.


2. Олег Киселев, к. филос. н., Молодежная ассоциация религиоведов

— Приветствую, г. Игорь! У меня несколько вопросов относительно экуменической деятельности УГКЦ.

Я расцениваю создание комиссии для содействия единству между христианами как еще один из многих аргументов (наряду с посланием И. Любачевского «О единстве святых Церквей», Экуменической концепцией УГКЦ, основанием Института экуменических студий в УКУ и проведением экуменических конференций), что УГКЦ является экуменически ориентированной Церковью. Тем не менее, готовы ли другие украинские церкви и деноминации к экуменическим инициативам, к богословскому диалогу (ведь рядом с официальным диалогом на международном уровне церкви часто ведут диалог на региональном и национальном уровнях)? С какими украинскими церквями вы готовы уже сегодня работать и какие из них, соответственно, готовы работать с вами?

— Украинская Греко-Католическая Церковь уже долгое время старается быть открытой для диалога и сотрудничества с другими конфессиями и деноминациями. Об этом свидетельствуют как перечисленные вами выше документы и обращения, так и другие инициативы, на которые нужно обратить внимание. Из последних экуменических документов на особенное внимание заслуживает «Концепция экуменической позиции Украинской греко-католической Церкви» и документ этого года международного Велеградского Юбилейного Съезда, который состоялся по благословению Блаженнейшего Любомира, главы УГКЦ, в июне 2007 года. Без преувеличения могу сказать, что со всеми украинскими церквями мы уже сегодня сотрудничаем в разных направлениях: образовательном, социальном и на уровне ВСЦ. Хочется верить, что диалог и более глубокое богословское сотрудничество ожидает нас в будущем.

Второй вопрос. В чем виделась необходимость создания вышеназванной комиссии? Ее цель координировать или организовывать экуменические мероприятия?

— С развитием Украинского государства развиваются и Украинские Церкви. Это позволяет и нашей Церкви выйти на более качественный уровень сотрудничества с другими конфессиями, особенно с нашими братьями православными. Поэтому существование комиссии для содействия единства между христианами в этой ситуации является необычайно важным и необходимым делом. Главными направлениями деятельности комиссии должны стать формирование и поддержка экуменических и межцерковных инициатив УГКЦ, в частности, душпастырской, информационной, координационной и консультативной деятельности, а также сотрудничество с ответственными лицами за экуменическое служение УГКЦ, как в Украине, так и зарубежом, сотрудничество с соответствующими органами наших Церквей в Украине и с органами государственной власти всех уровней относительно развития программ, которые касаются экуменической и межцерковной деятельности.

И третье, какие конкретные экуменические мероприятия планируется провести в ближайшее время и существует ли стратегическая концепция или программа развития экуменических инициатив на ближайшую перспективу? Если существует, то в чем ее суть?

— Сегодня особенно важно быть вместе с нашими конфессиями свидетелями Христа, своим трудом и практическими шагами показывать реальные возможности совместного труда, совместного свидетельства. Что касается заданий комиссии следует обратить внимание на: Подготовку и проведение Недели молитв за единство христиан (18-25 января); Организацию и проведение встреч с другими конфессиями, Издание специальной экуменической литературы, назначенной как для мирян, так и для священнослужителей. .


1. Иван Верстюк (богослов УПЦ, публицист, г. Киев)

— Господин доктор, хотел бы поделиться с вами одним своим евангельским сравнением: единство христиан похожа на самую ценную жемчужину, которая спрятана в земле, и хозяин продает все земли, которые имеет, идет и покупает ту, где спрятана жемчужина – ведь ее желает иметь больше всего. Единство Христовой Церкви является целью, высшей многих других вещей. В связи с этим вопрос: как вы оцениваете готовность УГКЦ идти на уступки ради экуменической идеи?

— Иисус Христос дал нам задание: чтобы все были одно, поэтому Единство Христовой Церкви – это цель, которая должна стать краеугольным камнем для всех христиан. Ради этой идеи мы встречаемся, ведем диалог, но это с совсем не означает, что всю нашу общую работу мы можем сравнить со светскими подобными мероприятиями, где политики или представители разных идеологий могут пожертвовать своими (человеческими) убеждениями ради общей идеи. В делах Церкви уступки, которые мы временами понимаем чисто по-человечески, невозможны. Ведь вся правда, которую нам передал Господь, одна. То, что мы можем сделать, и стараемся делать, это при помощи межконфессионального диалога находить эту правду, совместно искать ее, а найдя, поблагодарить Бога, что открыл нам глаза и мы увидели, что эта истина является одной и общей для каждого христианина.

Читайте также