Created with Sketch.

"Визит Вселенского Патриарха Варфоломея войдет навсегда в историю как первый шаг к решению вопроса УПЦ"

18.08.2008, 22:39

В гостях: архимандрит ИОВ (Геча) , священнослужитель Вселенского Патриархата, профессор Свято-Сергиевского института (г. Париж)

В гостях: архимандрит ИОВ (Геча) , священнослужитель Вселенского Патриархата, профессор Свято-Сергиевского института (г. Париж)

Ведущая тема веб-конференции: Украина —Константинополь: наследие взаимоотношений

Вопросы и ответы размещаются в обратном порядке— последние вверх


 

22. Вопросы от редакции

1. Всечеснейший отче-архимандрит, Вы были участником празднования 1020-летия Крещения Руси-Украины в Киеве 24-27 июля. Какие Ваши впечатления от этих празднований? Какой результат визита Патриарха Варфоломея в Украину?

— Мои впечатления очень позитивны. Празднование засвидетельствовало единство Православной Церкви. Думаю, что визит Вселенского Патриарха Варфоломея войдет навсегда в историю как первый шаг до решения вопроса УПЦ. Особенно приятно вспомнить настоящие братские отношения между Патриархами Варфоломеем и Алексеем. Считаю что это в ближайшем будущем принесет свои полезные и богатые плоды.

2. Как Вы оцениваете позицию и действия украинской власти во главе с Виктором Ющенко по делу православного раскола в Украине?

— Конечно, государство переживает за единство Церкви, потому что без единства в Церкви не может быть и речи о единстве в государстве. Можно только поздравить президента В.Ющенко в его обращении к Вселенскому Патриарху и в его решении пригласить представителей Поместных Автокефальных Церквей для участия в празднованиях.

3. Не станут ли православные дела в Украине камнем преткновения на запланированной всеправославной встрече осенью этого года в Стамбуле?

— Не считаю что дела в Украине станут камнем преткновения, но что они будут одними из центральных вопросов – не сомневаюсь.

4. Имеет ли Константинопольская Патриархия как Церковь-мать какие-то предложения-идеи относительно преодоления православного раскола в Украине?

— Конечно. Они были изложены в официальных докладах Вселенского Патриарха, с которыми имеете возможность ознакомиться на официальном сайте Вселенского Патриархата.

5. Что, по вашему мнению, отличает украинское православие от других? Какая его особенная черта? Какое место украинского православия в Мировом Православии?

— Нужно сказать, что этот вопрос сформирован не совсем правильно, потому что Православная Церковь одна и все Ее верующие являются едиными во Христе. Есть, конечно, Православная Церковь в Украине с ее святынями, историей, набожным народом, но ее вера и священные предания ни в чем не отличаются от Вселенского Православия.

6. Как Вы оцениваете отношение к событиям вокруг Киевской митрополии в 1685-1686 гг.? Можно ли считать легитимным переход Киевской митрополии под Московскую Патриархию? И как в этом контексте стоит сегодня  рассматривать Томос 1924 года?

— События этого периода были чисто политическими. К сожалению, историю нельзя исправить. Мне кажется, что в настоящее время следует особенно помнить, что Киевская митрополия существовала в лоне Вселенского Патриархата до конца XVII ст. Конечно, если Польская Автокефальная Православная Церковь могла получить Автокефалию на этом основании, то и УПЦ сможет ее получить в свое время.

7. Как по вашему мнению должны были бы развиваться отношения православных с греко-католиками в Украине? Являются ли унийные Церкви камнем преткновения в отношениях Константинополя с Римом?

— Уже давно было замечено как со стороны православных, так и римо-католиков, что униатство не является путем к единству Церкви. Но греко-католики существуют, и игнорировать их невозможно. Думаю, что когда УПЦ окрепнет от раскола, то отношения православных с греко-католиками нормализуются через взаимоуважение и двусторонний диалог.

Благодарим за участие в нашей веб-конференции. Надеемся на продолжение Вашего сотрудничества с РИСУ!


21. Вячеслав,ioasaf@bk.ru  

— Досточтимый отче Иове! У меня к Вам два разноплановых вопроса.

1. Слышал, что в Вашей Архиепископии готовится канонизация приснопамятного Владыки Евлогия (Георгиевского). Хотелось бы получить более конкретную информацию об этом.

2. Сохранилась ли апостольская преемственность в УПЦ в США и в УПЦ в Канаде? Ведь, как известно, свое начало их иерархия получила от лжемитрополита Поликарпа Сикорского и совершенные им хиротонии нельзя считать каноническими, в юрисдикцию Вселенского Патриархата они были приняты без каких либо перерукоположений.

1. Дорогой Вячеслав, впервые слышу о таком намерении архиепископии, касательно канонизации владыки Евлогия, хотя, признаюсь честно, не против этого.

2. Начало Иерархии УПЦ в Канаде происходит от бывшего митрополита Холмского Иллариона Огиенко, а не от Поликарпа Сикорского. Что касается хиротоний происходящих от Сикорского — они произошли во время немецкой оккупации Украинских земель, с благословением Варшавского митрополита Дионисия. Вопрос очень сложный и двоякий, состоящий в большей степени из недоумений между Польской Автокефальной Православной Церковью и РПЦ в сложный военный период. Если этот вопрос вас интересует, рекомендую прочитать исследования Т. Миненко и М.Шкаровского.


20. Андрей Смирнов

— Как Вы оцениваете необходимость и перспективы открытия двора Константинопольского Патриархата в Украине?

— За 1020-летнюю историю Киевской митрополии в Украине существовали ставропигии Вселенского Патриархата ( во Львове, Киеве, Крыму). Поэтому это не является новым явлением в жизни Украинской Православной Церкви. Думаю что возрождение одной из этих ставропигий еще раз засвидетельствовало бы о церковном единстве и братской поддержке относительно излечения Церковного разделения.


19. Андрей из Ивано-Франковской области

— Уважаемый Отче! Прошу ответить на вопрос.

1. На самом ли деле канонические Православные Церкви мира (например в Греции, Грузии, Румынии, Иерусалиме других стран) не признают таинств Крещения, Венчания, Исповеди, и других осуществляемых священниками Киевского Патриархата? И граждане Украины, будучи прихожанами УПЦ КП, находясь за рубежом обращаются в Православную Церковь и обнаруживают недействительность таинств, которые были над ними осуществлены в УПЦ КП, а даже и грех участия в расколе. В чем, по вашему мнению, в данном случае заключается раскол, как его преодолеть?

2. Правильно ли поступают православные верующие, проживающие на территории Западной Украины, где в силу политической целесообразности все храмы переданы церкви Киевского Патриархата и Униатам, которые не имея возможности свободно реализовать свои религиозные потребности в своей местности, вынуждены преодолевать десятки, а то и сотни километров к храмам родной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата? Что бы Вы пожелали простым православным верующим украинцам, для которых прежде всего вера в Бога, а политика – второстепенное?

1. Как писал св. Киприан Карфагенский : « Вне Церкви нет спасения». А в чем заключается Церковь, как ни в Евхаристическом общении? Каноничными являются те Церкви, которые находятся в евхаристичном общении друг с другом. Раскол заключается в пребывании вне пределов евхаристического общения, которое значит вне пределов Церкви. Его преодолеть можно лишь при возвращении к церковному Единству. Лишь в такой перспективе, согласно принципу икономии, могут признаваться таинства, совершенные вне пределов канонической Церкви.

2. Есть небольшая история, которую я хотел бы привести для того, чтобы ответить на ваш вопрос. Один человек после кораблекрушения попал на остров, после чего построил две церкви. Когда пришли спасатели, они удивились потому, что на острове один человек, а две церкви. Когда его спросили: отчего это так, он ответила: «Одна церковь, куда я ходжу, а другая – куда не ходжу». Так и в каждом церковном разделении, виноват не Бог и не Церковь, а люди. Поэтому пожелать можно лишь прекращения разделения православных христиан, потому что от этого страдает как Церковь, так и государство.


18. Бойко Алла, профессор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко

— К сожалению, не часто случатся возможность общения с таким интересным человеком, как Вы. Прошу прощения, что задаю вопрос не по теме пресс-конференции. Готовят ли в Свято-Сергиевском институте журналистов для работы в конфессиональных масс-медиа? Исследуются ли церковные газеты, журнал и тому подобное? Изучается информация о Церкви в светских средствах массовой информации? Благодарю!

— В нашем Институте нет целенаправленных факультетов журналистики. Мы преподаем нашим студентам богословское образование разного направления. Некоторые студенты параллельно занимаются на других государственных факультетах, в том числе и журналистики, которая существенно помогает нам подходить с творческой инициативой к сотрудничеству со средствами массовой информации.


17. Сергей из Борисполя

— Христос посреди нас! Отче, возможно ли возвращение греко-католиков в православную семью в то же время без разрыва с Римом? С уважением и наилучшими пожеланиями

— И есть, и будет. Возвращение греко-католиков к православной семье, не разрывая отношений с Римом, конечно, является возможным, но в том случае, когда Римский престол вернется в православную Церковь.


16. Соискатель

— Прошу ответить, что побудило Вас перейти в юрисдикцию Экзархата-архиепископии православных приходов русской традиции в Западной Европе (под омофором Константинопольского Патриархата) – по-моему мнению, малоизвестного широкой общественности религиозного образования?

— На первый вопрос я уже ответил в номере 9.

По моему мнению, визит Патриарха Варфоломея в Украину оценит история. Аспект, на котором мне хотелось бы заострить внимание, это то, что на территории Украины совершилось евхаристическое общение представителей всех поместных Церквей, которое являются самыми главными в жизни Церкви.

И второе. Насколько плодотворным был, по вашему мнению, визит Варфоломея I в Украину?


15. Православный киевлянин

1. Из масс-медиа можно было понять, что в канун визита Вселенский Патриарх имел относительно Украины определенные планы. Однако в последние два дня визита будто все изменилось. Если накануне представители Московской патриархии были очень переполошены, то уже 27 июля они торжествовали. На самом ли деле изменились планы у Патриарха Варфоломея?

2. Не допускают ли во Вселенской патриархии, что в их рядах есть человек, который "сливает" информацию Москве, которая обо всем, что происходит на Фанари, знает?

1. Во Вселенском Патриархате все важные вопросы обсуждаются и решаются на Священном Синоде. Поэтому во время визита Вселенского Патриарха в Украине могли измениться лишь представление и ожидание представителей масс-медиа, которые еще к приезду Патриарха ознакомили людей с его будущими действиями, которые были почерпнуты из неизвестного источника.

2. Я не вижу со своей стороны никакой информации, которая была бы освещена без ведома Вселенского Патриарха. Если Вы имеете какие-то конкретные факты, интересно было бы с ними ознакомиться.


14. Игорь, житель Ивано-Франковской обл.

— Скажите пожалуйста, можно ли и как именно применить опыт признания УАПЦ (Баунд-Брука) к современной ситуации с УПЦ КП и УАПЦ в Украине? Почему для православной диаспоры нельзя применять принцип: один город – один епископ?

— В решении дорогого канонического вопроса Церковь может употреблять или акривию, или икономию. Все зависит от соборного или синодного решения. Относительно православной диаспоры, если бы все поместные Церкви, которые в ней присутствуют, захотели, то канонический принцип один город – один епископ – можно было бы применить.


13. Nazar, robitnik, 24 roki, snn2005@yandex.ru  

— Dobriy den! Chi vi kolis snayomilis s lekciyami profesora moskovskoi duhovnoi akademii A.I.Osipova? yaksho tak yaka vasha ocinka yoho propovidi? chi vi tesh maete lekcii v audio chi vedeo formati?

— С профессором А.И. Осиповым я лично знаком. Знаком даже с его «Загробной жизнью», которое он мне недавно подарил. Он является заслуженным профессором МДА. Относительно меня, могу сказать, что мои аудио-лекции хранятся лишь на аудио-записях у моих студентов.


12. Иван, г. Коломия

— Уважаемый о.Иов. Почему Константинопольская Патриархия терпит постоянную дискредитацию со стороны раскольников из так называемого Киевского патриархата, которые постоянно безосновательно и самочинно заявляют об их якобы поддержке со стороны Вселенского Патриарха? Почему Патриарх наряду с тем, что признает только УПЦ под руководством Митрополита Владимира, не дает четко понять украинским раскольникам о возможности их реабилитации лишь каноническим способом и покаянием перед матерью РПЦ? Ведь окончательная и однозначная позиция Вселенского Патриарха поддержала бы патриарха Алексия, что содействовало бы преодолению раскола на Украине. Потому что лишь авторитет Вселенского Патриарха может повлиять на простых верующих, которые не понимают о губительности пребывания в расколе, совершенном Филаретом, который самочинно провозгласил себя патриархом.

— Я считаю, что с недавним приездом Вселенского Патриарха в Украину все стало очевидным. Кстати, каноническую Церковь поддержал не только Вселенский Патриарх, но и все другие поместные Церкви, делегаты которых присутствовали на праздновании.


11. Олег, deserving@ukr.net

— Св. отче, скажите пожалуйста, как неофициально видит "Константинополь" "украинский вопрос" и насколько является оправданным и справедливым промедление в его решении, учитывая нашу историческо-духовное наследство и те несправедливости, что нам были причинены?

Скажите пожалуйста, св. отче, может ли Церковь и каким образом быть равноудалена от политиков и их воли в своей повседневности, в частности и православная?

Не считаете ли Вы, св. отче, что в Украине нужно развивать просветительство и проповедничество, а не строительство храмов? Что нужно сделать ради сближения людей и церкви, чтобы люди не воспринимали церковь, как "батюшку с кадилом и прейскурантом в кармане"? Благодарю за искренние ответы.

1. Дорогой Олег, отвечать голосом Патриарха и Священного Синода Константинопольской Церкви я не могу, но могу с уверенностью сказать, что она смотрит на Киевскую митрополию, как мать на своего ребенка, сопереживая ее проблемы.

2. Относительно соотношения Церкви и государства, покойный профессор А. Карташов приспосабливал принцип Халкидонского догмата: «Несмешанно и неразделенно, неизменно и неразлучно». Думаю что этот принцип является актуальным. Церковь и государство нужны друг другу, но не нужно их смешивать.

3. Так как человек состоит из души и тела, о которых нужно тщательным образом заботиться, так и Церковь занимается как духовными, так и материальными вопросами. Храмы нужны, но храм без духовной жизни – является лишь зданием. Чтобы Церковь росла, нужны и храмы, и просветительство, и проповедничество, и духовная жизнь.


10. Юрий Данилец, кандидат исторических наук, Ужгород

— Уважаемый о. Иов. Я несколько лет занимаюсь исследованием православной церкви на Закарпатье. В 1920-1940-х гг. там действовали две православных юрисдикции – Сербская и Константинопольская. Исследовалась ли в Париже подобная проблематика? Посоветуйте – где лучше искать источники об архиепископе Савватии (Врабце)?

— К сожалению, в нашем Институте никто этой темой пока еще не занимается. В это сложное время в православной Церкви находились деятели, которые нуждаются в тщательном исследовании. Для этого нужно тщательным образом изучать церковные, епархиальные и государственные архивы.


9. Остап, православный украинец

— Скажите будьте добры, а почему Вы решили переселиться в Париж и перейти из УПЦ в Канаде в Западноевропейский экзархат?

— Мое переселение в Париж было связано с приглашением покойного архиепископа Сергея Эвкарпийского преподавать в Свято-Сергиевском институте. На это было благословение Вселенского Патриарха. С УПЦ в Канаде у меня остались прекрасные отношения.


8. Дмитрий Останин, настоятель прихода Богоявления Господня в Бергене, Норвегия (Московский Патриархат), ortodosso@gmail.com  

— Ваше Высокопреподобие, отец Иов! Приходы Константинопольского Патриархата рассредоточены по всему миру и потому часто оказываются в инославном окружении. Скажите, пожалуйста, существуют ли в Константинопольском Патриархате приходы западной богослужебной традиции? Какую роль, по Вашему, должно играть богослужение, как для внутренней, так и для внешней миссии Церкви. Я был бы рад познакомиться с Вашей докторской диссертацией. Есть ли она где-нибудь в сети интернет? С уважением, священник Дмитрий Останин.

— Поскольку я знаю, приходов западной богослужебной традиции во Вселенском Патриархате нет. Знаю об их существовании в Антиохийском и Румынском Патриархатах. Естественно, богослужение играет ключевую роль во внутренней и внешней церковной миссии. Стоит вспомнить о миссиях Кирилла и Мефодия и об обращении Киевской Руси. Эта тема не может быть раскрыта в рамках этой конференции, так как требует более широкого и фундаментального исследования. Я имею доклад на эту тему, который был мною прочитан на о. Мальте (на английском языке). Относительно моей докторской диссертации, идет подготовка ее издания на французском, русском и греческом языках.


7. Иерей Максим, Москва, РПЦ, massalim@yahoo.fr  

— Дорогой отец Иов! Вопрос

1. Расскажите, пожалуйста, о Вашей встрече с архимандритом Плакидой (Дезеем). Что побудило Вас принять монашество в Свято-Антониевском монастыре отца Плакиды? Поддерживаете ли Вы с ним связь? Вопрос

2. Как прежний декан Свято-Сергиевского института что Вы думаете о создании в Париже семинарии Московского Патриархата? Считаете ли Вы это начинание полезным для русского православия? Спасибо.

1. С отцом Плакидой я познакомился в Свято-Сергиевском Богословском институте, будучи студентом. Он был моим профессором патрологии и с того времени стал моим духовным отцом. По этой причине он постригал меня в монашество и до сего времени является моим старцем, отцом и наставником, за встречу с которым, я ежедневно благодарю Господа.

2. На мой взгляд, объявить о создании столь серьезного учебного заведения, как духовная семинария легко. Но содержать ее как в плане материальном, так и духовном, очень сложно. Сказать конкретно о пользе ее открытия можно будет через определенное время, когда созревшие плоды можно будет увидеть воочию.


6. Владимир, Mogytych@meta.ua  

1. Сколько во времени ожидать на единую поместную Украинскую Церковь?

2. Почему Константинополь до сих пор боится Москвы в вопросах относительно Украинской Церкви?

1. Конечно, все в Божьих руках и никто не знает ни о дне, ни о времени. Можно лишь отметить, что за последний год процесс к сближению начался.

2. В братских отношениях нет места для страха. Вопрос относительно Украинской Церкви должен решаться не только между Константинополем и Москвой, но со всеми поместными Православными Автокефальными Церквами.


5. Игорь, православный

— Какие шансы возродить каноническую структуру Константинопольского патриархата в Украине сегодня?

— Вселенский Патриархат беспокоится о единстве Православной Церкви, потому берет инициативы, чтобы вылечить разные церковные разделения. Распространять конкурирующие церковные юрисдикции он не собирается.


4. Грицько

— Почему бы вам не вернуться в Украину?

— Идея хорошая. Но на все Божья Воля и благословение священноначалия.


3. Аркадий Милешкин

— Как вы относитесь к Московскому Патриархату?

— Речь, наверное, идет о Православной Церкви в России. Нужно всегда помнить, что где бы она не находилась, Православная Церковь едина. Поэтому и отношусь к Православной Церкви в России, как и к другим поместным Православным Церквам.


2. Петр Донцов

— По вашему мнению, реально ли возродить в Православной Церкви женатый епископат?

— Мне кажется, что более реально возродить настоящее монашество.


1. Виталий Мудрук

— Как часто нужно причащаться? У нас в УПЦ не принято причащать мирян на каждой Литургии, лишь тех, кто исповедовался, постился, был на вечерней и вычитывал соответственные каноны. Ваше отношение к этому?

— Святые отцы учат, что причащаться нужно регулярно и что нужно так жить, чтобы постоянно быть готовым к причастию. Они учат также, что у каждого человека должен быть духовник и что он должен поступать согласно его благословения.


Краткая биографическая справка об архимандрите Иове (Гече). Родился в г. Монреаль (Квебек, Канада), в украинской православной диаспоре. Окончил Институт св. Андрея в г. Виннипег и Университет провинции Манитоба. Позднее переехал во Францию, где принял монашество и был рукоположен на иеромонаха. В 2003 году перешел из УПЦ в Канаде в юрисдикцию Экзархата-Архиепископии православных приходов русской традиции в Западной Европе (под омофором Константинопольского Патриархата). В 2003 году защитил докторскую диссертацию по богословию в Парижском католическом университете и православном Свято-Сергиевском богословском институте на тему "Литургическая реформа митрополита Киприана Киевского". С 2003 года преподает в Свято-Сергиевском институте, был его деканом. Проживает в Париже.

Читайте также