Created with Sketch.

"Вы всегда будете в моих молитвах"

23.03.2004, 13:26

Завершилась миссия апостольского нунция в Украине архиепископа Николы Етеровича, которого Папа Иван Павел ІІ назначил Генеральным секретарем Синода Епископов в Ватикане.

Завершилась миссия апостольского нунция в Украине архиепископа Николы Етеровича, которого Папа Иван Павел ІІ назначил Генеральным секретарем Синода Епископов в Ватикане. 22 марта архиєпископ оставил Киев.

Перед отъездом владыка Никола Етерович дал интервью журналистам „Парафіяльної Газети” и Католического медиа-центра, которое они разрешили поставить на странице РИСУ.

Святой Престол – Украина

– Ваше Высокопреосвященство, пять лет Вы были представителем Папы и Святого Престола в нашей стране. Как, по Вашему мнению, изменились за это время отношения между Украиной и Святым Престолом? Какую реальную пользу они приносят обоим государствам?

– Отношения между Украиной и Святым Престолом были хорошими и до меня, но теперь, думаю, они стали еще лучшими. И главная причина этого – визит в Украину Святого Отца Ивана Павла ІІ. До тех пор в Западной Европе, Америке и других частях мира очень мало знали об Украине. Именно приезд Папы стал для них возможностью лучше познать ее религиозную, социальную, политическую, культурную реальность. Святой Престол очень заинтересован в религиозной свободе в каждой стране, и в частности в Украине. В Украине есть религиозная свобода, а это очень важно для самой страны, так как все Церкви и религиозные сообщества могут нормально действовать и развиваться. И мы есть свидетелями этого на разных международных уровнях.

По моему мнению, за эти пять лет значительно улучшилась ситуация Католической Церкви. Ныне здесь действуют 12 греко-католических епархий и 7 римо-католических диецезий, также возросло количество приходов, священников, монахов, монахинь. Это благоприятное время для Католической Церкви. Хотел бы отметить еще один положительный момент – украинцы лучше познали Католическую Церковь восточного и латинского обрядов, воспринимают ее как часть украинского общества, его культуры и духовности. Я думаю, это очень важно, так как обогащает реальность и духовность самой Украины. А то, что восточная традиция – греко-католики – находятся в полном общении с Римским Папой, делает Украину очень оригинальной и интересной страной, учитывая такое присутствие в ней Католической Церкви.

– Бесспорно, наибольшим успехом Вашей дипломатической миссии стал визит в Украину Папы Ивана Павла ІІ. Какой потенциал этого визита для ее внутреннего развития и авторитета на международной арене?

– Этот визит уже принес положительные плоды и еще немало их принесет. Это было очень важное событие в истории страны, и не только религиозной, но и политической, социальной. Многим украинцам, и не-католикам также, было важно увидеть Папу, услышать его слово и убедиться, что он с уважением относится ко всем религиям и конфессиям, в особенности к Православной Церкви. Я помню, с каким вниманием люди слушали Святого Отца, как искренне его приветствовали, хотели сфотографироваться с ним, видели в нем святого человека. Украинское общество слушало христианские науки, которые принес украинской земле Святой Отец. Я это знаю из личного общения со многими людьми. И это прибавило сил духовному возрождению Украины. Не только католикам, но и другим Церквям и людям доброй воли.

Непросто оценить результаты визита, так как речь идет прежде всего о духовной реальности. Но статистические данные свидетельствуют, что сегодня моральный авторитет Папы в Украине очень высокий. Не только католики, но и много их сограждан считают его высочайшим моральным авторитетом мира. Еще хотел бы отметить доброе сотрудничество Церкви и государства в подготовке визита, что тоже дало положительные результаты.

– Что Вы ощущали тогда, когда приветствовали Святого Отца на трапе самолета в Борисполе?

– Я был счастлив, хотя тогда не имел времени об этом думать. Помню, когда я только начал серьезно вести речь о приезде Папы, никто из латинских и греко-католических владык не верили, что это возможно. Я думаю, что это в самом деле Божий дар, ведь многие люди молились за приезд Папы в Украину. И вдобавок сам Иван Павел ІІ, который хорошо знает украинскую действительность, ее драматическую историю, имел большое желание приехать сюда, чтобы увидеть собственными глазами Киев, столицу христианства Восточной Европы, и Львов – город трех католических обрядов.

– По Вашему мнению, насколько актуальным для отношений между Украиной и Святым Престолом есть вопрос о заключении конкордата? Предусматривает ли Святой Престол возможность переговоров в этом плане?

– Относительно конкордата, тоесть соглашения между Святым Престолом и конкретным государством, то Католическая Церковь имеет здесь разнообразный опыт. Например, США не имеют конкордата со Святым Престолом, здесь Католическая Церковь руководствуется государственными законами, перед которыми равны все конфессии и религии. В Европе, где традиция немного другая, много стран имеют конкордаты со Святым Престолом, и большинство в них не всегда составляют католики. Например, Святой Престол имеет очень интересное соглашение с Казахстаном, где большинство населения – мусульмане, с Эстонией, где большинство – протестанты.

На то, чтобы начать готовить конкордат, нужна договоренность двух сторон – Святого Престола и конкретной страны. В Украине были такие предложения, но пока что серьезных разговоров на эту тему не велось. Заключение конкордата с Украиной возможно, но в случае положительных условий как в государстве, так и в Церкви.

Хотел бы в особенности подчеркнуть, что Католическая Церковь не ищет для себя в конкордате привилегий перед другими конфессиями, так как то, что она хочет для своих верующих, того же желает и другим конфессиям.

Дипломат и пастырь

– За это время Вы немало путешествовали по украине с пастырскими визитами, посещали разные регионы, помогая местным общинам в решении их проблем. Например, в налаживании контактов с властями и другими конфессиями, в частности с православными. Чем Вас обогатили эти поездки? Какой образ Католической Церкви двух обрядов – как со стороны положительного, так и отрицательного – Вы вынесли из этих поездок?

– Это Божья благодать, что я посетил почти все регионы, все большие города Украины. Эти поездки были нужными, чтобы узнать, как живут католики – и там, где их большинство, и там, где меньшинство. Я был очень поражен любовью и ревностностью, с которой служат священники в Божьем винограднике в Украине, где условия вне сравнения худшие, чем в тех странах, откуда они приехали. В особенности думаю о священниках из Польши, которые служат в Центральной и Восточной Украине. Я всегда стремился разделить жизненный опыт с нашими священниками. Скажем, никогда не хотел отдыхать в отеле – а только в том доме, где довольно бедно жили священники. Итак имел реальное представление о жизни священников. Я думаю, что им это помогало, поддерживало их, а мне дало возможность увидеть на собственные глаза и ощутить, в каких условиях они живут и служат.

Я помню прекрасные встречи с верующими. Был удивлен тем, как много на территории Украины исторических храмов, а сколько еще их было уничтожено! Также видел и новые святыни. Всегда поддерживал католиков в их стремлениях получить разрешение на выделение участка под строительство храмов, в особенности там, где они были уничтожены во времена преследования. В этой сфере много сделано, хотя еще остаются досадные отказы, как в Севастополе и в Днепропетровске и т.п. Надеюсь, что прийдет время, когда и эти вопросы счастливо завершатся.

Вообще, я вынес из поездок интересный и отрадный опыт, почти не имел печальных впечатлений. Когда-то было ощущение, что приходы, отдаленные от центров диецезий, были заброшены. С ними было мало контактов. Поэтому Святой Отец решил образовать для Римо-Католической Церкви в Украине две новые диецезии, чтобы Керчь не подлежала Каменец-Подольскому, а Луганск – Житомиру. То же было сделано и для Греко-Католической Церкви с образованием Архиепископских Экзархатов – Донецко-Харьковского и Одесско-Кримского.

– Ни для кого не является тайной, что отношения между Римо- и Греко-Католической Церквами в Украине отягощенные историческими несправедливостями с обоих сторон. В чем сегодня суть проблемы? Что реально могут и должны изменить обе Церкви в этих отношениях, лишь бы вместе лучше служить верным и на благо всей Церкви?

– Вы имеете в виду, наверное, некоторые отрицательные примеры. Но есть очень много положительных примеров. В центрально-восточной и южной Украине я видел прекрасное сотрудничество между римо- и греко-католическими священниками. Здесь лучше развитые структуры Римо-Католической Церкви, больше осталось костелов, где наши братья греко-католики отправляют Богослужения. Проблемы есть – так же, как в каждой семье. Всюду, где есть люди, сообщества, там есть проблемы. Но важно их решать с помощью христианского диалога. Для того и существует греко-римо-католическая комиссия, в состав которой входят по два епископа от обоих Церквей. Их задача – изучать проблемы и предлагать способы их решения. Я имею хорошие отношения с владыками обоих обрядов, и думаю, что это может символизировать отношения между римо- и греко-католиками. Думаю, за этот период произошли перемены к лучшему. Я меня остались большие впечатлением от тех Богослужений, что их возглавлял Святой Отец в Киеве и Львове, когда вместе у алтаря стояли и латинские, и греко-католические священники. Это означает, что в Католической Церкви есть полное сопричастие. И это самое главное.

– Часто можно услышать предположение, что в Украине экуменический диалог может дать особенно щедрые плоды. На чем базируется такая мысль? Что может сделать Католическая Церковь, чтобы эти надежды сбылись?

– Такая судьба Украины – быть местом встречи двух цивилизаций – восточной и западной, встречи католицизма и православия. Я открыл для себя, что в Украине экуменический диалог совсем естественный. Ведь здесь много мешанных семей, где есть уважение и любовь. Это солидное основание для лучших отношений между лидерами разных Церквей. Такие отношения уже существуют, я сам имел довольно много положительных встреч с православными, протестантами, представителями других религий – евреями, мусульманами. За последние годы значительно улучшились отношения Католической Церкви с многими православными Церквами – Греческой, Румынской, Болгарской. Проблемы остаются в отношениях с РПЦ, которая тоже имеет особые отношения с УПЦ. Но все-таки я – оптимист. Встречаясь с православными владыками, я видел встречное желание найти общий язык. Ведь мы – христиане, общество требует от нас положительного вклада в его жизнь, не желает, чтобы мы воевали. Католическая Церковь уже имеет немалые достижения на этом поле. Помните, накануне приезда Папы некоторые православные выступали с протестами, а со стороны Католической Церкви никто не вступал в полемику с ними. Это не была “католическая тактика”. Католическая Церковь, в соответствии с экуменическим учением ІІ Ватиканского Собора, остается открытой для диалога, она считает Православную Церковь Церковью-сестрой. Диалог – это будущее не только для Украины, но и для тех стран, где столетиями рядом живут католики и православные.

– Как согласовать стремления украинских греко-католиков иметь Патриархат с тем, чтобы не утратить достигнутого в католическо-православном диалоге, путь к которому был весьма непростым и длинным?

– После визита кардинала Каспера в Москву мне приходилось читать много странных информаций, якобы Католическая Церковь и ІІ Ватиканский Собор против провозглашения новых патриархатов. Наоборот, соборным Декретом “Orientalium Ecclesiarum” предусмотрена возможность предоставления патриархата Восточным Католическим Церквам. Я хорошо помню этот документ, так как недавно его перечитывал, там сказано, что патриархат может быть предоставлен Вселенским Собором или Римским Архиереем. Святой Отец знает мнение и одних, и других. Я уверен, что его решение будет справедливым. А пока что надо терпеливо изучать позиции сторон. Например, мы говорим о Православной Церкви как о “Церкови-сестре, но такого понимания нет в православных. Поэтому нужен диалог, чтобы выяснить, о чем идет речь, чтобы по крайней мере применять одинаковую терминологию.

Мне кажется, Православные Церкви должны принять как надлежащее существование Католической Церкви восточной традиции, чей духовный и культурный вклад во Вселенскую Церковь большой и выдающийся. Следует вспомнить, что Святым Отцом беатифицировано во Львове 27 греко-католических мучеников, которые являются символом многих свидетельств веры, надежды и любви. Их дала УГКЦ Вселенской Церкви.

“Мне тяжело оставлять Украину”

– Какими будут Ваши функции как Генерального секретаря Папских синодов? Разрешит ли эта должность Вам сохранять связи с Украиной?

– Хотя мне и тяжело оставлять Украину, но я радуюсь, что и в дальнейшем буду поддерживать связи с верными, в частности через епископов. Ведь Генеральный секретарь должен помогать Святому Отцу в делах, которые касаются отношения с католическими епископатами всего мира. Ныне Церковь имеет почти 4 600 епископов, с которыми Генеральный секретарь должен поддерживать постоянную связь. Особая роль Генерального секретаря состоит в подготовке генеральных ассамблей Синода епископов. Следующий, на тему “Евхаристия – источник и вершина миссии Церкви”, состоится в 2005 году. Кроме того, собираются континентальные синоды епископов. Итак, работы будет много.

Хотел бы подчеркнуть, что моя должность важная и деликатная потому, что речь идет о коллегиальности между епископами, в особенности в еклезиологии сопричастия, на которую указывают документы ІІ Ватиканского Собора.

– Наверное, не будет преувеличением сказать, что украинский язык и культура пришлись Вам по душе. Вы быстро овладели язык, говорят, играете на бандуре…

–Это правда. Я играю на многих инструментах – органе, гитаре, свирели, а вот теперь и на бандуре. Бандура мне очень нравится, так как она символизирует часть украинской народной культуры. Я думаю, что каждый посол должен хорошо познать культуру народа, где он служит. Относительно украинского языка, то он открыл мне новые горизонты, хотя бы потому, что был незаменимым в общении с людьми, которые разговаривают только по украински. Я очень признательный, что имел возможность овладеть этот язык и приобщиться к сокровищам украинской культуры, в особенности духовной.

Мне очень нравится украинская икона так называемого Золотого периода XIV-XVII столетий. Я считаю, что это весомый вклад Украины в духовное достояние христианства. Иконы, это большое наследство, надо сохранить. Хорошо, что есть молодые художники, которые ценят традицию и продолжают писать иконы. Чрезвычайно захватывает меня отношение верующих к иконам – с верой, молитвой.

– Что Вам лично импонирует в украинцах и их культуре?

– Открытость и толерантность. Это доминирующая черта украинцев. А в личном плане я поражен тем, как украинцы умеют ценить дружбу. Ее непросто найти, и если уже найдешь, то знай, что это на долгие года.

– Что Вы хотели бы пожелать читателям “Парафияльной Газеты” и вообще всем людям доброй воли в Украине?

– Желаю всем католикам Божьего благословения. Я убежден, что они будут беречь, как их деды и прадеды, верность Богу, Католической Церкви и Святому Отцу. За эту верность много украинцев страдали, но это то большое наследие, которое они оставили следующим поколениям. Желаю католикам жить по-христиански, быть активными членами общества, открытыми для встречи и диалога с представителями других конфессий и религий. Я думаю, в этом будущее Украины, которой судилось стать экуменической лабораторией. Желаю Божьего благословения всем читателям газеты, их семьям, всем жителям вашего края через заступничество Пречистой Девы Мари, которую здесь часто зовут Покрова. Пусть Она своим покровом защищает Украину и вымаливает щедрую Божью благодать для всех людей доброй воли.

Перед своим отъездом я получил немало писем и приветствий от верующих и не только. К сожалению, я не имею физической возможности лично ответить каждрому. Поэтому хотел бы через Вашу газету поблагодарить всех за теплые и искренние слова и заверить, что вы всегда будете в моих молитвах.

Благодарим за разговор.

Разговаривали Надежда ПОПАЧ и Ирина КУДРЯВЦЕВА
Киев, март 2004

Читайте также