В гостях: Игорь ЩУПАК, директор Всеукраинского центра исследования Холокоста «Ткума»
Вопросы и ответы расположены в обратном порядке — самые последние вверху
11. Вопросы от редакции
1. Господин Игорь, Вы недавно были участником еврейского форума в Киеве. Расскажите, пожалуйста, о нем. Что это было за собрание, связанно ли оно с будущими выборами? Из некоторых публикаций в СМИ создалось впечатление, что это пиар-акция одного из влиятельных евреев в Украине. Можно ли так сказать? Какие вопросы там поднимались, принимались ли какие-либо обращения?
2. Планирует ли Ваш центр что-то организовывать для журналистов, в частности, семинары, поездки и прочее?
3. Какие святые места для иудеев в Украине нуждаются в большем внимании или вообще находятся вне внимания?
4. Как Вы относитесь к идее перенести могилу раввина Нахмана из Умани в Израиль?
Очень благодарны Вам за участие в веб-конференции и приглашаем к дальнейшему плодотворному сотрудничеству с РИСУ!
1. Каждая национальная община, организация должна проводить регулярные съезды, совещания. 19 сентября 2007 года именно это и происходило в Киеве – 5 съезд Всеукраинского Еврейского конгресса и 4-й съезд Объединенной Еврейской Общины Украины. Эти организации возглавляет известный человек, меценат Вадим Рабинович.
В отчете господина Рабиновича прозвучало много интересных мыслей и оценок, высказанных открыто и откровенно. С некоторыми положениями я могу согласиться, с некоторыми – в том числе политическими – нет. Но в любом случае нельзя отрицать, что деятельность господина Рабиновича содействует развитию еврейских общин и организаций, общественно полезных образовательных и мемориальных программ, программ поддержки ветеранов и прочие. Во время утверждения бюджета ОЕУ господин Рабинович гарантировал, кроме прочих источников финансирования, очень весомый собственный вклад в развитие еврейской общины.
На мой взгляд, чем больше меценатов – евреев, украинцев, русских, татар – которые свои деньги будут вкладывать в образовательные, культурные и иные гуманитарные программы – тем более развитым будет гражданское общество в Украине, тем ближе мы будем к европейским стандартам жизни. Кстати, в развитых странах Европы и Америки государство использует различные стимулы для поощрения к благотворительной деятельности богатых людей, в том числе – путем уменьшения налогов. В Украине такого еще нет, и я приветствую любую полезную благотворительную инициативу.
2.Всеукраинский центр «Ткума» уже проводил семинары для журналистов, приобщает журналистов в «Клубы интеллигенции» «Ткумы» в разных городах
Мне очень хотелось, чтобы молодых журналистов удалось пригласить на межнациональный межрелигиозный семинар «Ковчег-2008». Но для этого нужно отыскать деньги..
3. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять понятие «святые для иудеев места». Для меня, как и для многих евреев, святыми являются Бабий Яр и тысячи других мест, где были уничтожены евреи во время Холокоста. Святые места – синагоги и могилы праведников. Святые места – такие, как христианский монастырь Уневская Лавра, где монахи спасли жизнь 150 еврейским детям. Святые места – те, которые являются святыми для всех граждан Украины, связанные с историей и культурой нашей многонациональной страны. .
К сожалению, мы не знаем ни всех мест массового уничтожения евреев Украины во время Холокоста («Ткума» вместе с другими организациями, исследователями работает над разрешением этого вопроса), ни всех мест и точного масштаба трагедии Голодомора. Для выяснения вопросов нашего прошлого должны объединиться люди разных наций и религий.
4. Я считаю, что Украина также является святой землей для евреев, как и Израиль. Так уже сложилось в истории, что огромная еврейская община жила именно на украинских просторах. Здесь родились очень важные для еврейского сознания идеи, здесь возникли очень важные религиозные, духовные течения в иудаизме. Здесь творили великие евреи – деятели культуры, известные раввины осуществляли важную духовную работу. Одним из них был раввин Нахман из Умани. К его могиле ежегодно приезжают тысячи паломников, которые верят, что именно на этой могиле праведника, которая находится на украинской земле, они получат особенное Б-жие благословение.
Так сложилось и духовно, и исторически. Потому лично я не вижу причин для перенесения могилы раввина Нахмана из Умани в Израиль.
Благодарю сердечно! Мне было приятно отвечать на интересные вопросы и сотрудничать с Вами. Надеюсь, наше плодотворное сотрудничество будет продолжаться.
А мы во Всеукраинском Центре «Ткума» приглашаем всех небезразличных к участию в постоянном Форуме «Ткумы» «Межнациональный межрелигиозный диалог» на нашем сайте www.tkuma.dp.ua/for
Всего доброго!
10. Игорь Скленар
— Уважаемый господин Игорь, у меня два вопроса. Существуют ли организации, подобные вашей, по изучению Холокоста в соседних с Украиной государствах? Как Вы оцениваете состояние толерантности в современной Украине? Спасибо.
— Господин Игорь, Ваш вопрос продолжает вопрос господина Тараса из Львова.
Да, подобные «Ткуме» организации существуют зарубежом. Первой такой организацией на постсоветском пространстве был Всероссийский центр «Холокост» (руководитель – известный ученый Илья Альтман), с которым мы сегодня плодотворно сотрудничаем.
Зарубежные центры акцентируют свое внимание на одном-двух направлениях. Например, Центр изучения Холокоста в Польше при Польской Академии Наук занимаются большой научной работой (мы с ними провели научные конференции, готовим совместные научные издания); Центр Анна Франк в Нидерландах проводит большую образовательную роботу.
Я считаю, что уровень толерантности в современной Украине (я имею в виду именно межнациональную и межрелигиозную толерантность, а не политическую :) ) достаточно высокий, Украина в этом не уступает старым демократическим странам Европы.
Но мне кажется, что Украинское государство должно более четко и уверенно реагировать на проявление ксенофобии, антисемитизма, украинофобии, русофобии и т.д., которые должны сдерживаться правоохранительными органами. Я полностью согласен с известным украинским философом Вадимом Скуратовским, который на семинаре «Ковчег» отметил, что история XX века с ее ужасными страницами геноцида должна была преподать урок человечеству: с фашистами, с теми, кто пренебрегает ценностью человеческой жизни, должен быть разговор только на доступном для нелюдей языке – языке силы. Нужно защищать человеческие ценности силой закона. Иначе мы обречены на повторение ужасов нацизма и подобных – измов.
9. Каролина Тымкив, журнал Корреспондент, timkiv.karolina@kppublications.com
— Добрый день! Я пишу статью о том, как Геннадий Боголюбов дал деньги на реставрацию синагоги в Израиле. Я хотела узнать вашу точку зрения о том, как этот поступок Геннадия Боголюбова может повлиять на украино-израильские отношения? Также считаете ли вы, что в последнее время не израильская община дает деньги в Украину, а наоборот украинские евреи финансируют проекты в Израиле? И еще хотелось бы узнать, сколько приблизительно денег нужно на реставрацию синагоги? То есть самая минимальная и самая максимальная сумма?
— Добрый день.
Лично я думаю, что благотворительность всегда благотворно (простите за каламбур) влияет на международные и межнациональные отношения. Поэтому то, что делает г-н Геннадий Боголюбов, как и другие влиятельные члены еврейской общины Украины, заслуживает самой позитивной оценки.
Я бы не сказал, что, как Вы пишете, «в последнее время не израильская община дает деньги в Украину, а наоборот, украинские евреи финансируют проекты в Израиле». Этот процесс, на мой взгляд, двусторонний. Израиль по-прежнему оказывает очень существенную помощь в реализации общественных, культурных проектов в Украине – от образовательных семинаров и учебных программ до строительства синагог.
Другое дело, что еврейская община в Украине становится более самостоятельной и независимой, в том числе – финансово. Например, г-н Игорь Коломойский вкладывает очень большие средства и в создание Музея истории Холокоста в Украине, который будет расположен в г. Днепропетровске. И г-н Коломойский, и г-н Боголюбов, и некоторые другие члены еврейской общины существенно поддерживают ее.
Что касается того, «сколько приблизительно денег нужно на реставрацию синагоги? То есть самая минимальная и самая максимальная сумма» – то на этот вопрос так же сложно ответить, как и на вопрос – «сколько нужно денег для реставрации церкви». Вы прекрасно понимаете, что на реставрацию и строительства Храма Христа Спасителя в Москве нужна колоссальная сумма, а на реставрацию маленькой сельской церкви – совсем другая, которую иногда могут собрать сами сельчане.
Главное – что восстанавливаются и церкви, и синагоги, и мечети. И очень здорово, если это делается не за счет средств госбюджета.
8. Тарас, Львов
— Кроме Вашего Центра также действуют другие институции в Киеве, которые занимаются исследованием Холокоста в Украине. Одной из них руководит Анатолий Подольский, другой – Борис Забарка. Сотрудничаете ли Вы с этими институциями? Есть ли какие-то отличия в Вашей и их деятельности? Спасибо.
— Да, господин Тарас, в Украине есть несколько центров исследования Холокоста – упомянутый Вами в Киеве, а также в Харькове, Львове и т.д. Каждый занимается важным и полезным делом, мы активно сотрудничаем со Львовским Центром (руководитель – проф. Мирский), Харьковским (руководитель – Лариса Воловик), со многими учеными, педагогами из Киева и практически всех городов Украины, которые являются научными центрами.
Особенностью Всеукраинского Центра изучения Холокоста «Ткума» таковы: 1. Только «Ткума» имеет такой большой спектр направлений работы:
1) научно-исследовательская (реализация научных проектов, проведение научных конференций, издание научной литературы); .
2) образовательная (образовательные программы с учениками и учителями школ, студентами и преподавателями высших школ);
3) музейная (создание Национального Музея истории Холокоста в Украине, реализация мобильных музейных программ);
4) специальные проекты по утверждению в обществе атмосферы толерантности, межнационального согласия и взаимопонимания.
2. «Ткума» наладила конструктивное сотрудничество с влиятельными международными научными и образовательными центрами, пользуется поддержкой Министерства образования и науки Украины. Благодаря последнему, например, более 400 учителей, студентов приняли участие в Конкурсе творческих работ «Уроки Холокоста – уроки толерантности», а уникальный межнациональный межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег» включен в официальный план мероприятий Министерства образования и науки Украины.
Это свидетельствует и о внимании государства к проблемам толерантности, межнационального взаимопонимания, и о доверии к высокому уровню работы Всеукраинского Центра «Ткума».
7. Андрей Чмель, редактор православного сайта cerkva.ks.ua
— Добрый день, господин Игорь. Два вопроса. Межрелигиозный диалог – тема актуальная во всем мире. Как Вы оцениваете перспективы в Украине?
Есть ли у Вас информация о г. Арье Вудку и других диссидентов, выходцев из Украины?
— Добрый день, господин Андрей.
Я считаю, что межрелигиозный диалог имеет прекрасные перспективы в Украине, если будут реализованы некоторые моменты.
1. Сами церкви будут готовы к диалогу, проявлять толерантность и не претендовать на монополию веры и монополию истины в Украине.
2. Государство будет проводить уравновешенную политику, не вмешиваться в дела разных религий и церквей, и не решать, какая из них «правильная», «базовая», а какая – нет. Одновременно государство должно защитить общество от тоталитарных сект, действуя осторожно, но решительно защищать интересы граждан, особенно молодежи.
С господином Арье Вудкой мы очень плодотворно и конструктивно сотрудничаем. Он, в частности, был одним из организаторов нашего «Иудее-христианского диалога» в Днепропетровске, о чем я здесь писал. Арье является автором очень интересных философского-религиозных книг, которые мы рады распространять. Сейчас Арье находится в Израиле.
6. Иван Верстюк (публицист, г. Киев)
— Г. Игорь, скажите, пытается ли возглавляемый вами центр «Ткума» осознать и проанализировать Холокост как явление духовной сферы, как пересечение координат религиозной плоскости? И если так, то в пределах какой мировоззренческо-религиозной парадигмы вы пытаетесь это делать?
— Глубокоуважаемый господин Иван, Вы задали очень непростой вопрос – прежде всего потому, что осознание и анализ Холокоста – это проблема, которую уже в течение многих лет пытаются решить научные и образовательные учреждения, духовные институции, выдающиеся мыслители, и, по-видимому, еще много лет будет проводиться эта работа, чтобы лишь подойти к постижению такого беспрецедентного и сложного явления, как Холокост.
Безусловно, Центр «Ткума» пытается сделать свой взнос в анализ Холокоста, в том числе – осознание его как феномен духовной сферы. В этой работе, по моему мнению, могут реализовываться разные подходы. В том числе – попытка осознания Холокоста с точки зрения иудаизма (например – «Где был Б-г?»), попытки философского, социально психологического осознания Холокоста. Перспективные направления исследования Холокоста оказывались часто «на стыке» разных общественных наук.
Например, осенью прошлого года «Ткума» в сотрудничестве с израильским Институтом исследования истории Холокоста им. Арнольда и Леони Финклер при поддержке Американского еврейского объединенного распределительного комитета «Джойнт» организовал Международную научную конференцию «Междисциплинарные подходы к изучению Холокоста в Украине». На секциях конференции большое внимание обращалось именно на проблемы осознания Холокоста «на стыке» наук, например:
— Методология изучения Холокоста в Украине;
— Взгляд евреев и христиан на Холокост;
— Психологические подходы к изучению Холокоста;
— Представления о Холокосте в кино и музыке и тому подобное.
На научных конференциях, научно образовательных семинарах «Ткумы» своими мнениями делились не только евреи, но и представители христианства, в частности – Украинской Греко-католической Церкви, протестантских церквей, православной Церкви.
Естественно, что в анализе Холокоста мы опираемся не только на исследование, научные разведки сотрудников Центра «Ткума», но и на работы наших коллег и партнеров. В этом плане мне хотелось бы отметить важность работы Института Иудаики, усилиями которого, в частности, была издана уникальная книга «Вне пределов понимания», которая содержит попытки философского, духовно религиозного анализа Холокоста.
Многоуважаемый господин Иван, Вы, по-видимому, замечательно понимаете, что на Ваш вопрос невозможно полно ответить в рамках веб-конференции. Зная высокий уровень Ваших литературных, публицистических работ, я хотел бы пригласить Вас к продолжению диалога, в том числе – по затронутым Вами вопросам. Благодарю.
5. Александр Охрименко, Винница
— Господин Игорь, скажите, пожалуйста, сотрудничает ли Ваша организация с деятелями, которые занимаются исследованием Голодомора?
Следующий вопрос. Ведется ли у Вас учет украинцев, которые признаны праведниками мира? Можно ли и где можно получить более детальную информацию по этому делу?
— Благодарю за важный для нас вопрос.
Господин Александр, я и мои единомышленники считаем, что признание в Украине и мире Голодомора как геноцида против украинского народа являются актуальной и важной проблемой для настоящего и для будущего. И моя обязанность, как еврея – гражданина Украины, способствовать осознанию трагедии Голодомора и объективного, идеологически беспристрастного, его изучения. Во-первых, это является важным из уважения к украинскому народу, для которого Голодомор является таким же трагическим событием истории, как и Холокост – для еврейского. Во-вторых, не нужно забывать, что пламя Холокоста опалило вместе со своими главными жертвами – евреями – и представителей других сообществ – цыган, караимов, последователей некоторых религий, в конце концов – украинцев и россиян, которые пытались спасти людей от нацистского террора. Так же и в Голодоморе, который был направлен, в первую очередь, против украинского крестьянства, погибали и представители других народов, которые жили на украинской земле, – российские, болгарские, немецкие, еврейские крестьяне. Мой дед – еврей – погиб во время Голодомора в Николаевской области.
Поэтому Центр «Ткума» пытается внести свой вклад в компаративный анализ Голодомора и Холокоста, к осознанию беспрецедентности и в то же время универсальности этих трагедий. Да, на уже упомянутой мной Международной научной конференции «Ткумы» «Междисциплинарные подходы к изучению Холокоста в Украине» была осуществлена попытка сравнительно-исторического анализа Холокоста и Голодоморов, как самых трагических страниц истории Украины, а также других геноцидов. На эти темы, в частности, прозвучали доклады Петра Ганулича, президент Международной ассоциации религиозной свободы (Киев) – «Отношение протестантской церкви к Холокосту и геноциду», мой доклад «Методологические проблемы преподавания истории Холокоста, Голодомора, и других геноцидов в университетах Украины» и другие.
Что касается Праведников народов мира – святых людей, которые с риском для собственной жизни спасали жизнь евреев во время Второй мировой войны, – то присуждает это высокое звание специальная комиссия Института Яд Вашем (Израиль). Конечно, в Центре «Ткума» постоянно обновляется список Праведников, который на сегодня составляет больше 2000 человек (по количеству Праведников Украина занимает четвертое место в мире после Польши, Нидерландов и Франции).
Обратитесь к нам по электронной почте – и мы сможем дать Вам более детальный ответ.
4. Леся, Киев
— Добрый день!
Сотрудничает ли Ваш центр с христианскими Церквами? И если да, то какого рода это сотрудничество?
Следующее, как Вы оцениваете нынешние отношения между христианами и иудеями в Украине?
— Благодарю за важный вопрос, госпожа Леся.
На мой взгляд, программы толерантности невозможно внедрять без межрелигиозного диалога, которым активно занимается «Ткума». Мы разработали несколько общих проектов вместе с представителями разных церквей.
Например, в Днепропетровске вместе с Церковью Адвентистов Седьмого Дня второй год успешно реализуются проект «Христианско-иудейский диалог», когда в течение трех дней собираются сотни представителей разных религий, конфессий, и ведут вместе с учеными, философами, разговор об актуальных и важных вопросах, например – «Общее и отличное в иудаизме и христианстве»; «Насилие в истории народов и религий»; «Иисус Христос для евреев и христиан» и тому подобное.
С представителями Церкви «Живое Слово» «Ткума» проводила «Межрелигиозный диалог» в еврейском семейном лагере отдыха в Крыму.
Большой конструктивный опыт сотрудничества накоплен нами с Украинской Греко-католической Церковью, с Украинским Католическим Университетом. Среди наиболее интересных проектов, которые уже реализованы, – проведения Международной научной конференции «Митрополит Андрей Шептицкий: дилеммы морального выбора в условиях тоталитарных режимов»; уникальный проект междунационального межрелигиозного молодежного семинара «Ковчег», в котором в 2006 и 2007 гг. принимали участие украинские, еврейские, польские студенты и молодые художники, представители разных религий и конфессий, – греко-католики, римо-католики, православные, иудеи, баптисты, адвентисты Седьмого Дня, и тому подобное.
Детальнее об этом очень интересном опыте можно прочитать на сайте «Ткумы» www.tkuma.dp.ua
Что касается современных отношений между христианами и иудеями в Украине – то я считаю, что они являются такими же конструктивными и с такими же проблемами, как и у любых религий в Украине. Главный позитив – мы не видим вражды между разными религиями, и наоборот – есть явная тенденция к конструктивному диалогу и пониманию.
3. Андрей из Киева
— Расскажите о проектах Вашего центра. И делаете ли Вы что-то для журналистов?
— Благодарю за вопрос, господин Андрей.
Коротко хочу сказать, что «Ткума» занимается образовательными, научными, музейными проектами, а также программами, направленными на формирование в обществе атмосферы толерантности, междунационального и межрелигиозного понимания. Среди интересных и важных мероприятий трех последних месяцев:
— Международная научная конференция во Львове, посвященная украинско-польско-еврейским отношениям в 1939-1941 гг. в Западной Украине;
— Международная конференция в Бережанах;
— Программа «Иудео-християнский диалог» (Днепропетровск, Крым);
— Межнациональный межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег – 2007» и другое.
Опубликованы новые издания «Ткумы» — научная монография известного израильского ученого Ицхака Арада «Катастрофа на оккупированной территории Советского Союза», а также мультимедийный проект «Почему мы изучаем Холокост» (Автор – И. Щупак, разработка «Ткумы» совместно с киевским Институтом новейших педагогических технологий).
На октябрь планируется следующее:
— 12-16 октября – подведение итогов и награждение победителей Международного конкурса творческих работ учеников, студентов и преподавателей, «Уроки Холокоста – уроки толерантности» при содействии Министерства образования и науки Украины.
— 14-16 октября – Международная педагогическая конференция «Ткумы», посвященная проблемам преподавания истории Холокоста.
— 16-18 октября – международный семинар «Ткумы» для музейных работников.
Кроме того, запланированы презентации новых книжных изданий в Киеве и Москве, участие в международных семинарах, конференциях и тому подобное.
Все наши планы и наша деятельность детально отображаются на сайте «Ткумы» — www.tkuma.dp.ua
К сожалению, отдельных проектов для журналистов у нас теперь нет – мы пока еще не нашли партнеров для совместной организации и финансирования таких проектов.
Но возможно, что в следующем году в нашем уже хорошо известном Межнациональном межрелигиозном молодежном семинаре «Ковчег – 2008» участие примут молодые журналисты (в этом году на семинаре рядом со студентами были молодые украинские, польские и еврейские художники).
Если Вам это интересно – прошу, обращайтесь к нам!
2. Елена, г. Полтава
— Господин Игорь, скажите, пожалуйста, как знание об уничтожении иудаизма советской властью в 1920-30-х годах (разграбление и закрытие синагог, ликвидация хедеров, и ешев, антирелигиозная агитация и пропаганда...) могут помочь в распространении межконфессиональной толерантности в современном обществе?
— Госпожа Елена, мне кажется, что любые уроки истории, какие мы осознаем научно, беспристрастно, я бы сказал – стереоскопично (то есть под разными углами зрения) могут способствовать распространению толерантности. Следовательно, в таком понимании можно рассматривать преследование советской властью в 1920-1930-хх годах (и позже, особенно после 50-х) иудаизма, так же, как и христианства.
1. Татьяна
— Шалом! Приветствую Вас с праздником Рош-га-Шан!
Господин Игорь, как я поняла из сообщений РИСУ, Ваш центр пытается популяризировать имя братьев Шептицких, митрополита Андрея и игумена Климента. Скажите, пожалуйста, рассматривается ли еще вопрос провозглашения митрополита Андрея праведником мира, что он, кажется, вполне заслужил? Также можно ли Вас попросить рассказать немного больше о проф. Аарона Вайсе, почему он с таким увлечением вспоминает Уневскую лавру? Благодарю.
— Добрый день, госпожа Татьяна! Благодарю за приветствие.
Действительно, мы считаем своей человеческой и национальной обязанностью распространять правду о духовном подвиге братьев Шептицких, который показывает нам высокий образец человечности, морали и настоящей толерантности. Не так давно мы успешно провели Международную научную конференцию «Митрополит Андрей Шептицкий: дилеммы морального выбора при условиях тоталитарных режимов»; братьям Шептицким был посвящен Междунациональный межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег – 2006»; мы готовим к изданию специальный выпуск научного журнала Центра «Ткума» «Проблемы Холокоста», посвященный деятельности братьев Шептицких.
Решение о присвоении звания «Праведник народов мира» принимает специальная Комиссия Института Яд Вашем (Израиль), и оно, к сожалению, еще не принято из-за некоторых споров относительно определенного отношения Андрея Шептицкого к нацистам, которое изменялось в течение войны. Но я лично и мои единомышленники считаем, что практическая, духовная деятельность Андрея Шептицкого, спасание от нацистских палачей десятков людей имеет однозначную оценку как подвиг Праведника. И эту мысль мы и дальше будем распространять в украинском обществе, в том числе – среди евреев. Надеюсь, что общественное мнение убедит Комиссию Яд Вашем в необходимости соответствующего решения.
Хотя, с другой стороны, братья Шептицкие давно уже являются настоящими Праведниками, Святыми. И присуждение или не присуждение формального статуса – скорее больше нужно нам самим – украинцам, евреям, россиянам, полякам, – которые живут на украинской земле.
Что касается проф. Аарона Вайса, то рассказывать об этом чрезвычайном человеке можно часами и днями. В этой личности уникально объединились разные факторы. Аарон родился в Бориславе, на Западной Украине, и лично пережил Холокост. Уцелел он вместе с семьей благодаря людям, которые с риском для собственной жизни спасали их – украинской и польской женщинам. Драматическая судьба повернулась так, что по окончании нацистской оккупации и «выхода на поверхность» семья Вайсов в определенное время помогала спасти уже от советской власти сына украинской женщины, который во время оккупации был полицаем. Он прятался... в том же подвале, где ранее полтора года скрывались Вайсы...
Аарон прошел весь тяжелый путь к Земле Израиля – через Польшу, лагерь на Кипре, потом – принимая участие в обороне Израиля против агрессоров в 1948 году.
Затем Аарон занялся наукой, и как историк известен своими исследованиями еврейских юденратов в гетто, украинской коллаборации с нацистами, украинцев – Праведников народов мира.
Итак, то, что происходило в Уневской Лавре – святой земле не только для украинцев, но и для евреев, поляков, – по моему мнению, касалось самой души Аарона Вайса, его стремление видеть понимание и приязнь между украинцами, поляками, евреями,— народами, у которых так много связано в прошлом, настоящем и, надеюсь, в будущем.