Русская Церковь в Украине прибегает к распространению неправдивой или искаженной информации, чтобы утвердить свое величие, считает доктор философских наук, профессор Ирина Богачевская.
Религиовед и ведущий Радио НВ Дмитрий Тузов в программе «Манипуляторы» анализировали, зачем переход из Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Православную Церковь Украины называют «рейдерством» и откуда появилась манипуляция о «русской Церкви-матери».
Религиовед подвергла критике заявления российской пропаганды о «захвате храмов», когда речь идет о переходе некоторых приходов из Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Православную Церковь Украины.
Эксперт объяснила, что, согласно законодательству Украины, единственным собственником и распорядителем движимого и недвижимого имущества религиозной общины является сама община. Храмы же не принадлежат Церквам, потому что не имеют статуса юридического лица. Для перехода церкви в ПЦУ требуется решение двух третей членов общего собрания религиозной общины. В то же время даже изменение юрисдикции не меняет имущественные права. Проще говоря, принадлежность церкви определяют прихожане, а не священник.
Религиовед подтвердила, что конфликты во время перехода в ПЦУ случались, но в большинстве случаев тогда, когда священник не прислушался к своим верянам. Впрочем, иногда и позиция общины не была единой.
«Бывают такие ситуации, когда община делится пополам: кто-то за переход, кто-то нет. А нужны две трети. Вот тогда тоже имеют место конфликтные моменты. Все зависит от многих других факторов – к какой Церкви принадлежит администрация этого региона, какая ситуация вокруг. Но подчеркиваю: конфликтных ситуаций действительно процентов 20 реальных из тех 100, которые озвучивают и пытаются показать как конфликтные», – считает Богачевская.
Заявления о «рейдерстве» – манипулятивные, продолжила эксперт. В то же время, если священники будут поступать мудро, то конфликты не будут возникать.
«Какое может быть рейдерство, когда большинство общины решает изменить юрисдикцию? О рейдерстве вообще речь не может идти в этом контексте. <...> Если священник проявит мудрость, ему удается избежать конфликтных ситуаций. Но если выходит, скажем, условно, "силовой" сценарий, безусловно, горячие головы есть с двух сторон», – рассказала Богачевская.
Урегулировать такие конфликты религиовед советует мирно и толерантно – договариваться, проводить службы поочередно, строить другие церкви, искать другие помещения. В то же время общине следует понять, что это вопрос геополитики, а не веры, убеждена Богачевская:
«Мы должны с вами четко понимать: это не вопрос веры, это вопрос политики, это вопрос отношения к тому конфликту, который мы имеем на Востоке с Российской Федерацией. Это вопросы, которые уже выводят непосредственно на геополитику. И здесь, к сожалению, верующие на местах иногда не понимают. <...> Когда матери отправляют своих детей на фронт, они вряд ли пойдут в церковь, которая, с другой стороны, благословляет убийство их детей. Безусловно, этот вопрос политический, я даже сказала бы геополитический».
Также религиовед подвергла критике заявление со стороны РПЦ, что она якобы является «Церковью-матерью украинского православия».
«Крещение в Киев пришло из Вселенского Патриархата, и до 2018 года Украина оставалась митрополией Вселенского Патриархата. Московский Патриархат, злоупотребляя грамотой 1686 года о разрешении на хиротонии над киевскими митрополитами, фактически аннексировал киевскую митрополию. Однако это не значит, что РПЦ может называться матерью для украинского православия».
Религиовед добавляет, что в исторических вопросах становления православия российская Церковь использует манипулятивные технологии.
«Это набор манипуляционных стереотипов, которые настолько укоренились в сознании огромных масс народа, что когда ты начинаешь пытаться апеллировать к каким-либо историческим фактам, а не к интерпретациям, чаще всего люди не верят. <...> Киевский князь Владимир крестился (официальная версия Русской Православной Церкви) в Херсонесе, в городе Корсунь, как его тогда называли. <...> Он получил крещение из рук византийского патриарха. Этот факт не отрицает никто, в том числе и РПЦ. Но как же получилось, что Москва, которую построил киевский князь Юрий Долгорукий (тоже факт, который никто не отрицает) вдруг стала церковью-матерью в отношении Киева?» – рассказала эксперт.
Вопрос Церкви-матери – болезненный для России, ведь история их веры не будет казаться такой древней, отмечает Богачевская:
«Русская Православная Церковь держится за термин Церковь-мать. Ибо если не признать себя Церковью-матерью, то выходит, что московское православие автоматически на несколько столетий становится моложе, чем они считают себя на самом деле. <...> Если восстановить историческую справедливость, выходит, что это украинская история. А московская история начинается с даты основания города Москвы. Выходит, что Русь (в том термине, в котором понимают москвичи) крестили не в 988 году, а на несколько столетий позже. Именно поэтому такая борьба вокруг этой истории, такие манипуляции, такие навороты искажений исторических фактов, подтасовки, забывания».