• Главная
  • Проекты
  • Роль информационного служения в современной Церкви на постсоветском пространстве...

Роль информационного служения в современной Церкви на постсоветском пространстве

17.12.2009, 23:44
Геннадий МОХНЕНКО, пастор церкви Добрых Перемен, г. Мариуполь

"Он знает, что такое телевидение. А ты нет".

Слова, обращённые к пророку.
Франк Перетти "Пророк".


1. Вступление

1.1. Знамения информационных времён

Если мы хотим увидеть, какой должна быть современная Церковь, то должны использовать классический принцип трёх линз. Писание, история, культура… — эти три составляющие дают нам возможность здраво оценить модель ранней Церкви и максимально корректно перенести её в день сегодняшний.

Внимательный взгляд на историю может помочь нам увидеть те акценты, которые необходимо расставить в своём служении современной Церкви. Понимание времени даёт нам возможность быть более эффективными в нашем призвании. В каждый определённый момент истории в развитии общества была доминирующая сила. Даже при беглом взгляде на исторический процесс мы можем определить фактор, который на некотором отрезке развития общества был решающим.

На ранней стадии человечества мы можем выделить физическую и военную СИЛУ как вектор, направляющий локомотив истории. В то время именно она переводила стрелки на перегонах жизни. Ей подчинялось общество. Она перекраивала политическую карту.

Несколько позже пальму первенства у физической силы вырвала РЕЛИГИЯ. На этой стадии религиозным идеям и лидерам стала подчиняться "сила". Теперь уже военная машина прислуживала религиозным деятелям, и именно они и их взгляды имели решающее влияние на то, в какую сторону направится будущее.

На смену старушке религии пришла ПОЛИТИКА. В этот период "религия" и "сила" стали направляться зарождающимися политическими единицами и заботиться об их интересах, обслуживая политические образования и исполняя их цели.

В последние века на престоле предоставленной Господом людям свободы выбора расселся "его величество" КАПИТАЛ. Начиная с 18 — го века и до середины 20 — го интересы мировых финансовых корпораций были лидирующим вектором, определяющим ход событий в мире. Границы окопов мировых войн и крупных международных конфликтов пролегли по границам экономических интересов определённых структур.

В настоящий же момент мы уверенно вошли в тот период, который именуется ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭРОЙ. Техническая революция, приведшая к всемирному информационному взрыву, подорвала беспрекословную власть "капитала" и вручила её информационным олигархам. Нынче поговорка "кто владеет информацией, тот владеет миром" является ярким тезисом, характеризующим нашу эпоху. И при этом мы должны признать плачевный факт того, что информацией в современном мире и особенно на постсоветском пространстве владеет в основном тот, кого писание называет "богом века сего". Сегодня победа или поражение на информационном поле сражения обеспечивает соответствующий результат и продвижение "капиталу", "политике", "религии" и "силе". Все эти четыре основных царька истории, правившие в прошлом, сегодня зависят от ИНФОРМАЦИИ.

Таким образом, эпохи силы, религии, политики и капитала сменились эрой информации, и этот фактор совершенно необходимо осознать Церкви, чтобы быть эффективной в исполнении вверенной её миссии.

Ко всему вышесказанному крайне необходимо добавить, что во все времена глубокая, искренняя, сердечная ВЕРА была выше всего мирского. Вера побеждала мир во все времена вне зависимости от того, какая историческая эпоха царствовала в её время. Настоящая ВЕРА не склонялась пред силой, она не падала ниц пред религией, не прислуживала политике и не определялась капиталом. И, говоря о роли информации в современной Церкви, мы хотим твёрдо выразить своё глубочайшее убеждение в том, что сила Веры будет иметь победу даже при полном информационном фиаско. Церковь Христова, исполненная веры, всё равно будет двигаться вперёд вне зависимости от того, как сильно она преуспеет в информационном служении.. Но размеры побед современной Церкви и темпы её продвижения могут быть несравненно выше в случае, если "знамение информационных времён" будет распознано нами. В случае, если Церковь возьмёт на вооружение современные информационные технологии, слово, проповедуемое ею, может достичь намного больших результатов. Эффективность христианства в информационную эпоху может значительно увеличиться, если Церковь осознает силу информации и её влияние на то, что в христианском богословии называется "фундаментальным выбором" человеческой души.

1.2. Роль информации в современном мире.

Информация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений в современном мире всё более привлекает внимание учёных. Существует довольно обширная литература по философским, социальным и экономическим проблемам постиндустриального этапа развития человечества. При всём разнообразии конкретных черт рассматриваемого феномена, выделяемых исследователями, все они едины в том мнении, что человечество вступило в новый этап развития Цивилизации, в котором информация, знание играет определяющую роль во всех сферах деятельности людей. К великому сожалению проблема влияния информатизации общества на социальные процессы, культуру и человеческую душу в частности, практически остаётся в стороне от внимания христианских лидеров, и богословов. Проблемы информационного общества поднимаются в основном политиками, философами и бизнесменами смотрящими в будущее и, по большому счёту, остаются недооценены Церковью.

Осмелюсь заявить, что подобное пренебрежение к информации как к главному вектору влияющему на земные процессы вряд ли может быть оправданно. Слишком важную роль играют нынче СМИ, что бы игнорируя их влияние, мы могли рассчитывать на особенные успехи в деле Евангелизации.

Сегодня знаменитое высказывание Френсиса Бэкона "знание — сила", приобретает особую значимость в применении к информационной эпохе. Информация становиться в современном обществе важнейшим фактором, в связи с чем, мне представляется крайне необходимым включение в программу высших богословских учебных заведений курса по богословскому аспекту информационного общества.

Что бы подтвердить актуальность данной темы хочу привести пару красноречивых фактов, иллюстрирующих важность информации в современном мире. Осмелюсь так, же поставить некоторые вопросы к Церкви начала третьего тысячелетия.

Факт 1.
В 1958 г. когда социологами впервые был поставлен вопрос о количественной оценке вклада информационного производства в национальную копилку, объём информационного сектора в экономике США был оценен в 28%. Согласно современным оценкам, этот показатель составляет уже более 50%. (Л.3. стр3.)

Вопрос 1.
Какой вклад в дело Божие, на современном этапе, может внести хорошо поставленное информационное служение в Церкви?

Факт 2.
В начале 80-х годов в США доля работников занятых обработкой информации составляла 45%. К 2000 г. специалисты прогнозировали увеличение этого показателя до 70%. (Л.3.стр.5)

Вопрос 2.
Какой процент служителей наших Церквей и конгрегаций работает в информационных служениях?

Факт 3.
Сегодня в мире активнейшим образом ведутся новые разработки и исследования в области информатики. Их цель создание так называемой информационной супермагистрали, некоей мощнейшей международной информационной среды. (Л6.стр.11.)

Вопрос 3.
Как обстоит дело в офисах христианских Союзов и миссий? Насколько серьёзно ведётся работа для того, что бы евангельское Слово не оказалось на обочине информационных магистралей настоящего и будущего?

Факт 4.
"По имеющимся данным в 1996 г. расходы на подготовку к информационным войнам в США составили 2 милиарда $США. В 2005 г. предусматриваеться потратить на эту программу 18 миллиардов (Л.9. стр 44)

Вопрос 4.
Какой процент бюджета среднестатистической Церкви направлен на производство информации, как самого мощного фактора влияющего на общественные процессы?

Вывод.
Я уверен, что правдивые ответы на все поставленные выше вопросы достаточно ярко проиллюстрируют недопонимание современной Церковью роли информации. Как и в средневековье, Церковь не наблюдающая "знамений времён" рискует оказаться на периферии общественных процессов и утратить то влияние, к которому она призвана.

1.3. Информационное фиаско современной Церкви.

Прекрасно известно, что в наши времена, даже имея самую лучшую продукцию в мире, мы не сможем её продать, если в вопросе информации у нас будет провал. Создав самую лучшую машину, но не имея возможности её продвинуть на информационном поле мы обречены на пожизненное любование своим творением. Изобретя самую жевательную резинку из всех резинок мы будем наслаждаться ей в лучшем случае в компании своих близких, если информация о её чудесных свойствах не будет распространена. Информационный провал в нашем постиндустриальном обществе это общий провал любого дела.

Любой христианин согласиться с тем, что Евангелие это самая лучшая весть в мире, и что жизнь с Господом — самое чудесное, что только может иметь человек. Каждый возрождённый христианин понимает, что все блага этого мира, лишь тень того, что человеку дано в жизни с Богом. Переведя Евангелие в экономическую терминологию мы можем со всей ответственностью заявить, что Церковь имеет самый лучший товар в мире. Христианский образ жизни вне конкуренции на рынке человеческих идей, вещизма и псевдодуховных услуг. То что имеет Церковь ищет весь мир в котором мы живём, но не зная пути вместо настоящего довольствуется подделкой, плохой, дешёвой и пустой копией.

Однако с великим сожалением мы вынуждены признать следующий факт. Имея самый лучший товар в мире, к тому же раздаваемый бесплатно, Церкви по всей земле всё же проигрывают по посещению в сравнении с супермаркетами стоящими невдалеке от них. С прискорбием нам стоит согласится, что имея драгоценную жемчужину, которая стоит всего того о чём только люди могут мечтать мы проигрываем на информационном фронте, и драгоценность этой жемчужины не известна большинству людей живущих вокруг нас. Мы имеем самый лучший и притом бесплатный товар в мире, но спрос на него при всех успехах Евангельского дела оставляет желать лучшего. Причина такой чудовищной пропасти между спросом и предложением лежит в области полного информационного фиаско современной Церкви.

Однажды, рассказывая притчу, Иисус произнёс хорошо известные слова…" сыны века сего догадливее сынов света в своем роде". (От Луки 16-8). К сожалению и спустя две тысячи лет эти слова порой справедливо оценивают ситуацию. Мирские люди, продвигая на рынке свои идеи и товары, намного лучше ориентируются в вопросе важности информации. Предприимчивые дельцы проталкивают через средства массовой информации рекламу для товаров весьма сомнительного качества и при этом, сплошь и рядом, преуспевают. "Сыны века сего" знают цену информации в наш век, и умело используют информационное оружие в достижении своих, зачастую чисто корыстных целей. Церковь же игнорирует, либо, в лучшем случае, недооценивает роль информации в обществе 21-го века. Христианство если и употребляет информацию в своём всеоружии как "меч духовный" то в основном пользуется мечом устаревшей и малоэффективной модели. Слово Божие как духовное оружие выливается в чугунные формы прошлых веков и эффективность Евангелизации терпит от этого серьёзный урон. В большинстве стран бывшего соцлагеря мы имеем чрезвычайно благоприятную, восприимчивую к Евангелию среду (Л.1.) Однако в отличии от дельцов мира сего Церковь весьма слабо использует этот фактор.

Производитель шоколада или пива успешно сражающийся на информационном поле заставляет народы выделять слюну при появлении на экране его торговой марки. "Творцы" спортивной обуви и одежды одерживая победы на информационном ринге вдохновляют людей на разных континентах и в разных культурах одеваться в их фирменные цвета и носить на себе их логотипы умножая эффект информационных завоеваний. Что же касается Церкви, то к стыду нашему являясь самой крупной организацией на земле она остаётся одной из самых малоэффективных по ряду причин проигрывая инфо-баталии. (Л.8. ) Христианская Церковь, в большом понимании этого слова, является самой крупной организацией на земле. Церковь имеет самое большое количество людей, земель, производств, и т.д. Но посмотрите на наши улицы и отыщите среди рекламных плакатов, хоть что ни будь рекламирующее христианские ценности. На наших телеэкранах мы видим рекламу чего угодно, но не Евангелия и последствий воплощения его принципов в жизнь личности, семьи и общества. Но ведь исцеляющее действие Слова Божьего есть самая великая сила на земле.

Не нужно быть пророком, что бы предрекать Церкви весьма печальные перспективы в случае если на информационном фронте мы не будем иметь принципиальных перемен. Обочина вот тот удел, который ожидает Церковь в случае если ещё пару десятилетий масс-медиа будут прислуживать мирскому духу. Мирское мировоззрение, которое в информационном обществе в значительной степени формируется СМИ грозит стать общественным "богом" указывающим свои "заповеди" и свой путь "спасения". Церковь дезертирующая с информационного поля боя и отдающая информацию на откуп миру сама себе связывает руки в исполнении воли Господа.

Специалисты указывают на лавинообразный поток информации в наш век. Если в начале века объём знаний накопленных человечеством удваивался приблизительно в течение пятидесяти лет, то в наше время это происходит за 2-4 ре года. Поскольку информация ярко отражает духовные реалии своего времени, то процент критики Евангелия и лжедуховной информации растёт пропорционально темпам информационного бума. Рост антихристианского духа как увеличивающийся при влажной погоде снежный ком, порождает в геометрических прогрессиях отрицательное отношение к Церкви и искажение её учения. Если в теле Христовом не произойдёт принципиальных перемен в отношении к информации, то исполнение самых страшных эсхатологических пророчеств не за горами. Консерваторам призывающим Церковь держатся подальше от СМИ и компьютерных технологий действительно есть чем "гордится". Если подобное отношение к информационным технологиям возобладает в современной Церкви, то власть антихриста не за горами, и ортодоксы могут гордится тем, что в этом смысле они приближают второе пришествие Господа.

1.4. Особенная актуальность информационного служения на территории СНГ

Наш разговор об актуальности информационного служения был бы не полным если бы мы не подчеркнули, что на территории постсоветского пространства слово актуальность нужно заменить на "сверх — супер — актуальность". Технологическая отсталость стран бывшего "Нерушимого Союза" ставит перед Церковью вопрос об информационном служении с особой силой. Прилично запаздывающая у нас информационная революция даёт шанс Церкви. Сегодня мы отвечаем на тот вопрос который несколько десятилетий тому назад стоял перед Церковью на Западе и на который западное христианство ответило скажем прямо не на пятёрку. Во многом те беды которые терпит нынче западная Церковь, то, мягко говоря, прохладное отношение к Евангелию большинства населения Европы, является результатом почти повсеместного поражения в информационном противостоянии с духом мира. Слава Господу за то, что в некоторых европейских странах и в некоторых штатах Америки, ситуация выглядит не столь плачевно. Благодарение Богу за то, пусть и не вполне достаточное, но всё же ревностное отношение многих миссий к вопросам использования христианами информационного оружия. Работа христианских информационных служений не даёт мирским СМИ безраздельно господствовать. Их деятельность не оставляет мировоззрение индифферентного к Евангелию большинства безальтернативным, в своём обществе.

В странах СНГ мы сталкиваемся с тем процессом, который прошёл западный мир ранее, но есть ряд специфических особенностей, которые дают нам право говорить о особенной роли информационного служения на постсоветском пространстве. В отличии от западного общество, которое имеет вековой опыт демократического склада мышления, в восточной Европе и Азии мы имеем место с практическим отсутствием демократического опыта. Тяготеющая к деспотии и тоталитаризму российский имперский дух имеет вековые устои в умах и сердцах людей. Веками на нашей земле практически безраздельно господствовала православная религиозная система. И лишь в последний век, она сбросила свою кожу и удивила мир своим новым атеистическим видом и жалом.

О тоталитаризме и консервативности Российской Православной Церкви сказано немало, но нам, говоря о нашей теме, стоит несколько повторится. В самом корне православного мышления оно пропитано имперским тоталитарным духом. Инакомыслие и инакославие никогда не баловалось терпимостью Церковных иерархов РПЦ. Консерватизм же Российского православия породил невиданное по своим масштабам и дикости религиозное невежество. Нигде в мире, если речь идёт о стране, которая считает себя христианской вот уже тысячу лет, в головах людей нет такой чудовищной путаницы в вопросах религии. Среднестатистические показатели христианского просвещения в Африканских странах по многим статьям дают фору российским. В силу тысячелетнего ортодоксального консерватизма РПЦ, закрывавшего Свет Евангелия для своего народа сложностью литургии и политическо-религиозным интриганством, мы находимся в состоянии нации с тысячелетней христианской историей, но никогда не слышавшей толком Евангелия.

К тому же на смену консерватизму РПЦ, на идеологическом престоле в нашей странен уселось её "духовное" дитя коммунистическо-атеистический мутант. Характер этого дитяти мало чем отличался от предка. Тоталитаризм и нетерпимость остались у него в крови от "матушки РПЦ". Коммунизм лишь одел политическую плоть на тот же консервативный скелет. Стоит ли говорить, что семь десятилетий его царствования не прибавили духовного просвещения народу.

Нынешний уровень христианского просвещения стран бывшего СССР шокирует тех, кто никогда не задавался вопросом его оценки. Западным христианам трудно в это поверить, ведь миф о Святой Руси веками насаждался в их мышлении православными "агитбригадами". Ситуация с духовным просвещением у нас настолько плачевна, что мы можем смело говорить о практически поголовной неграмотности населения в азбучных христианских истинах. Для иллюстрации приведу пару примеров:

1. В соответствии с данными одного из социологических опросов в России апостолов Петра и Павла 25% считают русскими.

2. Протестантов христианами считают лишь 15% населения России.

3. 85% жителей постсоветского пространства всерьёз побаиваются Церквей определяющих себя как неправославные.

Многочисленные конфузные ситуации, когда высшие государственные чины встречаются с лидерами повсеместно осуждаемых тоталитарных культов, ярко иллюстрируют уровень религиозного просвещения политической элиты. В своё время встреча Муна с Горбачёвым шокировала весь цивилизованный мир, и Западным политикам непонять, что первый президент СССР просто не имел никого, кто мог бы его проконсультировать по вопросу того, кто такой Мун. Мэр Москвы Лужков перед телекамерами обнимается с Ёси Асахарой лидером небезызвестной секты "Аум Сенрикё", и градоначальнику такого уровня никто не дал совета по поводу, мягко говоря, некорректности подобных любезностей с руководителем сомнительного культа.

Мы должны признать очевидный и печальный факт, что жаждущие истины человеческие души после 70 — летнего духовного вакуума на 1/6суши нынче жадно и неразборчиво поглощают всё то, что ему сервируют и подают на разносах телевидения и прессы. Чистыми и пёстрыми салфетками зачастую прикрыто всё то же блюдо из отрубей и свиных помоев, которыми рад был наполнить чрево своё блудный сын. Очевидно, что в бесконечном мутном потоке бульварной прессы, как в пресловутом бермудском треугольнике, многие люди теряют духовные ориентиры и гибнут. Лжеименное знание мира и лжедуховное наставничество разного рода учителей уводит всё дальше и дальше человеческие души от библейских истин. В этих условиях Церковь просто обязана вложить свои силы, время и сердце в проповеди Евангелия, всеми доступными и эффективными средствами.

Начиная работу газеты мы провели недавно социологический опрос результатами которого, я хотел бы поделится.

В нижеприведённой статистической выкладке желаю обратить ваше внимание на особенности нашей религиозности и на специфику нашей атеистичности.

Неверующих, в результате нашего опроса, оказалось всего 10,99 %.. На первый взгляд цифра небольшая и поэтому радующая, но при рассмотрении в контексте с тем, что у нас принято называть "верой" от радости не остаётся и следа…

20 % из наших неверующих можно назвать оптимистами, так как, не смотря на своё неверие, они всё же считают, что начнут новую жизнь;

60 % к нашему нынешнему, и к их будущему, сожалению не верят в жизнь после смерти;

10 % совершенно напрасно, с нашей точки зрения, не задумывались над данным вопросом, и не представляют своей дальнейшей судьбы;

10 % наших земляков, вопреки своему неверию, уверенны, что попадут в ад.

50 % наших неверующих респондентов радуют тем, что время от времени ходят в Церковь и выполняют различные обряды. Логики в этом не много, но с христианской точки зрения приятно.

Верующими называют себя 89.01 % опрошенных нами. Но, как и в случае с неверием, не спешите радоваться, в свете нижеследующих показателей, повода для этого мало.

Всего лишь 17,3 % из тех, кто именует себя верующими, надеются что попадут в рай;

2,5 % наших верующих респондентов понимают, что их ждёт ад;

32,1% тех, кто не разделяет атеистические позиций, планируют (совершенно напрасно с христианской точки зрения) переродиться и начать новую жизнь.

Но самой впечатляющей для нас стала цифра — 25,9 % . Именно столько ВЕРУЮЩИХ людей заявили, что не верят в жизнь после смерти.

Всего лишь 23,5 % нашего верующего населения постоянно соблюдают различные церковные предписания: еженедельно посещают Церковь, постятся, платят десятину и т.д.

Аж 22 %, заявляя о своей вере, абсолютно не делают вышеперечисленного по различным соображениям.

54,3 % верующих выполняют церковные требования время от времени и не регулярно. Заметьте, что это лишь на 4% больше чем тех, кто откровенно классифицирует себя неверующим.

Давайте ещё раз посмотрим на эти данные в сравнении:

 

НЕВЕРИЕ

ВЕРА

Попадут в рай

0 %

17,3 %

Попадут в ад

10 %

2,5 %

Начнут новую жизнь

20 %

32,1 %

Не задумывались об этом и знают куда попадут

10 %

22,2 %

Не верят в жизнь после смерти

60 %

25,9 %

Регулярно выполняют все церковные требования

0 %

23,5 %

Не выполняют по различным причинам

50 %

22 %

Выполняют время от времени

50 %

54,3 %



Анализируя вышеприведённые факты, мы вынуждены признать неприятный факт. По большому счету, "вера по нашему" ни чем не отличается от безверия. Почти 90 % тех кто самоопределяет себя как верующего человека при ближайшем рассмотрении выглядят так же как и неверующие. В массе своей, называя себя христианами, мы ярко демонстрируем своё практическое безбожие. Наша религиозность весьма атеистична, наш атеизм чрезвычайно религиозен. Наше христианство слишком уж напоминает язычество, наше язычество чересчур заманчиво украшает себя христианскими одеждами.

Вдумываясь в те цифры, которые получены в результате анкетирования, мы вынуждены признать, что для того, чтобы называться христианским, нашему обществу слишком уж многого недостаёт. Хочется искренне надеяться на перемены к лучшему. Но на пути этих перемен, как мы видим из результатов соцопроса, огромные стены религиозного невежества.

Результаты этого исследования очень ярко иллюстрируют уровень просвещённости нашего населения в вопросах веры. Если их охарактеризовать в двух словах, то самый благородный образ, который всплывает в моём воображении, это популярный в нашей стране салат винегрет. Принцип его приготовления гласит — "побольше всякой всячины и всё это тщательно перемешать". Вот такое ассорти из самых различных, хаотично перетасованных составляющих, и является иллюстрацией на тему "уровень христианского просвещения Руси".

В умах моих соотечественников, без особых проблем, сплетаются такие понятия как "православный" и "в Бога не верю". Самым непостижимым образом соединяются в головах людей живущих на территории с тысячелетней христианской историей, заявления "в жизнь после смерти не верю", "Я православный", и "Бог один для всех религий".

Говоря об особой актуальности информационного служения на территории СНГ, невозможно не акцентировать ещё один аспект. В нашей стране СМИ имеют особенную привилегию. В отличии от западных стран в нашем народе на генетическом уровне просматривается некая особая вера в то, что говорят в газетах и показывают по телевидению. Будучи воспитано в имперском, а затем советском тоталитаризме, наше общество обладает низким уровнем критического мышления. Психологическое и генетическое предрасположение народа к информации подаваемой масс-медиа делает у нас информацию особенно действенным оружием для достижения как грязных целей, так и Евангельских задач. Сегодня любая газета на постсоветском пространстве становится оружием невиданной силы. Телевизионные каналы имеют такое влияние в нашей стране, которое и не снилось медиа-магнатам в западном мире.

Подводя итог всему сказанному в этой главе, хочу повторится, что в странах, образовавшихся после развала СССР, и особенно России, Украине, Беларусии, значительно запаздывающая информационная революция предоставляет совершенно уникальные возможности для использования Церковью информационного служения. С учётом исторических предпосылок и нынешнего положения вещей Церковь для достижения цели проповеди Евангелия, просто обязана активизироваться в отношении данного служения.

2. Основная часть

2.1.Теологические основы для информационного служения

В качестве богословского основания, на котором строится моя позиция по вопросу важности информационного служения в современной общине, хочу предложить вам рассуждения о нескольких местах Священного Писания.

Однажды, при чтении послания Павла к Ефесянам, я пережил нечто, чем хотел бы поделится с каждым. Моё внимание привлёк тот факт, что апостол, указывая на причины, по которым люди "отчуждены от жизни Божией", говорил о двух моментах. При этом на первое место он поставил "причину невежества" и лишь на второе "ожесточение сердец" (Еф.4:18).

Признаюсь, что при прочтении данного отрывка я остановился и перечитал его заново. То, что побудило меня сконцентрировать внимание на этом месте Слова Божьего, это тот факт, что данное высказывание значительно контрастировало усвоенной мной и привычной для меня системе мышления. С молоком своих духовных наставников я воспринял идею о том, что люди не торопятся в наши Церкви потому, что их сердца ожесточены. Я был уверен, что основной причиной, по которой люди "отчужденны от жизни Божьей" является выбор их сердец. Но при чтении Еф.4-18, я вдруг увидел, что взгляды Павла в этом вопросе имели принципиально другую структуру. На первое место в перечне причин неверия апостол язычников поставил "невежество", и лишь на второе "ожесточение сердец".

Размышляя над этим местом Писания, я понял, что слышал до сего дня массу проповедей об ожесточении сердец неверующих, и ни разу о невежестве, как о причине, которая держит в рабстве безбожия человеческие души.

В сотериологических богословских выкладках Павла невежество рассматривалось как первая причина неверия. Безусловно, Павел понимал, что, даже полностью решив проблему невежества проповедью Евангелия и духовной просветительской христианской работой, мы всё равно увидим немало сердец, которые просто самоопределяются жить без Бога. Но всё же Павел был уверен, что, разрушая стены невежества, мы позволим вырваться на свободу не малому количеству измученных сердец. Хотя за этими разрушенными стенами мы увидим ещё один непробиваемый человеческими усилиями, и неприступный ни для какой стенобитной информационной артиллерии замок по имени "жестокосердие". Заметим однако, что с точки зрения Павла в этом замке находится меньше людей, чем в его притворе с оградой невежества. Мы можем утверждать это по той причине, что апостол ставит в своём повествовании на первое место именно "невежество".

Соглашаясь с Павлом, я уверен, что сегодня, как и в его времена, основная масса людей, стоит вдали от христианства по причине невежества. Чудовищная духовная дезориентированность останавливает огромное количество людей на пути к Господу и его Церкви. Убеждён, что без развития современных видов евангелизации и использования средств массовой информации нам не решить этой весьма масштабной задачи.

Говоря о невежестве, как о причине отчуждения людей от жизни Божьей, давайте вспомним, как Иисус сформулировал цель служения Павла. Указывая на его призвание, Господь сказал: "Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу. (Деяния 26-17).

Нам стоит повнимательней присмотреться к этому указанию. Не в нём ли корень того мышления, которое мы видим у Павла в Еф.4-18. Не в этой ли программе своего служения он видел невежество преградой на пути к обращению людей. В этом поручении призыв "открыть глаза" неверующим предшествует возможности их выбора. Ведь проповедь Евангелия, в сухой и технической терминологии может быть выражена как передача Божественной информации. А призыв к обращению можно назвать предоставлением человеку возможности на данную информацию отреагировать.

Смотря в служение Павла, я вижу в его теологической концепции и практическом служении ясное понимание роли Слова в обращении человека. В послании к Римлянам он говорит: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия". При этом апостол ставит перед нами вполне технологический вопрос, если его перевести в плоскость информационной эры: "Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!" (К Римлянам 10 — 14) Обратим внимание, что, живя во время, на тысячелетия предшествующее информационной революции, Павел так акцентировал важность Слова в достижении Целей Церкви. Благословляя стопы благовестника в 1-ом веке от Рождества, я уверен, что в наш век апостол благословил бы руки специалиста по вёрстке газеты, или видеопрограммы, свидетельствующих о имени Господнем.

Если нам просмотреть хотя бы Новый Завет, выделяя каждый раз понятие "Слово", и заменяя его, на термин "информация", то наше понимание роли информационного служения значительно бы усилилось. О корректности такой терминологической замены я не намерен спорить, прекрасно понимая, что слову информация многого не достаёт до греческих, невероятно ёмких "логос" или "рема". Но всё же понятие "информация", является одним из их аспектов и в некотором роде употребимо.

2.2. Антропологические основы для информационного служения.

В библейском учении о человеке мы так же находим основание, которое помогает нам понять роль информации в свете тех целей, которые стоят перед Церковью. Нам необходимо присмотреться к тому, каким образом природа человека влияет на восприятие им духовных реалий. Это поможет осознать ту силу, которая присуща информации, как духовному оружию в противостоянии Слова Божьего и Князя века сего.

Не секрет, что в результате грехопадения естество человеческое было порабощено, и самым непосредственным образом этот печальный факт отразился на способности человека воспринимать реальность такой, какова она есть. Истина с тех пор перестала даваться легко человеческому сердцу. В определённом смысле сложившаяся нынче ситуация выражается фразой "Царство Божие усилием берётся…" От человека требуется волевое усилие для того, что бы приблизится к истине. Но проблема состоит в том, что грех в значительной степени парализовал и волю существа именуемого "человек". И это бы ещё ничего, если бы ум "венца творения" остался чист и мог бы взяться за обуздывание воли, но беда в том, что и в падшем рассудке так же настроено немало всякого рода преград, предрассудков и стен, отделяющих человека от его Творца. (Л6.стр.34.)

Посмотрим на ряд мест Священного Писания иллюстрирующих вышесказанное и попытаемся сделать некоторые выводы:

— "И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их". (Исаия 6-10)

— "Сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они — мятежный дом". (Иезекииль 12-2)

— "Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого". (2-е Коринфянам 4-3)

— "Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф…"(Захария 7-11)

— "Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего". (Иоанна 8-43)

Все вышеперечисленные места, так или иначе, свидетельствуют о наличии серьёзной проблемы в природе человека. Восприятие истины весьма осложнено в результате грехопадения. Стены невежества слишком велики, для того что бы пасть от первого же евангелизационного залпа. Зачастую необходима тщательная осада города души и серьёзный иногда многолетний артобстрел, чтобы рухнули предрассудки тщательно строящиеся лукавым в душах людей.

Информационная осада человека с целью достучатся к его уму и сердцу, в надежде услышать его реакцию на то, что мы предлагаем, разработана в профессиональном менеджменте до степени отдельной науки. Похоже, что компании "паблик рилейшенз" — профессионально формирующие общественное мнение осознают проблемы восприятия тех или иных истин намного более чем богословы и практикующие служители. Любой специалист в области "ПР" понимает, что для того, что бы в наш век подвести человека к какому либо решению необходима инфо-блокада и тяжёлая инфо-артилерия (Л.13.) Им<