В православной Церкви нет раскола. Есть другой взгляд РПЦ на украинский вопрос, и разрывать евхаристическое единение из-за этого со стороны Московского Патриархата было неправильным. Тот, кто так делает, ставит под сомнение собственное существование и идентичность, саму структуру православия. Предоставление автокефалии ПЦУ было не только экклезиологически и канонически правильным, но и единственным реалистичным решением проблемы раскола в Украине.
Об этом сказал Вселенский Патриарх Варфоломей в интервью италоязычному изданию avvenire.it, сообщает Духовный фронт Украины.
«В православии нет раскола. Я это сказал и повторяю сейчас. Со стороны Российской Церкви существует другой взгляд на украинский вопрос, что проявилось в прекращении общения с Церковью-матерью Константинополя, а затем с другими автокефальными Церквами, из-за решения Вселенского Патриархата о предоставлении автокефалии Церкви Украины».
Вселенский Патриарх отметил, что разрыв евхаристического единения со стороны РПЦ был «неправильным поступком сестринской церкви России».
«Итак, я настаиваю, в православии нет раскола. Однако, к сожалению, теория "раскола" исходит от некоторых представителей Российской Церкви, которые отдаются тревоге, пытаясь оправдать отношение этой Церкви к прерыванию евхаристического общения с любой автокефальной Церковью и любым предстоятелем или иерархом, который не согласен с этим».
«Кто, следовательно, создает такую атмосферу? С какой целью? Православие, несмотря на случайные проблемы, что возникают между его местными автокефальными церквами, несмотря на разные подходы к административным вопросам, остается единым, поскольку нет догматических разногласий. В конце концов, наше единство базируется на консолидированном догматическом учении Церкви, которое является выражением общей патристической и синодальной традиции, что динамично проживается в евхаристическом событии», – добавил Патриарх Варфоломей.
Вселенский Патриарх Варфоломей отметил, что в «украинском вопросе мы сделали то же, что и в других случаях предоставления автокефалии».
«Мы следовали традиции православия, установленной многовековой церковной практикой. Константинополь уже предоставил автокефалию еще девяти поместным Церквам до случая с Украиной. Сегодня, конечно, некоторые в корыстных целях отрицают этот очевидный факт. Но те, кто ставит под сомнение права и обязанности Вселенского Патриархата, по сути, ставят под сомнение и само их существование и идентичность, саму структуру православия», – подчеркнул святейший владыка, намекая на Русскую Православную Церковь.
«Вселенский Патриархат, как первый Престол Православия, имея концентрированный опыт веков, верный канонической традиции Православной Церкви, всегда боролся, в рамках своих обязанностей, за сохранение всеправославного единства. Характерно, что все новые поместные Церкви до момента получения автокефалии были частью духовной и канонической юрисдикции Константинопольской Церкви. Однако, столкнувшись с сохранением единства единой Православной Церкви и реализацией исторических условий и потребностей каждой эпохи, Вселенский Патриархат позаботился о канонической уступке статуса самоуправления, чтобы эти поместные Церкви могли самостоятельно регулировать свои дела, но неразрывно были связаны с их Церковью-Константинополем. Это произошло и в случае с Украиной. Если бы Москва показала желание к сотрудничеству, осознавая возникающие исторические, социальные и церковные условия, дело было бы решено много лет назад. На протяжении трех десятилетий Москва демонстративно слепа по отношению к трагической церковной ситуации в этой стране. Это, по сути, помешало найти решение, чтобы Киевская митрополия, которую Российская Церковь похитила у Константинопольской Церкви, воспользовавшись историческими обстоятельствами и ситуациями, избежала контроля Москвы», – сказал Патриарх Варфоломей.
«Поэтому предоставление Вселенским Патриархатом автокефального статуса Церкви Украины было не только экклезиологически и канонически правильным, но и единственным реалистичным решением проблемы. И, конечно, это не будет, как говорят некоторые, служить политической целесообразности или даже геополитическим интересам. Это был акт ответственности Матери-Церкви перед миллионами наших православных братьев, которые оказались, вне церкви», – подытожил Вселенский Патриарх.