21 сентября православные и греко-католики в Украине (а также христиане в некоторых других странах) празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Римско-Католическая, Армянская и большинство Православных Церквей мира придерживаются Григорианского или Неоюлианского календаря и отмечают это событие на 13 дней раньше, то есть 8 сентября.
Праздник Рождества Богородицы в Восточной традиции входит в перечень Двенадесятых нерушимых праздников.
Это очень древний Богородичный праздник, хотя нельзя точно обозначить время, когда его начали праздновать. О нем вспоминают св. Иоанн Злотоуст, св. Прокл, св. Епифан, св. Августин и св. Роман Сладкопевец. Первое упоминание дошло с IV в. Палестинское предание свидетельствует, что св. Елена, мать императора Константина, построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Богородицы. В V в. св. Прокл, Патриарх Константинопольский, (439-446) тоже вспоминает этот праздник. На Западе первое упоминание тоже датируется V в. и находится в сакраментарии папы Геласия (492-496), однако отмечать его тут начали значительно позже. В том же V в. Анатолий, епископ Константинопольский, создал на день Рождества Пресвятой Богородицы стихиры, которые поются до сих пор.
О самом событии праздника – рождении Богородицы – Евангелие не рассказывает. В целом оно подает мало сведений о Богородице: ничего не сказано о Ее рождении, молодых годах или Успении, Евангелие даже не дает имен ее родителей. Всю эту информацию черпают только из традиции Церкви и апокрифов.
Главный источник знаний о жизни Богородицы – это протоевангелие Иакова, которое написано около 170-180 гг. Эта книга стала основанием для таких праздников, как Зачатие св. Анны, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в храм и праздник в честь Иокима и Анны. Именно из этого протоевангелия узнаем о рождении Пречистой Девы Марии от бездетных Иокима и Анны, которые были потомками родов Давида и Аарона.
Официальное утверждение праздника Рождества Пресвятой Богородицы в Византийской Церкви, как пишет в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, приписывают кесарю Маврикию (582-602). Только позже с Востока праздник Рождества Пресвятой Богородицы перешел на Запад, сначала в VII в. в Рим, а затем распространился на всю латинскую Церковь. Дату 8 сентября выбрали потому, что именно в этот день исполнялось 9 месяцев от зачатия Пречистой Девы Марии в лоне св. Анны, а также потому, что именно в этот день должно было быть посвящение храма в Ее честь в Иерусалиме.
В общем, церковная традиция обычно, не вспоминает день рождения святых, говорит только о дне их смерти, как начала небесной жизни. Однако есть два исключения – это Мария и Иоанн Креститель. Такое решение обосновано тем, что именно эти два человека занимают особое значение в плане спасения, в деле приготовления дороги для земного прихода Божьего Сына. Поэтому их рождение – событие всемирного масштаба.
Рождение Марии стало знаком прощения первородного греха, залогом освобождения, что снова открыло перед человеком двери в вечную жизни.