Created with Sketch.

Северодонецкий сидром: взгляд изнутри

11.01.2013, 11:05

Что на самом деле происходит с восточными епархиями Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)?

Что на самом деле происходит с восточными епархиями Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)? 

5 января в синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось первое в новом году заседание Священного Синода УПЦ. В заседании принял участие и правящий архиерей Луганской епархии – архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан. В числе всего прочего, на заседании речь шла «о реорганизации церковного управления в пределах Луганской области». Однако это заседание имеет чрезвычайно важное значение не только для Луганской области, но и для судьбы Украинской Православной Церкви в целом. Попытаемся проанализировать, что на самом деле происходит в восточных епархиях УПЦ.

Каков приход

Согласно Постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журнал УПЦ №19 от 5 января 2013 года), в состав Луганской епархии, помимо областного центра, вошли новые территории, а именно – «Беловодский, Марковский, Меловской, Новоайдарский, Перевальский, Славяносербский и Станично-Луганский районы Луганской области, а также города областного подчинения, находящиеся на территории данных районов».

Если посмотреть на карту Луганщины, то видно, что Беловодский, Марковский, Меловской районы расположены на севере области. Это сельские районы, где вера сильна, но приходы слабые, да и что скрывать, нищие. Что говорить, если на Рождество, Пасху или храмовый праздник в церкви приходит очень мало людей (есть приходы по 10–15 душ). Причина банальна – село вымирает, а из прихожан – пара-тройка стариков, живущих на крохотную пенсию. Хорошо, если церковь новая или после ремонта, но это единицы. Большинство старинных храмов, полученных в наследство «от советов», требуют не просто ремонта, а капитального ремонта (молятся в приспособленных помещениях, а рядом величественный разрушенный храм). Во времена воинствующего атеизма их рушили нещадно, а которые так и не разрушили использовались под что угодно – от конюшен до зернохранилищ. Хорошо, если в храме был клуб (хоть как-то следили), а то ведь бывало и место для хранения или квашения овощей. Бывало и так: приедет батюшка, служащий в таком храме, на прием к начальству благочинному или архиерею и просит его: «Помогите, Христа ради, с ремонтом. Крыша исхудилась совсем, того и гляди завалится». Если попадет такой священник в добрый час, да к доброму архипастырю, то будет помощь, а если нет… Не стоит и говорить, что, как правило, епархиальное церковное руководство бывало в таких приходах очень редко. Редкие визиты были праздником и вспоминались долгие годы, не побоимся сказать – десятилетия. Да и можно ли поспеть высокому начальству, когда воскресений в году только 52, а приходов церковных еще лет 7 назад насчитывалось на Луганщине 340, сейчас полегче – в связи с разделением епархии. Присоединение сельских районов к богатой во всех смыслах Луганской епархии – несомненный плюс: помощь станет более действенной и адресной, и есть надежда, что правящий архиерей Луганской епархии будет наведываться в отдаленные сельские приходы чаще, по крайней мере, не один раз в 20 лет.

Владыка Митрофан: удачный старт в Луганске

Согласно Постановлению Священного Синода, «Епархиальному архиерею Луганской епархии Преосвященному архиепископу Митрофану и впредь именоваться «Луганский и Алчевский». Собственно говоря, ничего нового здесь нет. Но необходимо сказать несколько слов о самом новом владыке.

РИСУ неоднократно цитировала и рассказывала об архиепископе Митрофане (Юрчуке). В том числе и о назначении архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана (Юрчука) на новую должность в Луганск.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2012 г. он был назначен управляющим Луганской епархии, сменив на этом послушании митрополита Иоанникия, который потрудился в этой епархии 22 года. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. За это время на Луганщине менялись мэры Луганска, губернаторы, главы областного совета. Но митрополит Иоанникий всегда оставался у руля православной церковной жизни. Кстати, накануне праздника было обнародовано Рождественское послание владыки Митрофана духовенству, монашествующим и всем верным чадам Луганской епархии УПЦ. В нем есть добрые слова о предшественнике и оценка православной жизни в регионе.

Главное, чем отметился новый владыка, – сразу же четко очертил степень своей власти и своего влияния, чем, по всей видимости, немало удивил руководство Луганщины. Более того (об этом не говорят сами священнослужители, но это было видно невооруженным взглядом для тех, кто хоть немного понимает жизнь на Донбассе), руководители области «присматривались» к новому человеку, наделенному огромной властью.

Вероятно, назначение 50-летнего архиепископа в Луганск имело свои основания. В епархии начались перемены. Верующие убеждены, что это перемены к лучшему. 19 ноября 2012 года в Свято-Владимирском кафедральном соборе Луганска состоялось торжественное богослужение по случаю 50-летнего юбилея владыки Митрофана.

Литургию возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион в сослужении митрополитов, архиепископов и епископов УПЦ (МП). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил его телеграммой, в которой отметил многолетние архипастырские труды на ниве Христовой и удостоил его ордена святителя Иннокентия Московского II степени. Поздравительный адрес от имени Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Владимира зачитал митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Симеон. А от имени руководства города и области владыку поздравил глава Луганского облсовета Валерий Голенко. Вышеназванный список говорит о многом для тех, кто разбирается в церковных делах. Сегодня очевидно многим – архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан – самодостаточная фигура и, вне сомнений, его ждет большое будущее.

Позитивные перемены в Луганской епархии

Стоит отметить, что в последние годы бывший владыка Иоанникий болел и не мог влиять на течение дел в епархии. Из-за болезни он даже не мог принимать людей. И это при том, что Луганская епархия на момент назначения нового владыки насчитывала 270 приходов и около 400 священников. Именно нездоровье митрополита стало основанием для принятия решения о смене епархиального руководства.

Что сделал владыка Митрофан? Начал с малого: элементарно наладил прием посетителей и постепенно, без лишних слов, но достаточно твердо и жестко начал решать множество вопросов пастырского, канонического, духовного и экономического характера. И здесь на помощь пришел новый викарный епископ владыка Никодим. Была восстановлена работа епархиальных отделов, которые отвечают за различные сферы жизни и деятельности епархии.

Характерная деталь, на чем не раз акцентировал владыка: «Очень важно общаться с людьми, причем как с духовенством, так и с прихожанами. Важно рассказывать людям, зачем и с чем ты пришел, дать понять, в чем проблема и почему произошла ротация епископа. Авторитаризмом ничего не добьешься. Если пришел новый руководитель и начинает жестко управлять, не изучив ситуации в епархии, не пообщавшись с духовенством и людьми, ничего хорошего из этого не выйдет».

Деталь – за шесть месяцев владыка Митрофан смог посетить практически все приходы вверенной ему епархии.

28 декабря 2012 года во время проведения Епархиального собрания архиепископ Митрофан отметил, что одним из главных направлений в своей работе считает налаживание полноценной работы епархиальных отделов, а также улучшение богослужебной и пастырской дисциплины.

Епархиальная жизнь многогранна, подчеркнул владыка, и для того, чтобы епархия выглядела достойно, нужен повседневный и кропотливый труд.

Вот что рассказал уже экс-руководитель информационного отдела Луганской епархии протоиерей Александр Авдюгин: «В своем докладе владыка, в частности, уделил внимание следующим епархиальным проблемам: ошибкам и недочетам в совершении богослужений; контролю продаваемой в церковных лавках православной литературы, а также обязательному разрешению на выпуск любой печатной продукции приходами и благочиниями; недопустимости участия священнослужителей в любых общественных мероприятиях, слетах, конференциях, телевизионных программах без предварительного благословения архиерея, а также полному запрету сотрудничества с ритуальными фирмами; укреплению церковной дисциплины в соответствии с требованием Устава УПЦ, отчетности каждого священника перед благочинным, недопущению канонических нарушений отказа в выполнении епархиальных указаний; более активному сотрудничеству с государственными органами, а также со средствами СМИ».

Искусство стать сильным

Синод УПЦ (МП), который состоялся 8 мая 2012 года под председательством Митрополита Владимира, расставил точки над «и». Очевидно, что сейчас Предстоятель УПЦ уверенно управляет ситуацией в Церкви.

Эксперт Екатерина Щеткина в своей авторской колонке на РИСУ «Журнальное чтиво» еще 11 мая 2012 написала: «Положение иных князей Церкви в их удельных княжествах бывает прочным до невообразимости — учитывая их интегрированность не только в духовную среду, которую они выстраивают по собственным понятиям, но и в светскую, в первую очередь политическую и экономическую, жизнь региона… Прямая атака на этих архиереев немедленно будет переведена в церковно-идеологическую плоскость и взорвет тот хрупкий мир, который установился в УПЦ за время правления Митрополита Владимира. Один из классических примеров того, как сила в некоторых ситуациях оборачивается слабостью… Неуязвимость крупных «церковных аристократов» можно подточить административными реформами. …Подобные разделения – очевидный удар по влиянию архиерея в собственном регионе и по наполняемости епархиальной казны, что не может вызывать восторга у тех, чьи вотчины попадают под раздел. Противовесы и расстановка сил – вот тот относительно мирный путь, по которому, судя по всему, решил идти Предстоятель УПЦ».

Впрочем, есть и другое мнение – в небольших епархиях архиерей становится ближе к народу, к прихожанам. Он фактически, успевает больше: побывать во многих приходах, отслужить Литургию. Все это имеет колоссальное значение для прихожан. 

И в этой связи немаловажен тот факт, что Священный Синод УПЦ в 2012 году проделал огромную работу по реформированию епархиального управления. Этот процесс начался в 2007 году, а в 2012, вспомним, были разделены Одесская и Харьковская епархии (обе на две самостоятельные епархии). Так, Синод учредил Изюмскую епархию, выделив ее из состава Харьковской епархии УПЦ, и была создана Феодосийская епархия (выделена из Симферопольской и Крымской епархии). Сейчас очередь дошла и до Луганщины.

Северодонецкий раскол

Сначала немного истории. На заседании Священного Синода УПЦ 31 мая 2007 года, путем выделения из Луганской епархии была учреждена Северодонецкая и Старобельская епархия. Правящим архиереем был назначен епископ Серафим (Зализницкий), бывший до этого управляющим Белоцерковской епархией. Однако уже 4 июня 2007 года Синодом он был выведен за штат согласно его прошению. 10 июня 2007 года управляющим епархией назначен епископ Пантелеимон (Бащук), однако 27 июля 2007 года он был освобожден от управления Северодонецкой епархией и назначен правящим архиереем новосозданной Александрийской и Светловодской епархии. Решением Синода УПЦ от 14 декабря 2007 года управляющим Северодонецкой епархией назначен епископ Агапит (Бевцик). Решением Синода УПЦ от 20 декабря 2012 года архиепископ Агапит (Бевцик) был освобожден от управления епархией и почислен на покой; управляющим назначили епископа Пантелеимона (Поворознюка Василия Дмитриевича).

Далее начался настоящий детектив. После решения Синода по епископу Пантелеимону, 29 и 30 декабря верующие дважды не допустили к богослужению нового архиерея, пытаясь добиться возвращения своего прежнего архипастыря Агапита.

Причем, что интересно, одна часть священнослужителей встречала его, как говорится, с хлебом и солью, а другая – чуть ли не с проклятиями. 29 декабря Пантелеимона не пустили на литургию в Рождественский кафедральный собор Северодонецка, а 30 декабря он не смог послужить в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Тогда же появилось «Открытое прошение Священному Синоду УПЦ (МП) от духовенства и паствы Северодонецкой епархии». Его суть: «Просим вернуть архипастыря Агапита на Северодонецкую кафедру».

Некоторые цитаты весьма интересны: «Мы, духовенство и паства Северодонецкой епархии, в связи постановлением Синода 20.12.2012 о снятии археп.Агапита с управления епархии и отправлении на покой, однозначно и ясно выражаем соборную позицию епархии. Просим Вас рассмотреть наше ходатайство о архиепископе Агапите и вернуть нашего архипастыря на Северодонецкую кафедру, рассмотрев положение дел в епархии».

В обращении отмечалось, что «с приходом владыки Агапита, за эти четыре года, благоустроилась и начала духовно процветать жизнь епархии. Северодонецкая епархия превратилась в мощный духовный центр Луганской области. Открыто 14 епархиальных действующих отделов… В 2009 г. было открыто духовное училище для мирян, с богословским и регентским факультетами (богословское образование бесплатно!). Кафедральный собор и ряд храмов, только при нашем архиерее, перешли из коммунальной собственности на баланс епархии (а сколько пришлось пережить манипуляций со стороны властей по этому поводу). Были проведены объемные строительные работы городских храмов – кафедрального и "Умиления"; резко возросла посещаемость городских храмов. При соборе есть воскресная школа для детей и взрослых; проводятся духовные концерты, выставки. В епархии архиереем открыты общественные организации – родительский комитет, спортивный православный клуб "Скимен" (посещаемость 100 чел.); регулярно каждое лето организовываются православные лагеря для детей. Следует заметить, что попечением владыки в нашей епархии нет раскольнических приходов УПЦ КП, УАПЦ и ИПЦ (Пашковцы), хотя до прихода епископа Агапита был раскольнический "епископ" КП с приходами и другие. Епископом было открыто и более сотни приходов и столько же рукоположено священников. Большая часть разрушенных храмов восстановлена».

И как резюме: «Высокая нравственность, милосердие, бескорыстность, благочестие, не тщеславен, доступен, безукоризненная порядочность – вот характеристика Божьего архиерея! Уважаемые члены Синода, вы за это его отстранили?»

При этом в обращении упоминается некий «прот. Д. [полное имя этого священнослужителя имеется в редакции]», который занимался отнюдь не богоугодными делами. О нем, в частности, в обращении говорится: «Он на подъеме религиозного возрождения в 90-х и начале 2000-го годов очень плотно слился с мэром г.Северодонецка, найдя общие финансовые интересы при строительстве Кафедрального собора и Крестовоздвиженского храма (Лесная дача). Слава и деньги испортили человека; развязались руки – избиение неугодных священников, прихожан, отсылание неугодных отцов в дальние села, "случайные" автокатастрофы, запугивание, шантаж, открытие на непокорных криминальных дел. Да и личные "слабинки": скандалы с любовницами, суд за издевательство и педофилию над сиротами…».

Ситуацию усугубило то, что в это же время от сердечного приступа скончался  56-летний благочинный Лисичанского округа протоиерей Виктор Шульц. Противники Пантелеимона утверждали, что причиной смерти стал тот факт, что нового архиепископа утверждали силой. Предстоятель УПЦ был вынужден лично вмешаться в проблему и пообещал до Рождества собрать Священный Синод по этому вопросу.

Настоятель Свято-Успенского храма (г. Рубежное) протоиерей Евгений Малетич заявил в интервью "EastKorr – Восточный корреспондент": «Поводом для конфликта стало недавнее снятие с должности управляющего нашей Северодонецко-Старобельской епархией архиепископа Агапита. У отца Виктора не выдержало сердце. Он в последнее время был участником очень бурных событий. Мы вместе недавно ездили в Киев к Митрополиту Владимиру, просили его разобраться в ситуации. После того как Луганскую епархию разделили на две – Луганско-Алчевскую с одной стороны, и Северодонецко-Старобельскую с другой, – в этой последней, где я и выполняю свое пастырское послушание, долгое время не получалось укорениться ни одному из тех архиереев, которых направляли сюда на должность управляющего епархией. Три церковных архиерея, встретив недостойный прием со стороны части местного духовенства, по сути, так и не смогли приступить к своей архипастырской деятельности. И казалось, что этому досадному конфликту не будет конца. Так было, пока в Северодонецк не был направлен такой мудрый владыка как архиепископ Агапит, окормляющий ее в течение вот уже пяти лет. Однако сейчас мы слышим, что нашего доброго архипастыря отправляют на покой, а его место отныне будет занимать епископ Пантелеимон».

По словам протоиерея Евгения, инициатором конфликта был благочинный Кременского округа и наместник Свято-Ильинского мужского монастыря архимандрит Иоасаф (Штанько), депутат Кременского райсовета: «Он очень хочет стать управляющим епархией. И ранее проявлял такие амбиции. Но на заседании Священного Синода его не поддержал митрополит Донецкий Иларион, что сыграло решающую роль. А недавно, насколько мне известно, с подачи архимандрита Иосафа появилось письмо от одной из жительниц Кременского района с какими-то обвинениями в адрес владыки Агапита, из-за чего его и отстранили».

Мир – лучший выход из противостояния

5 января 2013 года Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Митрополита Киевского и всея Украины Владимира принимает решение – образовать Могилев-Подольскую епархию, выделив ее из состава Винницкой и Тульчинской епархий. Управляющим Могилев-Подольской епархией назначить Преосвященного архиепископа Агапита (Бевцика). Об этом сообщает Журнал УПЦ (МП) №18 от 5 января 2013 года.

На том же заседании Синода было принято решение о реорганизации церковного управления в пределах Луганской области. Северодонецкая и Старобельская епархия была упразднена. Вместо нее была создана Северодонецкая епархия, к которой теперь относятся «Белокуракинский, Кременской, Новопсковский, Попаснянский, Сватовский, Старобельский и Троицкий районы Луганской области, а также города областного подчинения, находящиеся на территории данных районов. Епархиальному архиерею Северодонецкой епархии впредь именоваться «Северодонецкий и Старобельский». Освободить Преосвященного епископа Северодонецкого и Старобельского Пантелеимона от управления Северодонецкой епархией. Управляющим Северодонецкой епархией назначить Преосвященного епископа Ровеньковского Никодима, освободив его от должности викария Луганской епархии» (Журнал УПЦ (МП) №19 от 5 января 2013 года).

Православная Церковь в Украине сама по себе не просто консервативная, а суперконсервативная организация. И в этом ее, пожалуй, главный плюс и залог сохранения. Но обнародование вышеуказанного Обращения, поездки на двух автобусах в Киев к Митрополиту Владимиру – настоящая революция или бунт (кому как удобнее это назвать). Очевидно одно – разделение епархий, принятое, по нашим сведениям, по личной инициативе Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, – самый лучший выход из критической ситуации. В этом величайшая заслуга Митрополита Владимира. Владеть миром можно только используя мудрый мирный подход.

Согласно Постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви, на территории Луганщины создана новая епархия: «Создать Ровеньковскую епархию, в состав которой отнести Антрацитовский, Краснодонский, Лутугинский и Свердловский районы Луганской области, а также города областного подчинения, находящиеся на территории данных районов. Епархиальному архиерею Ровеньковской епархии иметь титул «Ровеньковский и Свердловский». Управляющим Ровеньковской епархией назначить Преосвященного епископа Пантелеимона (Поворознюка)» (Журнал №19 от 5 января 2013 года).

Кто и зачем критикует?

Политику Митрополита Владимира резко раскритиковали в российских СМИ, причем, речь не идет о критике со стороны руководства Русской Православной Церкви. Источник критики – публицист с Украины (!) Дмитрий Скворцов. В своей авторской колонке на «Новом Регионе 2», а затем в блоге на радио «Эхо Москвы» этот деятель задается вопросом-заголовком: «В УПЦ (МП) дробят епархии, чтобы раздробить РПЦ?».

Вот что пишет г-н Скворцов: «...Процесс дробления украинских епархий принял лавинообразный характер где-то с 2007г., когда с формированием вокруг Предстоятеля УПЦ (МП) новой команды во главе с его секретарем Александром Драбинко проявились первые поползновения в сторону автокефалии.

Отсюда становится понятно, зачем нужны новые епархии (ведь по сравнению с первой половиной 2000-х количество верующих не увеличивается в пропорциях, сопоставимых с увеличением епархий) – таким образом увеличивается количество епископов. Это нужно для того, чтобы не только иметь численный перевес на Соборе УПЦ (МП) при постановке вопроса об автокефалии (а большинство управляющих новыми епархиями, как правило, из числа т.н. «младоепископов» – ставленников самого молодого в истории УПЦ архиерея Александра Драбинко), но и иметь существенный вес на Поместном Соборе РПЦ, где данное решение должно утверждаться (уже сейчас 83 епископа УПЦ составляют более четверти от общего числа архиереев РПЦ (включая Зарубежную Церковь, Японскую, Белорусский экзархат, Западную Европу, Прибалтику и ту же УПЦ – всего 307). Причем, украинские епископы имеют право участвовать в работе высших органов РПЦ (и, соответственно, могут препятствовать принятию невыгодных для себя решений), тогда как последние в заседаниях Синода и соборов УПЦ не участвуют».

Г-н Скворцов пишет: «Таким образом, Синод, хоть и не пошел навстречу чаяниям тысяч верующих, но признал свою неправоту по отношению к владыке Агапиту лично. Также отменено решение прошлого заседания о назначении на Северодонецкую кафедру епископа Пантелеимона, которого не принял церковный народ. Под него образована Ровеньковская епархия. А на Северодонецк поставлен бывший викарий Луганской епархии Никодим». Решения Священного Синода Дмитрий Скворцов называет «половинчатые (если не сказать иезуитские) решения». «Тем не менее, создан прецедент, свидетельствующий, что миряне могут влиять на синодалов. Как и должно быть в Соборной Церкви».

Простой мониторинг показывает: умозаключения г-на Скворцова быстро разошлись по Рунету. Впрочем, это объяснимо – праздники, и журналисты просто «повелись» на скороспелые выводы г-на Скворцова.

Увы, но достойного информационного ответа со стороны УПЦ (МП) нет. Почему? Вероятная причина – Сочельник, Рождество. Но, возможно, информационная политика УПЦ требует корректировки? Или мы и дальше будем довольствоваться чтением Журналов? Честно, не хотелось бы, чтобы официальные Журналы превращались в чтиво и мы додумывали бы то, чего нет.

Чего ждать?

Назначение Преосвященного епископа Ровеньковского Никодима (Барановского) в Северодонецк будет иметь колоссальное значение. Нет сомнений, что ему удастся навести порядок в епархии. По нашим сведениям, он наделен специальными, особыми правами, а те, кто ослушается, будут жестко наказаны, вплоть до лишения сана священнослужителя.

Своими мыслями с нами поделился экс-руководитель информационного отдела Луганской епархии протоиерей, а ныне клирик новой Ровеньковской и Свердловской епархии Александр Авдюгин: «Епископ Пантелеимон (Поворознюк) – ученик архиепископа Митрофана. Он 1973 года рождения и в Синодальном отделе занимался вопросами семьи. Первое его назначение на кафедру было совсем недавно. Направили его в Северодонецк, где буквально взбунтовалась часть клира и миряне по причине несогласия со снятием предыдущего владыки, архиепископа Агапита (Бевцика), который назначен на новую Могилев-Подольскую кафедру в Винницкой области. Владыку Пантелеимона (отнюдь, не по его вине) Северодонецк не принял, что, как по мне, явное неповиновение и отрыжка "оранжевой демократии" украинского толка, к сожалению, проникшей и в нашу среду. Хотелось бы напомнить тем священникам, кто игнорирует решения Синода, об их присяге при рукоположении. Протестуй, возражай, но игнорировать синодальный Указ права не имеешь. Да и жалобщики на вл. Агапита "молодцы". С кесарями связались и бомбить Синод жалобами стали. Выполнили бы священники постановление Синода о невозможности сочетания депутатских должностей со священническим служением – смещения бы архиепископа Агапита не было. Думаю, что новый северодонецкий владыка, епископ Никодим, "властью ему данной" порядок там наведет. Епископ Никодим укрепит церковную дисциплину. Давайте не забывать, что священнослужители давали Присягу, и поэтому борьба с раскольничеством должна быть жесткой. На том держится сила Православной Церкви. Безусловно, в Луганске за последние полгода (при владыке Митрофане) была проделана огромная работа. Это касается не только информационного, но и других отделов. Но я уверен, что эта работа будет продолжена. Я же буду трудиться здесь, в Ровеньках, на благо новой епархии и Святой Церкви. Новая епархия – это масса организационных дел. Но, надеюсь, что Господь все управит. Что же касается архиепископов Митрофана, Никодима, Пантелеимона, думаю, они будут работать в унисон. Это новое поколение священнослужителей, они активные и смелые в своих задумках на благо Православной Церкви и всего нашего общества».

Вместе с тем, о.Александр неодобрительно отозвался о полном названии новой епархии – Ровеньковская и Свердловская: «Ровеньковская – нормально, Свердловская – неверно. Место это (г.Свердловск) имеет старое историческое название – Должанка. Было бы лучше Ровеньковская и Должанская, но пока у нас остатков, вернее, останков прошлого больше, чем настоящего. Яков Свердлов в названии епархии – крайне прискорбно. Создавать здесь, в маленьких шахтерских городах, серьезную информационную структуру не получится, проситься в Луганск не буду, у меня дружный прекрасный приход, да и матушка на государственной, довольно серьезной должности пребывает, так что:

«Управь, Господи!» – написал священник в своем блоге.

Главное, что важно понять, – и архиепископ Северодонецкий и Старобельский Никодим (Барановский), и архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон (Поворознюк) будут работать в тесном контакте, в соработничестве с архиепископом Луганским и Алчевским Митрофаном. А это значит, что Луганщина не будет прозябать на периферии культурной и духовной жизни Украины.

Посмотрите на биографии этих священнослужителей – это достаточно молодые, деятельные люди. И, возможно, именно сейчас на Луганщине пишется новая история Украинской Православной Церкви.

Диана СТЕШЕНКО, Владимир ЛЕРМОНТОВ

(специально для РИСУ)

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
11 января, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
11 января, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
11 января, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
11 января, 11:44