Тарас АНТОШЕВСКИЙ, Геннадий ДРУЗЕНКО
Последний политический скандал в окружении Президента Украины не просто выявил серйозные противоречия в высших кругах власти, но и то, что Виктору Ющенко не удалось эти противоречия удержать под контролем, как это было весной этого года. По словам Александра Мороза, Александр Зинченко принародно озвучил то, о чем все и так знают. Прежде всего за этим скандалом стоит проблема кризиса нравственности лиц в министерских и других высоких креслах. Однако, как часто это бывает в различных политических баталиях в Украине, и эта ситуация имеет церковный аспект.
Церковь, в объединенном понимании, всегда играла и будет играть существенную роль в общественных отношениях в Украине. Политические ориентации и симпатии церковных руководителей, а также зависимость религиозных организаций от капризов власти были и будут объектом спекуляций различного рода политиков и партий. Предыдущие выборы вывели Церковь в эпицентр политической борьбы. Для части религиозных конфессий и их лидеров 2004 год стал, можна сказать, решающим – быть или не быть. Победа Виктора Ющенко многими из них была воспринята как обнадеживающий шанс изменить в лучшую сторону парадигму государственно-церковных отношений. Кое-кто оранжевую победу встретил как призыв к переделу сфер влияния и имущества, а также захвата храмов тех, кто обвинялся в поддержке сине-белого кандидата. В результате, в разных регионах Украины обострились межконфессиональные конфликты, в частности между верующими УПЦ (МП) и УПЦ КП, в которых претензии атакующей стороны обосновывались политическими обвинениями оппонентов. Те, которые еще недавно были гонимыми и обиженными безразличием или даже откровенной враждебностью со стороны местной власти, решили, что пришло время как можно быстрее получить сатисфакцию за прошлые обиды.
Однако эйфория прошла довольно быстро. В Одессе, например, новоназначенный глава ОГА за благословением на работу обратился к митрополиту Агафангелу, который еще недавно благословлял борьбу с «сатаной – Ющенко». А сам «народный Президент» лично приехал в Киево-Печерскую Лавру поздравить с днем рождения одного из ближайших соратников Януковича – епископа Павла (Лебедя). Для многих был шок, что на следующий день после инаугурации Президент Украины поехал в Москву и там встретился с Патриархом Алексием ІІ, которого заверил в своей сыновской лояльности и получил в ответ благословение как верующий этой Церкви. Это лишь несколько примеров политической беспринципности и нравственной всеядности новой власти.
Вскоре стало понятно, что Виктор Ющенко все же планирует что-то менять в отношениях с Церквами и религиозными организациями. Первой жертвой этих изменений стал Государственный комитет по делам религий. Он был ликвидирован, но не совсем. На его месте со статусом правительственного органа государственного управления создают Государственный департамент по делам религий в составе Министерства юстиции Украины, а руководителем департамента назначают бывшего Исполнительного секретаря Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Игоря Бондарчука – человека, не связанного с религиозными или религиоведческими кругами. Хотелось бы трактовать этот шаг как желание власти свести роль новосозданного Департамента к чисто технической, регистрационной работе – без вмешательства во внутренние дела церквей и навязывания им государственной политики, однако утверждать это еще слишком рано, так как от времени назначения руководителя департамента на должность не прошло еще и двух недель.
Еще более важной ласточкой перемен в церковной политике высшей власти стала активизация отношений В.Ющенко со Вселенским Патриархатом, а в рамках этого: визиты украинских официальных лиц в Стамбул и иерархов Украинской Православной Церкви в США (которая пребывает под омофором Патриарха Константинопольского) в Украину, известное заявление архиепископа Всеволода о непризнании Украины канонической территорией Московской Патриархии, встреча В.Ющенко с Патриархом Варфоломеем І, попытки организации официального представительства (подворья) Вселенской Патриархии в Киеве.
В то же время имели место несколько менее заметных, однако не менее значительных фактов. В один из дней Светлой недели (Пасхальных празднеств) Предстоятелю УПЦ КП Патриарху Филарету было сперва разрешено совершить богослужение в Софийском соборе, но в последний момент это разрешение было отозвано. Во время Пятидесятницы Президент Украины на превеликую радость руководителей УПЦ (МП) принял полное каноническое соборование (полное прощение грехов за всю свою жизнь) в Киево-Печерской Лавре, где еще полгода тому был один из центров поддержки Януковича на президентство. На следующий день после встречи Президента Украины с Константинопольским Патриархом в турецком аэропорту полиция арестовывает епископа Вселенской Патриархии Илариона (гражданина Украины), которому было поручено контактировать от имени Патриархии с официальными представителями украинской власти; владыку обвинили в том, что он яляется чеченским (!) террористом. В Украине этот инциндент кое-кто истолковал как проявление «руки Москвы», издавна умевшей находить «подход» к турецким чиновникам.
В июне этого года Виктор Ющенко имел плодотворную беседу с членами Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций, после чего на встрече с главами государственных администраций приказал губернаторам прислушиваться к нуждам религиозных организаций на местах, в частности, храмово-имущественных, и жить в мире с духовными отцами. Естественно, что такой приказ сверху начал исполняться на местах, хотя бы напоказ. Например, через принуждение верующих УПЦ (МП) к поочередным богослужениям с представителями других конфессий. Однако уже получаем информацию, в частности из Закарпатья, что в регионы от представителей окружения Президента пошла другая устная директива – прекратить оказывать давление на общины УПЦ (МП) и внедрять практику поочередности.
Используя конфликт в УАПЦ, на эту Церковь государственными чиновниками и «друзьями» из других конфессий осуществляется давление с целью ее самоликвидации и присоединения к УПЦ КП.
Наконец, Президент Украины в своем выступлении по случаю Дня Независимости вновь напомнил о необходимости единой поместной Украинской Православной Церкви, что вызвало обепокоенность и даже опасения в Московской Патриархии. Знаменательно, что в этот день в Софийском соборе на встрече главы государства с церковными руководителями не было Предстоятеля УПЦ (МП), а первому слово было предоставлено Патриарху Киевскому Филарету.
Все приведенные выше факты говорят о том, что как и в других сферах общественной жизни, в государственно-православных отношениях на высшем уровне не достает четкой стратегии, а происходит своеобразное заигрывание то с Московским Патриархатом, то с Константинополем, а то с местными киевоцентричными православными кругами. Это может означать, что в окружении Президента Украины существует несколько групп политиков, протежирующих разным православным конфессиям. Эти царедворцы, похоже, и определяют отношение главы государства к религиозной проблематике, и именно поэтому это отношение выглядит довольно неоднозначно.
Как помним, на прошлых выборах засветилась группа молодых клириков и мирян УПЦ (МП), недовольных заполитизированностью значительной части иерархии этой Церкви и заангажированностью части священнослужителей этой Церкви в грязных политических технологиях. Было совершенно понятным, что последние действовали в соответствии с четкими указаниями и планом, разработанным в Москве. Возникает идея переориентации на Константинополь, который вновь очень заинтересовался делами в Украине. Таким образом актуализировалась идея поиска канонической независимости от Москвы, которую озвучил архиепископ Черкасский УПЦ (МП) Софроний. С этой группой связан теперь уже экс-госсекретарь Александр Зинченко. Именно он в середине марта отвозил Патриарху Варфоломею приглашение Ющенко посетить Украину, он принимал участие во встречах с владыками Вселенской Патриархии, а его заместитель присутствовал на встрече Президента с Патриархом Варфоломеем.
Другая группа православных деятелей ориентируется на УПЦ КП во главе с Патриархом Филаретом. Основное отличие этой группы от первой – требование, что именно на основе УПЦ КП должна быть создана каноническая автокефалия (на автономию они не согласны) под покровом Константинополя. С этой целью они инициируют давление на УАПЦ, чтобы «интегрировать» ее в УПЦ КП. В конце концов, для части УПЦ КП каноническое признание не является мегацелью – они чувствуют себя весьма самодостаточными и без него.
С другой стороны, на Президента Украины существенно влияет откровенно промосковское лобби, к которому можно отнести Петра Порошенко и Александра Третьякова. Упомянутый неожиданный отказ Патриарху Филарету служить Литургию в Святой Софии, инициативу лично поздравить епископа Павла (Лебедя) с днем рождения и идею соборования Президента в Лавре связывают именно с последним. Экс-секретарь Совета нацбезопасности и обороны в июне откровенно заявил во время пребывания в Крыму: «Я за единую Церковь. Я сам хожу в Православную Церковь Московского Патриархата и заверяю вас, что не допущу силового давления в церковных вопросах в Украине. Я встречался с Путиным и с Патриархом Алексием, и мы обо всем договорились. Государство в церковные вопросы вмешиваться не будет.» Можно только догадываться, о чем они там договорились. Возможно, чтобы не создавать препятствий деятельности УПЦ (МП), в частности, принуждением к поочередности богослужений, как знаем по примеру Закарпатья.
Конечно, что это «церковно-ориентационное» противостояние в окружении Президента не было одним из решающих факторов, повлиявших на конфликт в высших ешелонах власти, что перерос в отставку правительства и ряда других высокопоставленных лиц. Однако этот конфликт нелизя рассматривать лишь как борьбу политико-бизнессовых кланов, как начало предвыборной кампании. Однозначно, это – противостояние видений путей развития Украины, а здесь церковный фактор является одним из весомых и, возможно, определяющих составных.
Дальнейшее развитие событий в окружении Президента Украины покажет, какая именно из церковных ориентаций победит. В то же время можно с уверенностью прогнозировать, что резкого крена в один или другой бок ожидать не следует, как впрочем и быстрого радикального нравственного очищения во властной верхушке Украины.