Почему традиционные церкви мира сегодня безнадежно проигрывают битву восточной философии в борьбе за своих последователей? Впечатления от лекции "Исцеление через медитацию" Гьетрула Джигме Ринпоче (Gyetrul Jigme Rinpoche) в Киеве.
Пребывание в Украине в «расписанном на годы вперед графике Ринпоче» проходило в рамках весеннего «гастрольного» тура гуру по Европе (он уже посетил Германию, Австрию, Францию, Бельгию, Россию и т.п.). Для лекции организаторы («Рипа Украина») арендовали огромный Красный зал Дома Кино на 670 мест. Он был полон, немало людей также сидели прямо на полу вдоль стен в проходе. Поскольку эта лекция была лишь предварительной к последующему четырехдневному семинару в Киевской области, многие были с большими рюкзаками и карематами, съехавшись со всей Украины. Преимущественно интеллигентные молодые люди, находящиеся в духовном поиске и искренне желающие развиваться. Мало толстых, что навевает мысли о соблюдении постов и вегетарианстве. Заметно было, что здесь своя, хоть и открытая для посторонних, тусовка – опаздывающие с улыбками здоровались с знакомыми в зале.
Встреча-ретрит длительностью два часа (гуру говорил по-английски с последующим переводом на русский) состояла из двух частей: собственно лекция и ответы на вопросы из зала.
Время от времени Ринпоче попивал чай, пошутив в начале, что это, к счастью, не пиво, которое развращает. Организаторы встречи перестарались, и церемония вынесения чая превратилась в шоу. Две девушки несколько раз выходили на сцену. Одна из них, одетая в традиционную украинскую одежду, с цветастым венком с ленточками на голове, торжественно несла поднос с чашкой. Другая, в обычной одежде, садилась около гуру на коленях, благоговейно ставила полную чашку и забирала пустую. Под громкий стук каблуков девушки удалялись. Возможно, таким образом (принимая во внимание украинские вышитые рушныки на столе, стоящем на сцене) организаторы хотели визуально показать соединение славянской традиции с восточной. Это позабавило гуру, после очередного такого парного выхода он со смехом сказал, что ему здесь у нас очень нравится.
Что подкупает в философии буддизма? Аппеляция к универсальным ценностям (духовный рост, счастье, здоровье, покой) и волнующим всех вопросов: зачем я пришел на эту Землю? Счастлив ли я? Все это приправлено требованием быть честным перед самим собой.
Не сказать, чтобы гуру говорил о чем-нибудь новом или сложном. Даже то, что он рассказывал о технике медитации, было общеизвестным. Но Ринпоче и сам об этом вначале предупредил, предложив просто пересмотреть эти вещи заново, переосмыслить.
Он напомнил, что человеческий мозг находится все время в напряжении, даже если тело полностью расслаблено. И это настолько утомляет, что после целого дня ничегонеделания мы чувствуем себя очень уставшими. От этой разлаженности тела и разума, тела и дыхания происходят разные болени тела. Медитация – гармония с собой, простой путь расслабиться, успокоиться, исцелиться. Но не нужно ожидать, что после медитации вы начнете летать. Все гораздо проще.
Уверенный в существовании глобальной этики, Ринпоче, касаясь вопроса о том, тяжело ли соблюдать необходимые религиозные предписания в обыденной жизни, заявил, что важно быть не религиозным человеком, а хорошим человеком. Хороший человек религиозен, и религиозным человеком подчас быть сложнее, чем хорошим.
Ринпоче заметил, что мы все очень любим болтать и не любим слушать. А именно умение слушать является важным для гармонии с собой. Этот тезис гуру проиллюстрировал двумя примерами.
Он рассказал, как во время одного из своих путешествий пересекал океан на корабле. Вдруг из воды показалась большая голова кита, вслед за ней – голова поменьше. Ринпоче увидел глаза матери и детеныша, и они так его поразили. Они молчали, но это молчание было как самое подлинное общение.
Конечно же, не обошлось без отсылки к мировым авторитетам из других религий. Лектор напомнил историю явления Девы Марии Терезе. «О чем ты с ней говорила?» – спросили монашку. «Я слушала». «А что говорила Дева Мария?» – «Она слушала».
Главная цель практической части, где учились правильно медитировать – расслабление (relax). Для этого Ринпоче предложил трехступенчатую модель «сиди – дыши – расслабься» (sit – breath – relax). Новичкам гуру советует научиться сидеть, сидеть, сидеть. И обязательно делать это с ровной спиной, ибо нет ничего более изысканного и исполненного достоинства, по его мнению, чем прямая осанка.
В интервью Джигме Ринпоче для журнала Life line «В соединении с собой» находим похожие инструкции: «Я уверен, что есть масса прекрасных техник, но лучшая техника, которую знаю я – это медитация. Очень простая и очень натуральная вещь. Многие заблуждаются, думая, что для вхождения в контакт с собой, нужно делать какие-то сложные, невыполнимые вещи. С точки зрения медитации, если вы хотите войти в контакт с собой – ничего не делайте. Просто сидите. Когда непосвященные спрашивают меня, как правильно медитировать, а у меня нет времени на развернутый ответ, я отвечаю просто: сидеть, сидеть и еще раз сидеть…»
Поэтому перед коллективным сеансом медитации в Доме Кино гуру попросил всех выпрямить спины и сесть поудобнее. Более 600 человек послушно зашевелились, по рядам пошли огромные волны. Надо заметить, что негромокий, вкрадчивый и спокойный голос лектора производил невероятное воздействие на аудиторию. Сложно было противиться, нужно было аппелировать к собственному разуму, почему не стоит подчиняться просьбам этого доброжелательного тибетского мудреца.
Во время медитации в огромном зале воцарялась полнейшая тишина, сосредоточенность, потом – внимательное добродушное слушание. Заметно было, что публика очень хорошо настроена к гуру. На лицах некоторой части случайных людей был интерес или сомнение. Мало кто уходил до конца лекции.
Далее Ринпоче дал несколько простых рекомендаций о ежедневной медитации (заметим, что он повторяет это почти слово в слово во многих своих интервью разным изданиям). Желательно вставать рано утром, советовал гуру, когда тело наилучшим образом гармонизирует с природой, и делать 15-минутную медитацию (но не в кровати!). У всех есть это время каждый день, 15 минут можно найти. Для медитации нужно выделить в комнате особое, священное место, тихое, секретное и личное, свой угол, куда можно возвращаться помедитировать, когда вы злы, напряжены. «Развейте священные отношения с таким маленьким уголком», – советовал Ринпоче. Помимо 15 минут медитации утром, нужно еще как минимум 10 минут медитировать перед сном.
Зал благодарно апплодировал тибетскому гуру. После лекции каждый желающий из зала мог задать абсолютно любой вопрос и получить ответ. В это время две помощницы взяли до этого стоявшие по двум сторонам сцены ящики для подношений и с улыбками встречали уходящих людей на выходе из зала, призывая пожертвовать сколько не жалко.
Выступление гуру подкупало простотой и отсутствием чего-либо, что могло бы разъединить собравшихся. Никаких жестких рамок, истин, которые претендуют на единственную правильность, и догм, нуждающихся в защите до смерти. Все было мило, душевно, комфортно. Более полутысячи собравшихся в зале слушателей стали на несколько часов единым организмом, внимая словам гуру. Фотографируя, я опасалась поначалу, что мне запретят это делать или попросят выйти с собрания (какие-нибудь сектантские приколы), но нет, мне лишь доброжелательно улыбались, ни сказав ни слова.
Сравнивая разного рода религиозные собрания, у буддистов мне понравилось больше всего. Конечно, не покидало опасение, что это секта и тут возможны спекуляции на стремлении людей к духовности, и вообще попытки славян подчинить свою жизнь согласно восточной философии кажутся мне жалкой пародией и подделкой. Но, все равно, то, что я увидела, выгодно отличалось от личных впечатлений от когда-либо посещенных мною собраний последователей других религий. Здесь не было «намоленного» и претенциозного стояния православных, тоскливости и тусклости католической Мессы, оголтелого и пошлого а-ля концерта неопротестантов-харизматов с пасторами-проходимцами, изгоняющими злых духов размахиванием своими пиджаками, крикливых мусульманских проповедников, превращающих собрание в мечети в политический митинг.
В лице этого тибетского монаха Ринпоче я не увидела благообразного высокопоставленного служителя, насквозь дряхлого старичка-бюрократа Католической Церкви или заносчивого, высокомерного и упитанного православного иерарха. Передо мной был худощавый, простой, крепкий, улыбчивый человек, бесконечно обаятельный и располагающий к себе.
Однако есть и плохое. Бесплатное занятие было не только возможностью познакомиться с буддизмом, но и затравкой для вербовки участников платных лекций следующих дней. 13–16 июня 2013 г. под Киевом Гьетрула Джигме Ринпоче проводит для всех желающих, независимо от религиозных взглядов, «Ретрит будды медицины» «в традиционном тибетском стиле, с мантрами, мудрами и визуализациями». «Практика Будда Медицины является древней техникой медитации направленной на исцеление. Она пришла к нам из Тибета, где каждый врач традиционной медицины выполнял ее в обязательном порядке, чтобы развить в себе способность помогать другим, особую интуицию и научиться усиливать действия различных лекарств», – сообщают организаторы.
По расценкам, приведенным на сайте мероприятия, по моим подсчетам 4-дневный ретрит обойдется приблизительно в 2 200 грн (можно немного сэкономить, если жить в палатке или спать на каремате). При том огромном интересе к восточной религии, модном увлечении Тибетом и запросе на духовность, который традиционные церкви сегодня не могут удовлетворить, полагаю, что это очень хороший и прибыльный бизнес. Предлагаемая духовная традиция предназначена «современным людям – близким и далёким от буддизма, представителям любых религиозных конфессий», а значит – универсальна.
Помимо поездок Джигме Ринпоче с лекциями по всему миру (в Европу он впервые приехал в 1996 году), на Востоке он руководит монастырями линии Рипа в Непале и Индии, куда могут приезжать все желающие из любых стран мира. Конечно же, не бесплатно. Из информации, поданной на сайте организации The Ripa International Center, посвященном гуру и его деятельности также узнаем, что у него есть сеть организаций «Падма Линг» и специальная трехлетняя программа в России «Путь сердца воина».
В одном из интервью для очередного женского журнала (этой целевой аудитории уделяется особое внимание) Ринпоче сказал: «Много людей называют себя гуру – это понятие сегодня трактуется гораздо шире, чем принято в буддизме. В переводе с санскрита, гуру означает учитель, мастер, духовный наставник, лидер. Людей, претендующих на такую миссию, очень много. Как выбрать истинного? В буддизме большинство реализованных Высоких Учителей – их еще называют Ламами – знают друг друга, так что можно искать по рекомендации. Учтите, что буддизм – это не только религия, но и философия, наука и практическая мудрость. И особый образ жизни, наполненный медитацией, любовью и состраданием. Он доступен каждому, если вы решили вступить на путь познания себя.
Познать свою суть, свое сердце гораздо важнее, чем познать мир. Поэтому ваш главный гуру – вы сами. В России я уже несколько лет веду программу “Развитие Сердца Воина”, где учу устанавливать контакт с вашей глубинной сущностью и жить без страха, что бы в жизни не случалось. Я учу медитации, древним тибетским практикам. Можете записаться ко мне на этот тренинг, но повторяю – гуру не заменит главного учителя и проводника, ваше собственное сердце. Зато гуру может познакомить вас с учением, подсказать путь. Остальное вы будете делать сами».
Напоследок очень позабавила мотивация для волонтеров ретрита: «Работы много, но будет весело! Поток нас поддерживает, присоединяйтесь, это бесценный опыт».
До встречи в потоке!