Created with Sketch.

«Станем сообществом людей, которые борются за истину...»: основные идеи вебинара

30.04.2020, 12:05

28 апреля на онлайн-платформе Zoom состоялась видеоконференция, организованная Институтом религии и общества УКУ, где создатели документа презентовали его перед общественностью и ответили на вопросы участников. Предлагаем вашему вниманию обзор основных вопросов видеоконференции.

Недавно в сети был обнародован документ «Тоска по Истине, которая освобождает», в нем были изложены соображения по поводу проблемы правды и «постправды» в современном обществе. Эта проблема особенно актуальна для Украины во время мощной информационной войны со стороны Кремля. Как сообщала РИСУ, над документом длительное время работала инициативная группа священников и мирян разных христианских конфессий, подписали его верующие Православной Церкви Украины, Украинской Греко-Католической Церкви, Римско-Католической Церкви в Украине, Ассоциации миссионерских церквей евангельских христиан Украины и Собора независимых евангельских церквей Украина. Сбор подписей продолжается. Документ опубликован также на английском языке.

28 апреля на онлайн-платформе Zoom состоялась видеоконференция, организованная Институтом религии и общества УКУ, где создатели документа презентовали его перед общественностью и ответили на вопросы участников. Предлагаем вашему вниманию обзор основных вопросов видеоконференции.

Правда безопасности

Один из разделов документа называется «Ловушка безопасности». Там говорится, что многие западные политики понимают: пренебрежение ценностями человечности негативно влияет на прочность мирового порядка. Однако у них нет решительности отстаивать эти ценности, опасаясь войны, которую мог бы вызвать конфликт с нарушителями международного права. Но не обманываются ли таким образом политики? Возможно ли найти основу для длительного сотрудничества, взаимопонимания и диалога в условиях «постправды», которая означает полное безразличие к истине? В документе приведены слова экс-мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга о том, что многие из тех, кто находится сейчас на вершинах власти, «воспринимают правду как угрозу, боятся ее, отрицают, атакуют и оказываются в бесконечном частоколе лжи». «Иногда и церковные общины опасаются осуждать авторитарные режимы, которые творят зло, боясь, что это обернется большими преследованиями их единоверцев. В этом случае Церковь говорит не всю правду, которую знает, чтобы не разозлить диктаторов. Иногда это оборачивается такими уступками диктаторам, которые, по сути, вступают в конфликт с христианским учением», – говорится в тексте. «Восстановить международный порядок невозможно в сотрудничестве с теми, кто его нарушает», – напоминают инициаторы «Тоски по Истине».

«Различение между правдой, полуправдой, псевдоправдой чрезвычайно сложно на всех уровнях. Это большая работа. Мы подчеркиваем, что именно этот вопрос является ключевым и для безопасности, и для свободы, для ценностей нас как европейцев», – говорит ученый-философ и общественный деятель, директор Центра европейских гуманитарных исследований Константин Сигов. Он напоминает, что для нас, как носителей славянского языка, «постправда» означает также «пост-право», то есть беззаконие.

Еще один вопрос для обсуждения – «диалог любой ценой». Обычно при таких условиях ценой становится правда. «Настоящий диалог возможен только в правде», – напоминает правозащитник, публицист, вице-ректор Украинского католического университета Мирослав Маринович. Создатели документа отмечают, что в мировой политике следует изменить правила игры, чтобы сохранить настоящую, а не показательную безопасность. И для этого агрессию и насилие следует назвать своими именами. «Не упрекать Кремль в информационной агрессии или же упрекать, выражая лишь свою «глубокую обеспокоенность», – значит, взять на себя грех, то есть разделить с ним ответственность за это преступление», – взывает «Тоска по Истине».

Одиночество перед миром несправедливо обиженных – также незаживающая пока рана человечества. «Мы сейчас все на карантине, и одиночество для многих является реальной проблемой. Но человек, которого осудили несправедливо, чувствует ее острее нас. И это не только личный вопрос. Одинока ли в этом мире Украина во время войны? Мы продолжаем настаивать на правде, чтобы преодолеть чувство одиночества», – говорит Константин Сигов. Потому что через него и человек, и государство может терять силу к существованию. Мы стремимся выйти из постсоветского плена, из изолированности. И ключевым после карантина станет вопрос: будем ли мы выходить в свободный мир или в мир, в котором свободы не будет хватать?

Ресурс для изменений: справедливость или милость?

«Мы, как христиане, ожидаем, что Бог будет к нам милостив, а не справедлив. Ведь если судить нас по справедливости – то горе нам. Мы сами должны судить о себе по правде, а не по милости – чтобы Бог был к нам милостив», – напоминает один из инициаторов «Тоски по Истине» богослов, доктор философии, архимандрит Кирилл Говорун. Он размышляет, как перенести решение этой дилеммы с индивидуального на общественно-политический уровень. Ведь каждая следующая власть совершенствует принцип: «друзьям – все, а врагам – закон». Есть споры, кто первым этот тезис высказал – президент Перу или Бразилии, где-то в начале ХХ века. «Опыт Латинской Америки, пережившей много диктатур и преступлений против человечности, перекликается с нашим опытом, где есть Майдан, благодаря которому мы преодолели диктатуру при Януковиче. Этот опыт свидетельствует, что страны, которые преодолевают последствия диктатур и при этом не применяют правду и справедливость в отношении виновных, до сих пор лихорадит. Украину будет еще долго лихорадить, пока мы не найдем формулу правды, справедливости, пока не будут наказаны виновники диктатуры и люди, которые стали причиной убийств на Майдане», – говорит о. Кирилл.

Христиане, по идее, призваны быть «светом миру», «солью земли», «закваской» и первыми свидетельствовать правду. Так ли всегда есть? И всегда ли правда исцеляет? «Если правда будет для нас только хорошей идеей, то в пылу против злых она станет идеологией и инструментом преследования. А таким образом мы не достигнем победы истины. Нужно всегда понимать истину как личность, которой для христиан является Иисус Христос, Бог наш», – говорит отец Михаил Димид. Он напоминает, что стоит зайти в интернет – и там найдем подтверждение всех своих возможных тезисов. И наш противник так же найдет аргументы для своих утверждений. Выбор позволяет придать легитимность любой точке зрения. Как справиться в таком случае? Через этическую оценку правды и лжи – предлагают создатели документа. Правда такова лишь тогда, когда одновременно является и Дорогой, и Жизнью. Правда, которая перестает быть следствием любви и справедливости, становится опустошенной и превращается в ложь.

Духовные проблемы ослепляют людей и не дают видеть истинное положение вещей. Богослов Кирилл Говорун отмечает, что часто именно люди веры являются наиболее уязвимыми к постправде. Она распространяется в определенных религиозных кругах. Как этого избежать? «Мы должны быть справедливыми к себе и милостивыми к другим, – убежден архимандрит Кирилл. – Я себя ловлю иногда на том, что пытаюсь манипулировать другими. Надо признать, что в религиозной среде среди церковных людей есть немало манипуляторов. И они часто имеют добрые намерения».

Истина, которая... не нужна?

Религия может стать идеологией, системой обрядов, – отмечает митрополит Филадельфийский УГКЦ Борис Гудзяк. И тогда происходит борьба идеологий и идей. Убежденность в собственной правоте питает слепую фанатичную веру. «Истину следует утверждать языком любви, – убежден Мирослав Маринович, – потому что только тогда она избавляет. Если истина – это меч, тогда осуждаемый человек закрывается от него и выстраивает для себя защитные стены. Для прощения и настоящего примирения нужны истина и любовь».

 «Наш документ и, собственно, тоска по истине не является «тоской по прошлому», – отмечает Константин Сигов. – Надо преодолевать распространенный, к сожалению, в традиционалистских кругах, стереотип, что наше время является «концентрацией лжи» и что ее сейчас больше, чем когда-либо». Впрочем, хотя лжи сейчас столько же, как и всегда, получается, что людям очень хочется быть обманутыми. «Меня поразило предложение из пророка Иеремии: «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь… и народ Мой любит это». Будто сказано о нашем времени. Потому что если народ начинает любить ложь, под этот запрос появляются политические лидеры, – говорит Мирослав Маринович. – Кто-то говорит: народ не виноват, это политики его накручивают, а народ действительно мудрый и добрый. Однако успех политика возможен только тогда, когда он подыгрывает человеческим ожиданиям. Такая закономерность действует во благо, если народ верен духовным ценностям. Но если народ теряет понимание добра и зла, он хочет быть обманутым. И лживые политики обязательно найдутся».   

Бог уничтожает ложь, однако люди не должны быть пассивными. «Одна из моих любимых метафор – это молния с неба, – говорит Мирослав Маринович. – Замедленная съемка показала, что, прежде чем сойдет мощный столб молнии с неба, должен появиться небольшой столбик с земли вверх, в который и попадает небесная молния. То есть, человеческие усилия имеют значение. Поэтому в ложном мире должны быть свидетели истины, чтобы ложь была различима. И чтобы люди снова стали различать – где истина и где ложь».

Господин Мирослав убежден, что Господь для каждой эпохи дает определенные инструменты различения добра и зла. Но эти инструменты мы должны открыть, постоянно ставя и анализируя вопрос: как различать добро и зло. Отец Михаил Димид напоминает, что чувствительность к различению истины и лжи закладывается в семье. Именно семья является «лабораторией» человечности.

Свидетели правды

Что делать христианам, наблюдающим победное шествие обмана в этом мире? «Для меня были открытием слова, приписываемые святому Августину, – признается Мирослав Маринович, – что истина как лев – не надо ее защищать; отпустите ее и она защитит себя сама». Да, в какое-то время ложь, заложенная в основу официальной доктрины Советского Союза, стала невыносимой, и он рассыпался. Это дает надежду и веру, что добро победит. По словам господина Мирослава, сейчас у многих есть ощущение, что сатана торжествует в сегодняшнее время, через ложь одерживает победу за победой. И душа съеживается. Но собственно, выражение «время сатаны» напоминает нам о пасхальной жертве Иисуса. Тогда видимость победы сатаны была несомненной: «Поражу пастыря – распорошится стадо». Но та победа была кажущейся. Нам важно понимать, что время сатаны не вечно, и самим свидетельствовать в мире об истине.

«Чувствительность к восприятию истины может возвращаться к людям через тех, кого мы называем «свидетелями истины», – говорит Константин Сигов. – А это Евгений Сверстюк, Михайлина Коцюбинская, Василий Стус – те, кто создает различия между истиной и ложью». Они вдохновляют. Впрочем, как отмечает «Тоска по Истине», «каждый, кто в этом мире свидетельствует о Христовой жертве, тем самым становится на Его путь жертвы. И в этом проявляется не какая-то непонятная жестокость Божьего строя, а потребность не уподобиться грешному – в том числе и ложному – миру». Документ не скрывает, что сейчас люди опасаются жертвы. Потому ассоциируют ее с неуспехом, жизненным проигрышем. И прячутся от жертвенности за иллюзиями земных прелестей, еще и соревнуясь в этом друг с другом. Свидетельствуя правду среди обмана, христианин, конечно, может пострадать. «Здесь речь идет не о том, чтобы Церковь толкала людей к неоправданному мученичеству, а о том, чтобы она помогала человеку, прежде всего, искать Царство Божие, которое несовместимо с ложью», – отмечается в документе.  

Как свидетельствовать истину? Многие люди повторяют слова: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Но мало кто вспоминает начало фразы: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». То есть, предпосылкой познания правды есть постоянное обращение к Слову Иисуса. Мирослав Маринович отмечает, что истину узнают по правдивости жизни человека. Каждый из нас таким образом может свидетельствовать для многих. «Ловить людей» в духовном смысле означает находить путь к их сердцам. Здесь надо быть творческими. Инициаторы документа приглашают многих становиться такими «ловцами», расширять пространство истины и практиковать ее в личной и публичной жизни. «Перед нами положительный мотивационный текст, который нам возвещает, что впереди все будет хорошо. В тексте это не написано, но причина оптимизма в том, что Христос воскрес из мертвых», – утверждает отец Михаил Димид и призывает объединяться, «чтобы наше свидетельство было всем известно». «Как вывод скажу: героически преодолеваем усталость, вызванную в нас ложью, ненавистью и жестокостью, каждый на своем уровне, – заключает отец, – и тем самым становимся "сообществом людей, которые соревнуются за истину", чтобы таким образом повлиять на "изменение ценностей и принципов" всех устройств – семейного, церковного, "общественного, политического, правового" в нашей Украине и в мире».

Ярослава Музыченко

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
30 апреля, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
30 апреля, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
30 апреля, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
30 апреля, 11:44