Раненые, обратимся ко Христу Хулиан Каррон (Священник, руководитель крупнейшего мирянского католического движения «Communione e Liberazione»)
«Репубблика», 4 апреля 2010 г.
Уважаемый редактор,
перед мучительнейшим фактом педофилии мы все как никогда испытали смятение. Смятение, вызванное нашей неспособностью ответить на потребность в справедливости, исходящей из глубины сердца.
Требование ответственности, признание причиненного зла, порицание за совершенные в ведении этих дел ошибки - все кажется нам совершенно недостаточным перед этим морем зла. Кажется, ничего не хватит. И понятна раздраженная реакция, которую мы видели в эти дни.
Все это помогает внимательно взглянуть на природу нашей потребности в справедливости. Она безгранична. Бездонна. Настолько же, насколько глубока рана. Ее невозможно исчерпать, настолько она бесконечна. Поэтому понятна нетерпимость, даже разочарование жертв также и после признания ошибок: ничего недостаточно, чтобы удовлетворить их жажду справедливости. Мы словно прикасаемся к бездонной драме.
С этой точки зрения, виновники насилия парадоксальным образом находятся перед тем же вызовом, что и жертвы: ничего недостаточно, чтобы исправить причиненное зло. Это не означает их избавления от ответственности и тем более от приговора суда. Даже отбытия всего наказания будет недостаточно.
Если ситуация такова, то самый жгучий вопрос - которого никто не может избежать -столь же прост, сколь и неизбежен: «0^шс1 ашто заиз?» («Чего достаточно для души, что [вполне] удовлетворяет душу?»). Что может утолить нашу жажду справедливости? Здесь мы почти физически можем коснуться всей нашей неспособности, гениально выраженной в драме Ибсена «Бранд»: «Ответь мне, Господи, в час, когда смерть поглотит меня. Недостаточно даже всей человеческой воли, чтобы достигнуть хотя бы части спасения?». Или другими словами: может ли вся воля человека осуществить справедливость, которой мы так страстно жаждем?
Поэтому и самые требовательные, ожесточенно добивающиеся справедливости не будут до конца честными по отношению к собственной потребности в справедливости, если не примут эту свою неспособность, ту же, что и у всех. Если этого не произойдет, мы придем к еще более тяжкой несправедливости, настоящему «убийству» человеческого, поскольку, чтобы и далее взывать к справедливости по своим меркам, мы должны заглушить голос нашего сердца. Забывая жертв и бросая их в одиночестве этой драмы.
В своей обезоруживающей смелости Папа парадоксальным образом не поддался этому сведению справедливости к каким бы то ни было меркам. С одной стороны, он без колебаний признал тяжесть совершенного священниками и монашествующими зла, призвал их взять на себя ответственность, осудил неверный метод ведения этих дел некоторыми епископами из страха перед скандалом. Тем самым он выразил все свое смятение в связи с произошедшими фактами и принял меры, чтобы они не повторялись.
Но, с другой стороны, Бенедикт XVI прекрасно осознает, что этого недостаточно, чтобы ответить на потребность в справедливости за нанесенный вред: «Знаю, что ничто не может изгладить зло, которое вы пережили. Ваше доверие было обмануто, а ваше достоинство попрано». Так же, как факт отбытия наказания, или раскаяние, или епитимья виновникам произвола никогда не будут достаточны, чтобы возместить ущерб, причиненный жертвам и им самим.
Именно его признание подлинной природы нашей потребности, нашей драмы - это единственный способ сохранить - то есть серьезно принимать и рассматривать – всю потребность в справедливости. «Потребность в справедливости - это вопрос, который отождествляется с человеком, с личностью. Без перспективы чего-то большего, без ответа, который находится по ту сторону ощутимых жизненных форм, справедливость невозможна... Устранив предположение о чем-то «превыше», мы противоестественным образом задушили бы эти потребности» (о. Джуссани). И как же Папа сохраняет ее? Взывая к единственному, кто может ее сохранить. Кто являет в этом мире иной мир: Христос, Тайна, ставшая плотью. «Он Сам был жертвой несправедливости и греха. Как и вы, Он по-прежнему носит раны своего несправедливого мучения. Он понимает глубину ваших страданий и их длительное воздействие на вашу жизнь и ваши отношения с другими, включая ваши отношения с Церковью.»
И обращение ко Христу - это не поиск отговорок перед потребностью в справедливости, а единственный способ ее осуществить.
Папа обращается ко Христу, избегая действительно коварного рифа: отделять Христа от Церкви, из-за того что она слишком запачкана, чтобы иметь возможность нести Его. Здесь всегда подстерегает протестантское искушение. Все стало бы намного проще, но слишком дорогой ценой: потерей Христа. Потому что, напоминает Папа, «именно в общении Церкви мы встречаем личность Иисуса Христа». И поэтому, осознавая, насколько трудно жертвам и виновным «простить Церковь и примириться с нею», он дерзает просить, чтобы, приблизившись ко Христу и участвуя в жизни Церкви, они смогли «открыть безграничную любовь Христа к каждому из вас», единственное, что может излечить их раны и восстановить их жизнь.
Все мы, неспособные найти ответ из-за своих грехов и грехов других людей, находимся перед вызовом: принять участие в Пасхе, которую празднуем в эти дни, единственном пути вновь увидеть расцвет надежды.
Источник: www.oiorussia.org/page22/files/page22_1.pdf
Публикуется в связи с дискуссией о будущем Католической Церкви:
http://www.religion.in.ua/main/analitica/6672-katolicheskaya-cerkov-nakanune-peremen.html
http://www.facebook.com/profile.php?id=100002383280176
Публикуется как доказательство того, что и в Католической Церкви возможна теология после скандала, возможно сочувствие жертвам, отказ от защиты «чести мундира». Даже если украинские католики еще не готовы к такого роду честному и открытому разговору, и находясь в ситуации Иова еще думают о каких-то возможностях вернуться в средневековую чистоту, на самом деле для них навсегда уже потерянную. И еще как друзья Иова думают проблемы «заговорить», тогда как надо повести себя как Иов, плача и рыдая, а не ища оправданий.