Интервью с архиепископом ПАВЛОМ (Лебедем) о Киево-Печерской лавре и выборах
— Владыка Павел, в течение двух последних лет Вы были депутатом Киевского городского совета, в этом же году Вашей фамилии в списках кандидатов на выборах нет. Означает ли это, что Вы больше не видите нужды в присутствии священников в политике?
— По моему мнению, священник не должен быть в политике. Он должен заниматься теми делами, к которым его призвал Господь. То есть проповедовать Слово Божественное и истинное, быть совершителем Тайн Христовых, вести людей к Царству Небесному. Но сегодня в такое непростое время приходится и священнику заниматься политикой. Потому что люди практически неверующие, а если верующие, то они нерелигиозны, они не знают ни догматов Церкви, не знают ничего. И приходится священнику отстаивать те истины, которые должны быть в обществе. Вот, например, дадут депутаты 10 кубов газа. А разве можно ими отопить храм? Это настолько нелепо, бездарно. Сегодня политики ничего в этом не понимают.
— Какие плоды Вы пожинаете после своего депутатского «служения» в Киевсовете?
— Это время принесло плоды. Не только в мое служение, но и в служение Церкви. Это выделение многих участков земли, выработка некоторых документов, даже в судебных решениях. И я думаю, если бы депутаты-священники были, это было бы намного лучше, чем просто светские люди.
— Почему же тогда не идете на выборы на этот раз?
— Я устал от этих баталий: люди, говорящие, что они веруют, люди, не дающие себе отчета, что за каждое слово, за каждый поступок они будут отвечать перед Богом. И когда, знаете, говорить одно, а делать другое — не хватает силы смотреть на эту неправду. Из-за того.
Я могу любому человеку посмотреть в глаза. То, что я делаю в больницах, в школах-интернатах… Я не сделал ничего плохого. Я не брал деньги, не торговал и не ставил подписи за продажу земли или распродажу имущества. Это меня не касается. Ко мне люди приходят, приносят жалобы — я им объясняю, что это невозможно сделать. Поэтому я — социального служения человек.
— Во время выборов в 2008-м году Вы стали объектом политического скандала. Как известно, тогда коммунисты заявляли, что Вы давали согласие представлять компартию, а потом вели себя недостойно, потому что оказалось, что Вас выдвигает Партия Регионов. Некоторые критики говорили, будто отец Павел поддался дьявольскому искушению, претендуя на пребывание в политической среде. Действительно ли был такой соблазн?
— Я человек достаточно зрелого возраста и для меня соблазны общественной жизни не существуют по нескольким причинам. Во-первых, потому что я священник, у меня есть свое мнение и не могу быть на чьей-то стороне. Я был в Партии Регионов, и я в ней есть. Я был ее основателем — я, Николай Янович Азаров, Николай Васильевич Рыбак. У меня есть свое мнение. Я и сегодня с властью во многих вопросах не согласен. Я это говорю и буду говорить. Я не могу быть «фифти-фифти». Я священник в первую очередь.
— Владыка, не беспокоит ли Вас, что сегодня, когда Партия Регионов при власти, тень от ее ошибок будет падать на авторитет Православной Церкви?
— В церкви есть и коммунисты, есть и партия БЮТ, и Партия Регионов, и Наша Украина. Но Церковь никогда не сказала, что они являются позором для Церкви. Это только могут говорить люди, что вон та партия не такая, они такие-сякие или другие. А люди, творящие добро, есть везде. Я говорил и сегодня скажу — в прежнем правительстве было хоть с кем общаться, сегодня мало с кем можно общаться. Они обещают и ничего не делают. К величайшему сожалению. Сегодня знаете, сколько у меня есть писем, жалоб, которые по Киеву? Люди привозят и думают, что Николай Янович Азаров — бог, я какой-нибудь его представитель, и мы можем что-то сделать. Сегодня надо решать на другом уровне. Надо думать, кого ставит власть себе помощниками. И что должны дальше делать. Сегодня начинают расследовать одни дела. Пройдет эта власть — будут это же делать: развенчивать, раскручивать. Я этого не боюсь — могут говорить на меня, что хотят.
— В первую очередь призвание священника – быть духовником и советником. Обращаются ли к Вам за советом известные политики?
— Да, обращаются. Я о них уже говорил. Вы знаете, было бы очень хорошо, если бы при каждом министерстве священник был советником. И чтобы в Верховной Раде был святой уголок, где бы каждый мог прийти и взглянуть в глаза Спасителя, Божьей Матери и угодников Божьих, которые бы там находились. Все в мире проходит. И слава, и средства, и деньги. Все проходит. А придется отвечать перед Богом. Тех законов, которые принимаются наперекор человеческой жизни, к величайшему сожалению, сегодня много. И в министерстве промышленной политики должен быть священник, который бы занимался промышленностью, в сельском хозяйстве, в министерстве культуры, образования. Чтобы не совершали тех ужасных ошибок, которые совершают сегодня. Я вам скажу — в советское время, кроме того, что уничтожали церковь, там были другие законы. Там были законы для человека. А сегодня — против человека.
— Сейчас Лавра отстаивает выселение со своей территории музеев, которые находятся в помещениях, раньше принадлежавших Церкви. Ваш отказ от депутатства не остановит ли процесс возврата Лавре собственности?
— Я пассивным не буду однозначно. Потому что, если не будут прислушиваться к голосу Лавры и ее братии, мы будем принимать радикальные условия. Мы будем так же, как это и было раньше, выбрасывали фирмы. И мы это сделаем. Есть музеи, которые должны быть на территории Лавры. Это музей книги, музей церковной утвари — это должно быть. Ни в коем случае театральный музей не может быть, не может быть кинематографии, не может быть никакой другой. Это все, что унижает достоинство христианина и верующего человека. Почему-то никто в мечети не ставит крест и не кладет Евангелие. Почему-то никто в синагогу не несет ничего — туда боятся зайти. Почему музеи должны быть в православном храме?
— Наличие музеев в исторических местах — это мировая практика…
— Сегодня некоторые горлопаны — потому что иначе их нельзя назвать — начинают кричать: вот монахи протестуют. Скажите, пожалуйста, а монастырь строился для музеев? Нет. Почему не перенести в министерство культуры и тому подобное. Почему бы не отнести горшки в какое-то другое место, или в Верховную Раду? Пусть бы посмотрели, как было когда-то. Действительно, искусство же. Сегодня какое искусство? Сегодня страх, а не искусство. Картины? Вышитые? Красивые? Все изуродованное. И понимание человека вообще изуродовано. Образ Божий делают похожим на дьявола — красят, делают наколки, в ноздри, на живот всякие цепляют камни. Это насмешка над Богом. И об этом тоже должны побеспокоится политики.
— Накануне выборов, за рамками агитации, какую тему урока политической грамоты Вы бы избрали для своей паствы?
— Я бы хотел, чтобы все-таки, если уже выбираем человека от церкви депутатом, чтобы он действительно помнил, что он — человек от Бога при власти и чтобы власть его никогда не могла скомпрометировать. Я уважаю тех людей, которых сегодня много – министров, и уже сегодня не министров, в которых никакая власть не могла уничтожить совесть. Есть один мужчина – он работает в пожарной службе. Я его крестил, венчал. Он не является известным политиком, но сколько он мне помог по Лавре. И я знаю, что таких много. Человек — при служении он или при власти — должен делать добро. Вот такая политика.
Беседовала Оксана ТУПАЛЬСКАЯ
Киев, 16 октября 2010