Created with Sketch.

Тест на христианство и карандышевство

22.10.2018, 09:19

11 октября 2018 года, после многолетнего изучения церковной ситуации в Украине, Святой и Священный Синод Константинопольской Церкви под председательством Вселенского Патриарха Варфоломея диагностировал, что все прещения, наложенные на иерархов и клириков УПЦ КП и УАПЦ (включая и «анафему», провозглашенную в адрес вл. Филарета в 1997 году) имеют не догматические, а политические причины, а значит неканоничны и пусты, т.е. никогда не существовали. Таким образом, иерархи упомянутых структур являются каноническими и благодатными, а верные всецело восстановлены в общении со Вселенской Церковью. Произошло не «снятие анафем» (т.е. «гашение судимости», выражаясь языком юриспруденции), а именно полная реабилитация «оказавшихся в расколе не по догматическим причинам». Иерархи и клирики упомянутых структур все это время были и оставались благодатными, как и преподаваемые ими таинства: крещение, венчание и пр.

Обычная церковная модель уврачевания расколов

Собственно, произошло то, что многократно случалось в истории Церкви. Это стандартный рецепт исцеления расколов. Прещения и анафемы очень часто объявлялись «яко не бывшими». Так, например, происходило в Болгарской Православной Церкви. В 1872 году ее иерархи и клирики Собором Константинопольской Матери-Церкви были лишены саны и преданы «вечной анафеме» вместе с мирянами. Это решение подтвердили все предстоятели Поместных Церквей (кроме Иерусалимской). В 1945 году раскол был уврачеван, все анафемы и прещения были «вменены яко не бывшие». Томос об автокефалии был вручен в руки того, кто еще за день до этого нес в себе печать «вечной анафемы» вместе со своею паствою. Это решение, как «безусловно правильное», было поддержано и в РПЦ. В конце XX века в Болгарии снова возник раскол. В 1992 году от патриарха Максима отделились несколько иерархов, создав «альтернативный синод» во главе с альтернативным патриархом Пименом (Эневым). Все эти иерархи были лишены сана и анафематствованы. Спустя несколько лет, в 1998 году в Софии прошел Собор, на котором было принято решение о реабилитации самого патриарха Пимена, а также всех иерархов и клириков этого раскола. Сами они были равнозначно приняты в БПЦ, а «все совершенные ими противоканонические чинодействия объявляются аутентичными, действенными и преподающими благодать и освящение», – как сказано в соборном постановлении. И вновь РПЦ приняла это решение и этот метод уврачевания раскола.

Таким же образом уврачевала раскол и сама РПЦ 17 мая 2007 года, вступив в общение с «Карловацкими раскольниками» (т.е. РПЦЗ). В этот день был подписан Акт о каноническом общении с РПЦЗ, и росчерком пера аннулированы все документы и прещения в адрес раскольников: «Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими сил». В настоящее время РПЦ настаивает на подобном же методе уврачевания Македонского раскола, иерархи и клирики которого также анафематствованы Матерью-Церковью Сербской.

Следствием решения Константинопольской Церкви явилось долгожданное уврачевание церковного разделения в Украине. Отныне все православные Украины, вне зависимости от своей юрисдикционной принадлежности, могут молиться едиными устами и единым сердцем и объединиться вокруг Чаши Христовой, обретя самое главное единство в христианском понимании – единство во Христе.

Добрая новость и сокровенные желания

Это добрая и прекрасная новость об уврачевании раскола и обретении единства с теми, с кем мы были разделены прежде. Поздравляю наших братьев из УПЦ КП и УАПЦ. Но, прежде всех, поздравляю искренних христиан из УПЦ (МП) и РПЦ. На протяжении десятилетий со стороны РПЦ и УПЦ звучали очень красивые слова о «боли разлуки» с братьями из УПЦ КП и УАПЦ, которые не имеют с нами единства. Иерархи чуть не соревновались в яркости красок для описания этой церковной и личной боли. Так, Синод УПЦ 24 июня 2015 года так описывает свою боль и ее причины: «Кровоточащей раной на теле Украины стало и трагическое церковное разделение. Значительная часть наших соотечественников, которые исповедуют православную веру, уже третье десятилетие находится вне общения со Всемирным Православием». Председатель Синодального информационного отдела УПЦ арх. Климент (Вечеря) повторяет: «Раскол – это не просто проблема, это наша огромная боль. Ведь миллионы людей Украины находятся вне канонического Православия, вне Церкви, которая дает возможность человеку спастись. Они лишены церковных таинств, без которых невозможно мыслить о полноценной духовной жизни». И вот, молитвы тех, кто многие годы плакал о боли разлуки с нашими братьями, были, наконец, услышаны! Наши братья обрели единство со Вселенским Православием и отныне всецело каноничны. Казалось бы, как можно не радоваться?..

Что ж, возникшая ситуация является прекрасным и полезным тестом не только на искренность (или лицемерие), но и на христианство, на подлинные ценности человека. Говорить можно много и красиво, но подлинное содержание человеческого сердца всегда проявит себя через реакции. В сценарии Тарковского к фильму «Сталкер» описывается человек по кличке Дикобраз. Он пришел в Зону, исполняющую желания, для того чтобы вымолить брату здоровья и жизнь. По крайней мере, так он всем говорил и убеждал в этом сам себя. Однако Зона исполняла не просто желания, а сокровенные желания человеческого сердца, которые никакими словами ни прикрыть и не замаскировать. Желание Дикобраза действительно исполнилось, но подлинное желание, а не то, о котором он кричал: вернувшись домой, он разбогател, а брат его умер. Потому что сердце Дикобраза наполняла вовсе не любовь, но алчность, и подлинным желанием его было богатство, а вовсе не то, о чем он со слезами говорил.

Реакция многих иерархов и христиан стала в этом смысле показательной. Если действительно сердце наполняла любовь, если была боль разлуки, а не лживый маскарад, то ничего, кроме радости от обретения единства, быть не может! Если же дороже собственные амбиции, алчность, ущемленное самолюбие и административное «величие», и в угоду им человек запросто приносит в жертву единство во Христе, новость огорчит: не осуществилось подлинное желание сердца. Ведь обретение единства братьев с Церковью произошло не «по нашему сценарию». Что ж, люди имеют право на такую реакцию, но едва ли таковых можно назвать христианами, какого бы цвета ни были их клобуки, и сколько бы крестов и панагий ни блестело у них на груди. И вовсе не потому, что эти люди специально злобны. Нет! Просто не доросли еще до христианства. Такое случается. Митрополит Антоний (Блум) как-то писал, что полезно взглянуть на злобного человека со стороны прощения: «Вдруг поймем – нутром поймем, не только головой – что он слабый, хрупкий, податливый человек. Может быть, он и хотел быть другим, да ему невмоготу – слаб; и обида, которую он нам нанес, вовсе не происходит от положительной злобы, а от того, что он трусливый, малодушный, жадный, мелкий человек. И тогда на него можно смотреть совершенно новыми глазами, – как на человека, в котором не хватает великодушия, внутренней красоты, чтобы быть достойным своего имени человека».

Христианство и Карандышев

В контексте уврачевания раскола в Украине и своей реакции на него, многие спикеры и иерархи РПЦ очень похожи на Юлия Капитоновича Карандышева из «Бесприданницы» А.Н. Островского. Карандышев по описанию «обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие – его самая главная черта. Лариса для Карандышева – не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым». Что ж, и Карандышев тоже «любит», о чем постоянно говорит, и «желает блага» Ларисе, хотя исключительно по своему сценарию. В конце концов, раздраженное самолюбие героя берет верх над любовью. Когда Карандышев понимает, что ни своей любовью (точнее, ее имитацией), ни уговорами, ни угрозами не может удержать Ларису, он убивает ее: «Так не доставайся же ты никому!» - кричит он, стреляя в объект своей мнимой «любви». Выстрел Карандышева - это последняя его попытка одержать победу над соперниками, превосходящими его во всем.

В нашем контексте Карандышев не просто стреляет во всех и всё вокруг - епископов, клириков, мирян, соседей, случайных прохожих. Он всех готов подставить, всеми готов пожертвовать и даже готов огородить всех зависимых колючей проволокой и взорвать весь мир во имя собственных амбиций, которые объявлены, конечно же, великими целями и «стоянием в чистоте» в лучших традициях Оруэлловских произведений, где «война – это мир».

Собственно, так и произошло в понедельник 15 октября 2018 года. РПЦ решила войти в роль Карандышева, пойти на раскол, разорвав общение с Константинопольской Церковью, угрожая другим, и огораживая своих верующих колючей проволокой: «Отныне […] для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах».

«Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться», – в истерическом припадке шепчет Карандышев, гордясь своим собственным поступком, ни секунды не сомневаясь в своей правоте. И в этом он особенно смешон и жалок, как смешны и жалки многие нынешние карандышевы от РПЦ.

Читайте также