О празднике Троицы в материале Александра КОЗЛОВСКОГО („Укринформ”)
«…да будут едино, как Мы едино» (Иоанна 17:22)
Любому явлению человек всегда пытался дать свои более-менее четкие определения, ограничить его определенными рамками. Однако понятие „Бог” и настоящий Всевышний Бог – это совсем разные вещи. Потому что нельзя дать определение Тому, что невозможно вместить в человеческое субъективное понимание – невозможно ограничить безграничное. „Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших”, – говорит Бог в Своем Слове. Поэтому есть вещи, которые мы должны воспринимать на веру, полностью доверившись Священному Писанию и учению Церкви. С историей и значением праздника Троицы и пятидесятницы нас знакомит пресс-секретарь Киевской Патриархии, теперь – епископ Васильковский, викарий Киевской епархии, Евстратий (Зоря).
– Отче Евстратий, праздник Троицы еще называют пятидесятницей. Известно, что пятидесятница – это иудейский праздник Шавуот. Какое значение он приобрел для христиан в новозаветные времена?
– Праздник Троицы еще называется пятидесятницей, потому что он празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христового. Он связан с ветхозаветным иудейским праздником, так же, как и новозаветная Пасха связана с Пасхой ветхозаветной. Потому что в пятидесятый день после выхода народа израильского из Египта, Бог на горе Синай даровал людям Закон. И так же в пятидесятый день после Воскресения Христового случилось рождение Церкви. Поэтому этот день, день Святой Троицы, день пятидесятницы, также называют и днем рождения Церкви. Потому что в этот день на апостолов, на учеников христовых взошел Дух Святой, тот Дух, который обещал Христос еще перед Своими страданиями в Гефсиманском саду: „Лучше для вас будет, когда Я пойду к Отцу и придет Утешитель – Дух истины, которого пошлю от Отца”. И вот, когда Господь вознесся на небеса, Он послал Своего Святого Духа на учеников и апостолов.
– Как свидетельствует Священное Писание, ученики Христа начали активную проповедь Евангелия только после схождения на них Духа Божьего, когда образовалась Церковь. Итак, какая роль отведена Церкви в нашем спасении?
– В ветхозаветные времена благодать Божия действовала на человека внешне, а после схождения Святого Духа она стала действовать изнутри, внутренне – в самой человеческой природе. Не просто извне помогать человеку быть праведным, но давая саму силу исполнять Закон Божий, обновляя, очищая человека от грехов, храня его от зла. Для того, чтобы проповедовать Слово Божье, мало было иметь только знание, так сказать, быть подготовленным теоретически. Необходимо также иметь еще и внутреннюю силу – Дух Божий, который взошел на учеников в день пятидесятницы. Для того, чтобы человек имел возможность для спасения, Господь сотворил Церковь, потому что Церковь является телом Господним. В Священном Писании сказано, что Христос – Глава Церкви, а все мы – ее тело. И как обычное человеческое тело соединяется плотью и кровью, так же и тело церковное соединяется плотью и кровью Христовыми. Теми кровью и плотью, которыми мы причащаемся в таинстве евхаристии и через это освящаемся – для этого, собственно, и нужна Церковь, чтоб мы, люди грешные, люди несовершенные, совмещаясь со святым и совершенным Главой Церкви Господом нашим Иисусом Христом, сами приобретали эти качества: святости, совершенства и приближались тем самым к Нему.
– Почему пятидесятница также называется праздником Троицы?
– В этот день завершилось Божественное откровение о том, что Бог есть Троичен, – Он – Отец, Сын и Дух Святой. Не три Бога, а Один в трех Лицах. Дух Святой сошел на учеников и апостолов в виде огненных языков, как об этом написано в Книге Деяний. Они стали проповедовать разными языками так, что многие паломники, которые пришли на праздник в Иерусалим из разных концов земли, услышали проповедь Евангелия на языке той местности, из которой они были. Это чудо Господь сделал для того, чтобы апостолы могли быстрее донести Благую Весть жителям разных краев земли.
Откровение о Святой Троице является также подтверждением того, что Христианское учение имеет Божественное происхождение. Потому что учение о том, что Бог Один, но в Трех Лицах, является учением таинственным, мистическим, таким, которое открывается не через логические построения, а через веру. Потому что человек не может объяснить этого и навести какие-то обычные логические аналогии. Но только когда человек очищает свое сердце, он верой, согласно словам Господним – „Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”, – начинает понимать это мистическое учение. И потому что оно непонятно обычному человеческому уму, соответственно ум и не мог бы выдумать его – потому что оно Божественно.
Учение о Троице тесно связано с учением о том, что Бог есть любовь. Свойство любви иметь объект, на который эта любовь изливается, потому что если нет объекта, некого любить, тогда нет и самой любви. И соответственно, если мы говорим, что Бог является любовью, как записано об этом в Священном Писании, то с необходимостью должны говорить и о том, что Бог является Троицей. Потому что если Он является любовью, то Он должен любить кого-то. А кого Он будет любить, если будет в Одном Лице. Мир? Но тогда Бог становится зависимым от мира, а мир является творением. А мы знаем, что Бог является самодостаточным, он имеет источник Своего бытия в Самом Себе. Поэтому эта любовь должна быть в Нем внутренняя, соответственно эта любовь – между лицами Пресвятой Троицы. А любовь к миру – это уже признак проявления этой любви, потому что любовь не может защелкиваться сама в себе – она жаждет благодеяния.
Это великий, радостный и многогранный праздник: Праздник пятидесятницы, День Святой Троицы, День рождения Церкви. В этот день мы празднуем и завершение Божественного откровения о Боге как о Святой Троице. Также в этот день мы убеждаемся в том, что Бог есть действительно любовь, что Он все сделал для нашего спасения. И теперь от каждого из нас зависит, принимаем ли мы эти большие дары, готовы ли мы эти возможности, которые дал нам Господь, использовать в полной мере для спасения в своей повседневной жизни, чтоб достичь Царства Небесного, к которому зовет Он каждого из нас через Евангелие, через Свою Церковь. Господь, как тот любящий отец из известной притчи о блудном сыне, стоя на дороге, высматривает нас, как Своих любимых детей и ожидает, когда же мы вернемся из далекой страны, где мы, к сожалению, часто расточаем свою жизнь и таланты – все то, что Он дал нам в большом количестве для того, чтобы мы имели все необходимое для нашего спасения.
22 мая 2007 г.
Перевод с украинского языка – РИСУ.