Великие христианские праздники всегда сопровождаются предпраздничным постом. В конце года существует длинный пост перед праздником Христова Рождества – Филипповка.
У римо-католиков он начинается в это воскресенье, 29 ноября, и продолжается до 24 декабря. В Католической Церкви этот период называется Адвентом – время радостного приготовления и ожидания прихода Спасителя.
Рождество Христово, как и праздник Воскресения Господнего, относится к крупнейшим праздникам в году, поэтому пост перед Рождеством создавался на подобие Пасхального поста и даже носит название Четыредесятницы.
«Колыбелью» этого поста, как отмечает в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, есть давняя Галлия (сегодняшняя Франция). Упоминания о подготовительном посте к Рождеству Христову на этих территориях встречаются еще в V в. Епископ Григорий из Тур (594 г.) говорит, что св. Перпетуус, епископ Турский (491 г.), начиная со дня св. Мартина (11 ноября) до Христова Рождества постился в понедельник, среду и субботу. Собор Турский II (567 г.) приписывает монахам поститься каждый день в декабре до Христова Рождества. Несколько позже этот пост переходит в Рим и Италию, а затем – в Англию.
Рождественский пост на Западе со временем получает название «Адвент», что с латинского означает «приход», то есть приход в мир Христа. Сначала слово «адвент» обозначало сам праздник Христова Рождества, а позже – стало означать время перед Христовым Рождеством. В IX в. первое воскресенье Адвента становится на Западе началом церковного года.
Если на Западе рождественский пост в VI в. становится уже общим, то на Востоке под влиянием Запада в это время он только начинается. Первое упоминание о рождественском посте – от 14 ноября (по старому стилю) представляет Коптийский календарь в VIII в. Ивану Постнику (582-595), Патриарху Константинополя, приписывают такое правило: «Необходимо, чтобы миряне воздержались от мяса в две Четыредесятницы – это пост св. Филиппа (Рождественский пост - ред.) и пост св. Апостолов Петра и Павла». В IX в. Рождественский пост становится общим на всем Востоке.
В Руси в домонгольский период на протяжении года были, кроме пасхального, еще три другие поста. Как рассказывает Киевский митрополит Георгий в «Билеческом Уставе», эти посты начинались тогда же, что и сегодня, только Успенский пост не был распространенным всюду и был короче. Митрополит Георгий называет Рождественский пост Филипповым, что означает, что он начинался от св. Филиппа, 27 (14) ноября. Во время Филипповки он приписывает такой же пост и поклоны, как в Петровку: это употребление еды раз в день без молока и без мяса, а в субботу и воскресенье позволяет употреблять рыбу. Киевский митрополит Максим (1283-1305) называет рождественский пост Четыредесятницей.
В настоящее время Церковь по разным причинам довольно упростила некогда очень строгие посты и оставила их скорее доброй воле верующих. Но это не означает, как подчеркивает о. Юлиан Катрий, что мы не обязаны к практике духа жертвы, покаяния и поста. Время поста – это, прежде всего, время очищения души и приготовления к празднованию светлого христианского праздника, в частности события прихода в мир Иисуса Христа.
Пост для христиан сопровождается частой молитвой и принятием Святых Таин, которые должны быть постоянной практикой христиан и не во время поста.
Главная цель поста, установленного еще в ранние века христианства, – духовное очищение человека. Поэтому пост – это отказ не только от скоромной пищи, но и от греховных мыслей, пагубных страстей и привычек для того, чтобы можно было с чистым сердцем встретить праздник Рождества. Без молитвы и покаяния пост может стать лишь диетой.