В день чествования братьев-мучеников Маккавейских и их матери Саломеи и учителя Елеазара – 14 августа – в Церквах восточной традиции начинается Успенский пост. Он длится 2 недели – до праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Первый день поста – святых мучеников Маккавеев (от древнееврейского Маккаби, что в переводе означает «молот»). Подвиг мучеников Маккавеев настолько повлиял на сознание иудеев, что это имя стало нарицательным – символом непоколебимого мужества и бесстрашия. Существует даже утверждение, что Маккаби – аббревиатура слов Торы, что в переводе означает «Кто подобен Тебе, Всевышний».
В 166 году до Рождества Христова по указу языческого сирийского царя Антиоха Эпифана мученической смертью погибли семь братьев Маккавеев – Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркел – и их мать Саломея, а также учитель Елеазар. Приверженнец эллинского культа, Антиох Эпифани ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. В храме Господнем он поставил статую Зевса, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за свою веру был осужден, с твердостью пошел на мучения и пытки и умер в Иерусалиме.
Такое же мужество показали и ученики святого Елеазара – семь братьев Маккавеев и их мать Саломея. Они признали себя последователями Истинного Бога, отказавшись принести жертву языческим богам.
В день упоминания о подвиге Маккавейских мучеников начинается двухнедельный пост. Как пишет в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, Успенский пост – самый молодой из 4 годовых постов.
Первые упоминания о посте известны лишь с IX в. Этот пост, как и Петровка и Пилиповка, вошел в практику не через введение его в церковное законодательство, а через обычай. С давних Типиконов первое упоминание о посте содержит Типикон греческого Николо-Касулянского монастыря с XII в. Вопрос Успенского поста был темой совещаний Цареградского Собора в 1166 г. Собор подтвердил практику этого поста.
В народе праздник Макковея называют еще Медовым Спасом. В этот день в церквях святят мак, мед, зелень, хотя такой обычай не имеет ничего общего с христианским пониманием праздника.