Центр Разумкова осуществляет постоянный мониторинг церковно-религиозной ситуации в Украине, в частности – социологический мониторинг состояния и тенденций развития религиозности украинского общества, уровня общественного доверия к Церкви как социального института, а также общественного мнения о роли религии в обществе.
Сегодня результаты этих исследований представлены на круглом столе: «Особенности религиозного и церковно-религиозного самоопределения граждан Украины: тенденции 2000–2020 гг.».
РИСУ подвела итог этого исследования.
В течение всего периода исследований украинское общество демонстрирует достаточно высокий уровень религиозности.
В течение 2010–2020 гг. доля верующих среди взрослых граждан Украины составляла в среднем 70%. В то же время, исследование 2014 г. зафиксировало рост по сравнению с «довоенным» 2013 г., доля верующих с 67% до 76% – что характерно для общества, оказавшегося в стрессовой ситуации. Этот показатель до сих пор остается самым высоким за все годы наблюдений; в дальнейшем он снижался и сейчас составляет 68% опрошенных (от 88% жителей Запада страны до 55% жителей Юга).
Уровень религиозности зависит от пола, возраста, места жительства (город/село), уровня образования. Традиционно уровень религиозности выше в старших возрастных группах, по сравнению с младшими (в 2020г.: среди 18–24-летних – 52% верующих, среди тех, кому 60 и более лет, – 76%); среди женщин, по сравнению с мужчинами (74% и 61% соответственно); у жителей села, по сравнению с горожанами (74% и 65%, соответственно); у лиц с более низким уровнем образования, по сравнению с высокообразованными группами (среди лиц с неоконченным или полным средним образованием – 70%, среди тех, кто имеет неоконченное высшее или высшее образование – 64%).
Запад страны традиционно характеризуется высоким уровнем религиозности, Юг и Восток – низким, причем самоопределение жителей Юга и Востока в религиозной сфере в последнее время отмечается неустойчивостью, что, вероятно, отражает общую противоречивость изменений в массовом сознании этих регионов, которая наблюдается после 2014 г.
Конфессиональная принадлежность
Большинство украинцев идентифицирует себя с православием (в 2020 г. – 62%); значительно число последователей греко-католицизма (10%), а также «просто христиан» (9%). Другие конфессии и религиозные направления (римо-католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм и др.) представлены гораздо меньшим числом сторонников. Примерно одинаковым остается число тех, кто не относит себя ни к одному из вероисповеданий (в 2020 г. – 15%, как и в 2000 г.).
Наибольшее число православных характерно для Центрального региона (в 2020 г. – 70%), Юга (65%) и Востока (65%), тогда как на Западе их доля составляет лишь 46%; зато значительная часть жителей Запада относят себя к греко-католицизму (в 2020 г. – 38%).
Большинство граждан высказывали убеждение, что религиозная вера не предполагает обязательной вероисповедной определенности. Так 65% (в 2000 г. – 64%) опрошенных считают, что «человек может быть просто верующим и не исповедовать какую-то конкретную религию». Однако на Западе большинство (52%) опрошенных поддержали мнение, что «верующий человек должен обязательно исповедовать конкретную религию» и только 41% допустил возможность «просто верить».
В 2018 г. произошло объединение УПЦ КП и УАПЦ в Православную Церковь Украины (ПЦУ), однако вскоре Почетный Патриарх ПЦУ Филарет провозгласил восстановление Киевского Патриархата – что поддержали отдельные епископы и группы верных УПЦ КП. В результате, при юридически признанных двух православных Церквах – ПЦУ и УПЦ (МП), де-факто существуют три Церкви, включая УПЦ КП.
Как свидетельствуют результаты исследования 2020 г., УПЦ КП потеряла большинство своих верных: сейчас лишь около 4% православных, или 2% граждан в целом признали себя сторонниками этой Церкви.
Зато число верных ПЦУ возросло с 20% православных в 2019 г. до 30% (или с 13% до 19% опрошенных в целом, соответственно). В то же время, следует отметить определенный рост числа верных УПЦ (МП), к которым отнесли себя 22% православных (против 16% в 2019 г.), или 14% (против 11%) опрошенных в целом. Рост числа верных УПЦ (МП) фиксируется впервые с 2010 г.
Отношение к Томосу об автокефалии
Поддержку выразили 33% опрошенных (от 65% жителей Запада до 11% – Востока, и от 77% верных УГКЦ до 10% тех, кто не относит себя ни к одному вероисповеданию, среди верных ПЦУ соответствующий показатель составляет 62%).
Не поддерживают предоставление Томоса от Константинополя лишь 17% опрошенных; 50% – равнодушны к этому событию либо не определились с отношением к нему.
О том, что Украинская Церковь как одна из крупнейших православных Церквей имеет право на автокефалию, согласились 44% опрошенных (от 72% жителей Запада до 21% – Востока, от 83% верных УГКЦ до 20% тех, кто не относит себя ни к одному вероисповеданию); не согласились с утверждением только 15% (от 20% жителей Востока до 4% – Запада, от 16% «просто православных» и «просто христиан» до 34% верных УПЦ (МП)).
Отношение к Московскому Патриархату
В то же время, большинство (53%) опрошенных не согласны с тем, что Украинская Церковь должна оставаться частью Московского Патриархата (от 77% жителей Запада до 24% – Востока; от 95% верных УГКЦ до 19% УПЦ (МП)); согласны с этим утверждением лишь 16% (от 28% жителей Востока до 7% – Запада; от 58% верных УПЦ (МП) до 2% – УГКЦ). Почти треть (31%) опрошенных не определились в этом вопросе.
Религиозность по регионам
Cреди верных УГКЦ членство в общине засвидетельствовали 60%, верных УПЦ (МП) – 26%, среди верных ПЦУ – только 19%. Членами религиозных общин признали себя также по 2% «просто христиан».
Подавляющее большинство верных каждой из Церквей сосредоточено в одном-двух регионах:
• 95% верных УГКЦ – жители Запада страны; 5% – жители Центра; менее 1% – жители Востока;
• 80% верных ПЦУ сосредоточены в двух регионах – в Центре (48%) и на Западе (31%); 12% верных этой Церкви – жители Юга; 9% – Востока;
• 71% верных УПЦ (МП) – жители Востока (37%) и Центра (35%); 22% – жители Запада; 7% – жители Юга.
О важности религии в жизни
Считают религию важной в повседневной жизни 57% опрошенных; не признают – 37%, и только 6% не определились в этом вопросе. В перечне 17 жизненных ценностей религия неизменно занимает одно из последних мест (в диапазоне 11–13, в 2020 г. – 13 позиция).
Важность воспитания в семье религиозности у детей отметили лишь 14% опрошенных.
Если в 2000 г. посещение религиозных служб, собраний засвидетельствовали 49% опрошенных, а 51% – их не посещали, то в дальнейшем о посещении служб сообщали большинство опрошенных (в 2020 г. – 53%: от 84% жителей Запада до 33% – Юга, от 98% верных УГКЦ до 6% тех, кто не относит себя ни к одному вероисповеданию). Не посещали службы в 2020 г. 47% опрошенных (от 67% жителей Юга до 16% – Запада). В то же время, регулярно, не реже, чем раз в неделю, посещают службы только 27% тех, кто заявил, что посещает религиозные службы и собрания (от 46% – на Западе до 15–16% – в других регионах; от 53% верных УГКЦ до 7–8% «просто христиан» и «просто православных»). Относительное же большинство (47%) тех, кто посещает службы, собрания, посещают их только на религиозные праздники. На Западе страны таких лишь 24%, тогда как в трех других регионах – от 58% до 68%. Меньше всего тех, кто дает такой ответ, – среди верных УГКЦ (17%).
По сравнению с другими группами лиц, которые отнесли себя к определенной Церкви, наиболее последовательными в признании религии как жизненной ценности и выполнении норм религиозной практики являются верные УГКЦ.
В частности:
• 87% признают религию жизненной ценностью (против 73% ПЦУ и 74% УПЦ (МП));
• 98% посещают религиозные службы и собрания (против 70% УПЦ (МП) и 75% ПЦУ); причем 53% делают это не реже, чем раз в неделю (против 23% верных ПЦУ и 26% УПЦ (МП));
• 90% воспитывались дома в религиозном духе (против 44% УПЦ (МП) и 47% ПЦУ);
• 55% уверены, что верующий человек должен обязательно исповедовать определенную религию (против 34% верных ПЦУ и 39% УПЦ (МП)).
В течение периода мониторинга украинское общество демонстрировало фактически постоянный и достаточно высокий уровень толерантности к исповеданию различных религий.
Национальная ориентации религии
Среди верных УГКЦ сторонники национальной ориентированности церкви и религии составляют большинство (66%), среди верных ПЦУ – относительное большинство (48%), среди остальных групп по признаку конфессионально-церковной определенности сторонники этого тезиса в меньшинстве (от 26% верных УПЦ (МП) до 18% тех, кто не относит себя ни к одной религии).
Общественное доверие к Церкви. Существует запрос на активизацию социальной роли Церкви
Церковь продолжает удерживать одну из первых позиций по уровню общественного доверия среди общественных и политических институтов (наряду с волонтерскими организациями и Вооруженными Силами). Вместе с тем, по сравнению с 2010 г., когда уровень общественного доверия к Церкви достиг максимума (73%), сейчас этот показатель ниже – 60%. Если в Западном регионе доверяют Церкви 83% респондентов (уровень религиозности – 88%), то в Восточном – только 47% (уровень религиозности – 61%). Во всех регионах число тех, кто доверяет Церкви, превышает число тех, кто ей не доверяет (однако на Востоке не доверяют Церкви 37%). В то же время привлекает внимание весьма ощутимое (22%) число тех, кто не смог определиться в этом вопросе, на Юге страны.
Доверие к иерархам Церквей Украины и Церквам, непосредственно причастным к религиозно-церковной ситуации в Украине
Уровень доверия к иерархам во всех случаях преобладает недоверие (исключение составляет лишь Патриарх Московский Кирилл).
Предстоятелю ПЦУ Митрополиту Епифанию доверяют 44% граждан (против 16% тех, кто не доверяет).
Предстоятелю УПЦ (МП) Митрополиту Онуфрию – 32% (против 26%).
Главе УГКЦ Святославу – 29% (против 16%).
Доля тех, кто доверяет Патриарху Филарету, лишь несколько превышает долю тех, кто ему не доверяет (29% и 25% соответственно).
Доверие к Вселенскому Патриарху Варфоломею показали 32% опрошенных; недоверие –16%.
Высок уровень доверия к Папе Римскому Франциску – 45% против 14% тех, кто ему не доверяет.
Высокий и стабильный уровень доверия к Церкви диссонирует с уровнем ее признания как морального авторитета. Соответствующий показатель в течение 2010–2020 гг. снизился с 56% до 45% опрошенных; не считают Церковь моральным авторитетом – 40% (против 27% в 2010 г.). Позиции граждан по этому вопросу имеют региональный характер и зависят от конфессионально-церковной определенности респондентов. Церковь является моральным авторитетом для 77% жителей Запада и только 27% жителей Юга и для 23% жителей Востока. По конфессионально-церковному признаку она является моральным авторитетом для 87% верных УГКЦ (самый высокий показатель) и для 4% тех, кто не относит себя ни к одной религии (самый низкий показатель).
Отношение граждан к нравственности священнослужителей более критично. Лишь 20% респондентов (в 2010 г. – 26%) выразили уверенность в том, что «большинство священнослужителей – глубоко нравственные и духовные лица»: от 25% жителей Запада до 14% Востока; одновременно для верных Церквей этот показатель почти одинаков: УПЦ (МП) – 33%, ПЦУ – 29%, УГКЦ – 26% верных.
Выросло число тех, кто поддерживает принцип отделения Церкви от государства и школы от Церкви, а также число несогласных с преподаванием религии в общеобразовательных школах.
Отделение поддерживает 41%, не поддерживают 28% опрошенных.
Отмечается стойкое ухудшение отношения граждан к публичной демонстрации религиозности государственными деятелями Украины.
Остается актуальным запрос общества на повышение социальной активности Церкви, религиозных деятелей. Подавляющее большинство (78%) респондентов считают, что «религиозные деятели должны становиться на защиту самых бедных слоев граждан в случае принятия властью решений, которые снижают жизненный уровень населения».
В течение всего времени мониторинга большинство граждан отмечает положительное влияние религии на определенные аспекты общественной жизни. 18% граждан демонстрируют запрос на критическую позицию Церкви относительно власти, что дополнительно свидетельствует в пользу приведенного выше тезиса о запросе на активизацию социальной роли Церкви и в защиту бедных и обездоленных.