(официальное название)
— является наибольшей по количеству религиозных общин конфессией Украины и канонически подчиняется Московскому Патриархату. УПЦ действует лишь на территории Украины.
Верховным органом УПЦ является Архиерейский Собор, в период между заседаниями которого УПЦ руководит Священный Синод (состоит из Предстоятеля, 4-х постоянных и 3-х временных членов). Периодически собирается Всеукраинский Церковный Собор (поместный) с участием епископата, представителей духовенства, монахов и мирян УПЦ для обсуждения важнейших вопросов внутренней жизни УПЦ. Предстоятель УПЦ носит титул "блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины"; с 1992 г. им является владыка Владимир (Сабодан). Его резиденция расположена в Киево-Печерской лавре.
УПЦ была создана на основе Киевского экзархата РПЦ решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 31 января 1990 г. Ей были предоставлены права, близкие к автономии, но ее канонический статус не был четко определен.
Такое решение было принято под влиянием процесса легализации Украинской Греко-Католической Церкви и возрождения Украинской Автокефальной Православной Церкви в 1989-1990 гг. в западных областях Украины, где на то время находилось большинство приходов Киевского экзархата РПЦ. Их переход в УГКЦ или УАПЦ, нередко с актами насилия, нанес большой урон всей РПЦ.
9 июня 1990 г. предстоятелем УПЦ был избран митрополит Филарет, который до того времени возглавлял Киевский экзархат РПЦ.
9 июля 1990 г. епископат УПЦ обратился к новоизбранному Патриарху Московскому Алексию ІІ с просьбой расширения самостоятельности и самоуправления УПЦ (текст документа). На эту просьбу Архиерейский Собор РПЦ в октябре 1990 г. предоставил УПЦ самостоятельность в управлении, учитывая непростую религиозную ситуацию в Украине и межконфессиональные конфликты (текст документа). Тогда же Предстоятель УПЦ получил титул "блаженнейший" — его должен был избирать епископат УПЦ и благословить Московский Патриарх. Синод УПЦ также получил право самостоятельно избирать и святить новых епископов, основывать и отменять епархии в Украине.
27 июля — 6 августа 1990 г. с архипастырским визитом Украину посетил Патриарх Алексий ІІ. Этот визит имел цель показать, что "преодоление религиозного конфликта в Украине является одной из основных задач, решать которую должна не только Украинская Православная Церковь самая по себе, но вся полнота Русской Церкви" (о визите).
Второй визит в Украину Патриарха Алексия ІІ состоялся 28 октября того же года, когда он принимал участие в торжественном провозглашении решения Собора РПЦ о предоставлении УПЦ статуса «самостоятельной в управлении», которое состоялось в соборе Святой Софии в Киеве и вызвало широкий протест национальной общественности.
После провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года УПЦ оказалась в затруднительном положении, поэтому она во главе с митрополитом Филаретом склонялась к получению автокефалии. Такое решение принял Архиерейский Собор УПЦ 6-7 сентября 1991 г. А Поместный Собор УПЦ 1-3 ноября 1991 г. . с целью укрепления единства Православной Церкви в Украине, содействия в ликвидации "автокефального раскола", противостояния "униатической и католической экспансии" постановил "обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию ІІ и епископату Русской Православной Церкви с просьбой дарить Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию" (Постановления Собора).
Собор также поставил вопрос Патриаршего статуса УПЦ: "Учитывая тысячелетнюю историю Киевской митрополии, прямой правоприемницей которой является Украинская Православная Церковь, которая имеет 35-ти миллионную паству, Собор просит Русскую Православную Церковь после дарения полной самостоятельности Украинской Православной Церкви оказывать содействие образованию Киевского Патриархата Восточными Патриархатами и Главами других Поместных Церквей".
Тем не менее вскоре после Собора часть епископата отказывается от дальнейшей поддержки постановлений Собора. В печати появляются статьи, в которых митрополит Филарет обвиняется в сотрудничестве с КГБ. Архиерейский Собор РПЦ в Москве 31 марта — 4 апреля 1992 г. отказал УПЦ в автокефалии, а ее Предстоятелю было предложено подать в отставку. По возвращении в Киев митрополит Филарет отказался идти на покой — это инициировало создание промосковского "комитета духовенства и мирян в защиту православия" и проведение в Житомире сборов верного Московской Патриархии епископата УПЦ во главе с митрополитом Агафангелом (Саввиным). Во всей УПЦ начинаются преследования приверженцев митрополита Филарета.
27 мая 1992 года в Харькове состоялся Архиерейский Собор УПЦ, которым руководил митрополит Харьковский Никодим (Русак). Собор освободил митрополита Филарета от обязанностей Предстоятеля и вывел его из штата с запретом священнодействовать. Новым Предстоятелем был избран митрополит Ростовский Владимир (Сабодан), который до сих пор не входил в состав епископата УПЦ. Украинская власть не признала решение Харьковского Собора и продолжала признавать Предстоятелем УПЦ митрополита Филарета.
11 июня 1992 г. Архиерейский Собор РПЦ объявил о лишении Филарета (Денисенко) всех степеней священства — в ответ митрополит Филарет отказался это признавать и осуществил хиротонию нового владыки.
После проведения Собора 25 июня 1992 г. и создания УПЦ КП УПЦ утратила статус привилегированной, поскольку тогдашний президент Украины Леонид Кравчук поддержал позицию митрополита Филарета и создаваемой ним УПЦ КП. УПЦ едва не утратила свой юридический статус, но благодаря вмешательству общественности и русского правительства она его сохранила. В большинстве случаев УПЦ удалось сохранить свои помещения и храмы, а также влияние в регионах. Лишь в Киеве, на Львовщине и Волыни региональная власть относилась к ней прохладно. РПЦ, а за ней и УПЦ распространяет в мировом медиальном пространстве информацию о ликвидации "униатами и националистической властью" трех епархий РПЦ в Западной Украине.
Для укрепления позиции УПЦ в западном регионе сюда был направлен епископ Августин (Маркевич), которому позднее был подчинен "союз православных братств" и поручена капелланская опека над силовыми структурами. Он один из первых получил за свою деятельность орден русского Фонда св. Ап. Андрея Первозванного, который присуждается за защиту и сохранение русской культуры. Промосковское политическое направление в УПЦ возглавил митрополит Одесский Агафангел (Саввин) и близкая к нему организация "Единое отечество".
Условный статус «преследуемой» центральной властью оказывал содействие УПЦ в ее внутреннем подъеме и активизации оборонительных позиций. Их позицию поддерживали те левые и славянофильские политические силы, которые стояли в оппозиции администрации Л. Кравчука.
Победа на президентских выборах 1994 г. пророссийского кандидата Леонида Кучмы означала для УПЦ возвращение ей господствующей позиции. Новый глава государства активно встречается с иерархами УПЦ, помогает в строительстве храмов. УПЦ возвращаются храмы, которые использовались не по назначению, в т.ч. памятки архитектуры национального значения, что вызывает недовольство других конфессий, в особенности УПЦ КП. В регионах, в особенности восточных и южных, УПЦ получила особое содействие от властей в масс-медиа, образовании, душпастырстве в закрытых учреждениях.
В 1995 г. начались межправославные переговоры относительно восстановления единства, в которых принимали участие также представители УПЦ. В 1996 г. велись безрезультатные консультации с УАПЦ, которая ставила требование объединения под эгидой Константинопольской Патриархии. Позиция УПЦ с 1992 г. в этом деле была неизменной — в августе 1995 г. Священный Синод УПЦ ее сформулировал так: согласие прекращения соперничества вокруг общин и имущества, неучастие в переговорах политиков и Предстоятеля УПЦ КП Патриарха Филарета (на которого по представлению архиепископа Августина (Маркевича) Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. наложил анафему), диалог лишь на основе канонов Церкви.
15 декабря 1996 г. состоялся Архиерейский Собор УПЦ с участием практически всех владык (36 из 37), на котором рассматривался вопрос автокефалии и пути объединения украинского православия. Собору предшествовала острая полемика в самой УПЦ и осуществлялось внешнее давление. Западноукраинские епархии предлагали скорее ставить вопрос о канонической автокефалии, чтобы оградиться от нападений верных УПЦ КП и УАПЦ. Вместе с тем, представители восточных и южных регионов категорически отвергли идею автокефалии как измену Церкви и шаг к унии. Поэтому Собор при одном голосе против принял решение о нецелесообразности и несвоевременности автокефалии УПЦ при тогдашних политических и религиозных условиях. Аргументом против автокефалии были и заявления многочисленных общин, которые в случае принятия автокефалии готовы были перейти под прямое руководство Московской Патриархии, что означало бы очередной раскол в УПЦ.
Снова этот вопрос был актуализирован государством — Президент Украины Леонид Кучма в 1998 г. на Конгрессе украинской интеллигенции и в начале 2000 г. на Торжественном праздновании 2000-летия Рождестова Христового заявил о необходимости объединения украинского православия и создания единой Поместной Православной Церкви. На что Предстоятель УПЦ митрополит Владимир (Сабодан) ответил, что Православная Церковь существует и существуют те, которые от нее отошли, — и если они покаются и возвратятся, тогда будет действительно единая Церковь.
Официальную позицию по этому поводу высказал Юбилейный Архиерейский Собор УПЦ 28 июля 2000 г., на котором были признаны отрицательные последствия раскола и названо в качестве его причины нежелание "раскольнических группировок, поддержанных некоторыми политическими силами", идти к созданию единой Церкви путем, которым предлагает УПЦ. Собор принял обращение на имя Президента Украины, Архиерейского Собора РПЦ и Вселенского Патриарха Варфоломея І.
Этот Собор состоялся накануне Архиерейского Собора РПЦ (август 2000 г.), в котором приняли участие иерархи УПЦ. На имя Патриарха Алексия ІІ поступила телеграмма от Президента Украины Леонида Кучмы, в которой он попросил предоставить УПЦ каноническую самостоятельность. Архиерейский Собор РПЦ заслушал выступление митрополита Владимира (Сабодана), после которого была острая дискуссия о статусе канонической автономии УПЦ. В результате Собор решил вообще не изменять статус УПЦ, чтобы не привести к ее расколу. (Материалы Собора )
После смерти 25 февраля 2000 г. Предстоятеля УАПЦ Патриарха Димитрия (Яремы), активизировался интерес украинскими делами Константинопольского Патриарха Варфоломея І, вызванный Завещанием Патриарха Димитрия, в котором он призывал УАПЦ искать канонического единения с материнской Константинопольской Церковью. Это, конечно, вызвало недовольство Московской Патриархии и УПЦ.
Еще в 1997 г. во время визита в Одессу Патриарх Варфоломей І заявил, что раскол в Украине является внутренним делом РПЦ. На межправославных переговорах 28-29 марта 2000 г. делегация РПЦ предупредила Константинопольскую Патриархию, что в случае принятия ею под свой омофор УАПЦ, это ухудшит ее отношения с Москвой и заострит ситуацию в Украине. На следующих переговорах в июне 2000 г. Константинополь предложил пригласить к дискуссии представителей УАПЦ, УПЦ КП и украинской власти, что вызвало недовольство у представителей РПЦ, которые назвали проблему внутрицерковной.
1 июня 2000 г. Патриарх Варфоломей встретился с вице-премьер-министром Украины Николаем Жулинским, который от лица Президента Л. Кучмы попросил оказывать содействие украинскому православию в объединении и получении автокефалии. Патриарх ответил, что очень заинтересован в быстром получении этой автокефалии, которую может дать лишь материнская Церковь, то есть Константинопольский Патриархат, а не Московский. Также он указал на то, что во Вселенском Православии нет четкого механизма получения автокефалии или автономии. Предпосылка предоставления автокефалии - объединение трех православных конфессий в Украине. Патриарх Варфоломей сказал, что не видит другого пути достижения этой цели, лишь через переговоры с Московской Патриархией.
Свое недовольство делом высказал Архиерейский Собор УПЦ от 28 июля 2000 г., который в обращении на имя Патриарха заявил о недопустимости вмешательства Вселенской Патриархии в дела украинского православия.
Более поздние события, в частности, отход УАПЦ на ІV Поместном Соборе 14-15 сентября 2000 г. от духа Завещания Патриарха Димитрия, старания руководства УПЦ КП перехватить и оказывать давление на отношения с Константинополем, привели к тому, что позиция государственной власти Украины в этом деле была согласована с позицией УПЦ, а Константинопольский Патриархат отказался от активного участия в украинских делах в пользу Московской Патриархии.
С конца 2000 г. руководство УПЦ было обеспокоено запланированным на июнь 2001 года по приглашению государственной власти и Католических Церквей визитом в Украину Папы Римского Иоанна Павла ІІ . Синод УПЦ и лично митрополит Владимир (Сабодан) призывали Папу отказаться от этого визита, поскольку он не согласован с Московской Патриархией, которая считает Украину своей канонической территорией. Руководство УПЦ отказалось принимать участие в официальных встречах с Папой, а православные братства УПЦ провели несколько акций против визита Римского архиерея в Украину.
В августе 2001 года УПЦ отпраздновала 950-летие Киево-Печерской лавры, в котором приняли участие представители всех поместных православных Церквей.
В последние годы наблюдается сближение руководства УПЦ с центральными и многими региональными органами власти, провластными политическими и бизнес-структурами. УПЦ подписала договоры о сотрудничестве с государственными силовыми ведомствами. После Указа Президента Украины "О неотложных мероприятиях по окончательному преодолению отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего СССР относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций" (21 марта 2002 г. №279/2002) УПЦ передано в собственность много храмов, других бывших церковных помещений. При поддержке государства продолжается строительство многих храмов УПЦ. Неофициально, а иногда и официально, УПЦ поддерживала провластных кандидатов и политические силы на президентских и парламентских выборах 1998, 1999, 2002 и 2004 гг. В регионах УПЦ нередко проявляет нетерпимость относительно других конфессий, препятствует их государственной регистрации, получении земельных наделов под строительство культовых сооружений.
На конец 2004 г. УПЦ насчитывала 35 епархий, 39 архиереев. Три монастыря (Киево-Печерский, Почаевский и Святогорский), возведенные к уровню лавры. Действует Киевская духовная академия и семинария, духовные семинарии в Одессе, Харькове, Луцке и Почаеве, богословская академия в Ужгороде, богословский институт в Черновцах, ряд низших духовных образовательных учреждений. УПЦ принадлежат многочисленные средства массовой коммуникации, в т.ч. электронные. УПЦ входит во Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций.
Актуальные статистические данные конфессии можно найти в разделе "Статистика религий в Украине", а перечень известных РИСУ ее веб-страниц - в разделе "Украина религиозная в интернет-сети"
Адрес Митрополии Украинской Православной Церкви:
ул. Январского восстания, 25, корпус 49, г . Киев, 01015.
Канцелярия митрополии — тел.: (044) 255-12-03,
дежурный митрополии — тел.: (044) 290-15-08.
Последнее обновление страницы осуществлено 08.02.2005