За 16 дней в Папуа-Новой Гвинее днепропетровский священник Николай Несправа насмотрелся такого, что не укладывается в голове. Протоиерей находился на волосок от смерти, общался с каннибалами, держал в руках ожерелья из собачьих зубов и выигрывал трофеи в состязаниях с местными племенами.
В Папуа Николай Несправа полетел вместе с еще тремя людьми, но из Днепропетровска он был один. Цель была миссионерская и исследовательская, но по возвращению отношение к жизни перевернулось, признается священнослужитель.
- О доме я подумал минут через 20 после того, как ступил в джунгли, - вспоминает Николай. - В первые дни я передал по спутниковому телефону на родину слова о том, что это врата ада.
Чтобы попасть в Новую Гвинею, исследователям пришлось перенести 6 сложных перелетов. По приземлению попали в малопроходимые джунгли с непрекращающимися ливнями и полным отсутствием дороги.
В первые же дни днепропетровский священник сломал ребро. Шел он с 35-килограмовым рюкзаком за спиной, и спереди еще с одним — там было фотооборудование. С этой ношей и в ботфортах, которые наполнились водой, идти было тяжело, в результате Николай поскользнулся и с высоты около 4-5 метров упал на бревна.
- Чтобы не разбить технику, я ее убрал в сторону и ударился ребром. У меня был разорван костюм, я посмотрел на рану, открыл аптечку и тут же начал оказывать себе первую помощь — успел уколоть обезболивающее, наложить компресс, и в это время меня заметили проводники. Я еще не встал, они начали подходить ко мне и совать прямо в лицо свои ноги и руки. Я промыл им раны, заливал йодом, наклеивал пластырь... Каждый день потом ко мне подходило местное население за медицинской помощью. Кончилось это тем, что они у меня съели всю аптечку, включая большую пачку активированного угля. Потом подошел молодой человек с волдырем и спросил, что делать. Я ему объяснил, что таблеток и пластыря у меня уже нет, показал ножницы и скальпель. После этого за медпомощью ко мне больше никто не подходил, скальпеля они испугались, - рассказывает Николай Несправа.
После караваев исследователи около 200 километров проплыли в лодке по реке в долину, где живут очень много разных народностей. По разным подсчетам в Папуа-Новой Гвинее живут около 800 племен, у каждого из которых - свой характерный язык, при этом друг друга они не понимают. Говорят, что правительство Индонезии попыталось однажды провести национальный форум, собрать всех вождей, чтобы договориться о единой стратегии, но закончилось это все массовыми беспорядками.
Главные конфликты, как ни странно, в основном из-за женщин. На втором месте — кто у кого украдет свинью, а на третьем — борьба за территорию. Ресурсы очень скудные, поэтому если соседнее племя вторгается на банановые плантации к соседям, это заканчивается военным столкновением. Самая дорогая вещь в Папуа — ожерелье из собачьих зубов, размеры которого могут достигать 2-х метров.
Есть в Папуа-Новой Гвинее и собаки, но отношение к ним совсем не такой, к которому мы привыкли. Иногда их наказывают странным способом: бамбуковой ленточкой лапу привязывают к шее.
- Когда мы путешествовали, за нами бежала собака с такой привязанной лапой. Потом хозяйка ее пожалела, отвязала, но как только на нее прикрикнет — собака сразу автоматически прижимает лапу к шее. В их понимании собака — это такой котопёс. Они никогда не гавкают, их постоянно бьют и буцают, так что они умеют летать. Их никто не кормит. Я ел булку, отломал кусочек хлеба и бросил собаке. На меня посмотрели так, будто я украл что-то ценное или сделал что-то очень плохое. Потом мне вежливо сказали, что у нас даже дети хлеба не едят — хлеб это очень большая редкость, - рассказывает Несправа.
Еще одна интересная особенность племени караваев - они все скрежещут зубами, очень громко и очень сильно.
- Я сначала думал, что это звуки попугаев. Представьте, идешь по джунглям, а за тобой 5-6 голых заросших черных людей и все скрежещут зубами. В первый день меня это вдохновляло идти быстрее, - улыбаются Николай.
Во второй части путешествия исследователи отправились в племя осматов. Это очень древнее племя, которое начало свое существование на Севере Австралии и оттуда принесли каннибализм. Правда, каннибализм в Папуа-Новой Гвинее практикуют большинство племен.
Насчет религии осматы тоже говорят неохотно, но путешественнику удалось разведать, что верят они в черного духа. По местному поверью, на очень высоком дереве они строят маленькую хижинку. И в этой маленькой-маленькой хижинке есть еще меньшая хижинка, а в ней — коробочка, в которой живет черный дух. Так вот если человек заболеет или приходит опасность, он взбирается в этот маленький домик, наклоняется над еще меньшим домиком и разговаривает с ним, чтобы дух его спас.
- Далее я задал вопрос, чего они боятся. После этого вопроса я потерял контакт с этим племенем, они перестали со мной общаться, - рассказывает священник. - В другом племени я спросил, чем они гордятся, что для них важно. И один старый человек показал статую. Это была статуя одного из старейших воинов, который когда умирал, собрал всех и сказал «Я хотел бы, чтобы после моей смерти каждый из вас был лучше, чем я». Когда у него спросили, каким образом можно стать лучше, он вынес из дома ожерелье длинной почти в 15 метров с человеческими черепами — это его поверженные враги. Фотоаппаратов тогда не было, поэтому местный умелец запечатлел этот момент в статуе.
После этого путешественники побывали на ежегодном фестивале, который проводится между племенами. Происходит это так: большие грузовики объезжают племена, собирают местных жителей, привозят их в специальное место, загоняют в вольер, окруженный армией, и они там танцуют, веселятся и участвуют в поединках в стрельбе, метании. В одном из таких состязаний Николай Несправа даже завоевал трофей.
- В танцах меня очень поразила невероятная пластика и динамика. У каждого племени есть своя характерная черта в танце. Ритм задает барабан и инструмент, похожий на скрипку, и они себя могут завести и потом несколько часов не могут остановиться — они в танцах себя доводят до исступления, - вспоминает он.
По словам путешественника, алкоголь там запрещен, но они постоянно жуют орешки. После пяти минут жевания, этот орех превращается в кроваво-красное месиво и имеет легкое наркотическое действие. Так что они постоянно находятся в веселом состоянии.
Какая-никакая, а политика у них тоже присутствует. Даже с нашей чем-то схожа. - Там есть единственная маленькая гостинничка, от которой 400 метров до взлетной полосы. И вот эти 400 метров там сейчас укладывают дорогу. Я спросил, зачем вам дорога? Мне ответили — так выборы скоро, - смеется Несправа.
Живут папуасы иногда в семьях, а иногда раздельно. В некоторых племенах мальчиков с 9-летнего возраста забирают от родителей, и они до совершеннолетия живут отдельно. Они могут общаться с семьей, но не живут с ней. В некоторых племенах семей вообще нет — отдельные дома для женщин и мужчин. Есть правило — беременную женщину не трогают. И после родов потом еще 3 года ее никто не должен трогать. Кто тронет — штраф: две свиньи и связка собачьих зубов.
Несправа привез из Папуа множество впечатлений и десятки сувениров: украшения, ножи для ритуалов, копья, статуи и даже ожерелье из крокодильих зубов. Но главное — воспоминания и ощущения.
- В Папуа я прежде всего ощущал себя священником. Эти 16 дней я постоянно молился. Помните «Вий», когда Фома во время чтения Псалтыря мелком обводил вокруг себя круг? Каждый вечер я после чтения молитв промазывал все тело кремом против клещей, пропитывал одежду спреями, а еще одним спреем вокруг коврика, на котором спал, делал круг. И когда я просыпался, полчища термитов и клещей были как раз по периметру этого круга, - вспоминает он.
Миссионерством получалось заниматься далеко не во всех племенах. Но кто такой Иисус и что такое Иерусалим там знают — христианство дошло даже в Гвинею.
- Однажды вечером осматы разожгли костер, сели человек 15 мужчин полукругом и все на меня смотрят. В них никаких эмоций, просто смотрят и молчат. Я спросил, интересно ли им поговорить, интересно ли им что-то узнать о жизни в моем мире, они говорят «нет» и просто сидят и смотрят. Тогда я на Айпэде начал им показывать фотографии из Иерусалима. После этого вечера меня начали называть «Человек, который видел бога», - говорит священник.
Николай признается, что поездка в Папуа-Новую Гвинею многое изменила в его отношении к миру, это была очень важная, очень яркая духовная школа. Когда стоишь очень близко к смерти, жизнь приобретает совершенно другие краски, - признается он.